ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.1 Характеристика понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения
1.2 Области использования электронных средств обучения, в дошкольном образовании нормально развивающихся детей и детей с нарушениями слуха
1.3 Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуха
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1 Характеристика компьютерной программы «Лента времени»
2.2 Разработка конспектов коррекционных занятий с использованием компьютерной программы «Лента времени» по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
1. Конспект № 1. Тема «Осень»
2. Конспект № 2. Тема «Зима»
3. Конспект № 3. Тема «Весна»
4. Конспект № 4. Тема «Лето»
5. Конспект № 5. Тема «Поры года»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в последнее время отечественные и зарубежные ученые и педагоги отмечают снижение познавательной активности, указывая в качестве причин на расширение объема знаний для усвоения, неготовность ребенка к полноценному восприятию информации и использование пассивных методов и приемов ее передачи.
Познавательная активность ребенка дошкольного возраста реализуется прежде всего через интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, установку на решение практических и жизненных задач. В современном информационном пространстве проблема познавательной активности приобретает особую значимость, так как в целевых ориентирах дошкольного образования указывается, что к концу дошкольного периода ребенок должен быть любознателен, уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, также быть способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, т.е. иметь сформированную познавательную активность.
Особенно важной эта проблема становится в отношении детей с нарушением слуха, которые имеют ряд особенностей в психофизическом и речевом развитии.
В трудах Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского познавательная деятельность рассматривается как стремление дошкольников к познанию, необходимое условие для умственного развития личности. Изучением особенностей познавательной деятельности и способами ее применения у старших дошкольников занимались В.П. Лозовая, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, Ж.Н. Тельнова и др. Проблемами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха занимались Т.А. Григорьева, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова, В.А. Синяк, И.М. Тигранова, Ж.И. Шиф, Н.В.Яшкова и др. Психическое развитие у детей с нарушениями слуха происходит в необычных условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Нарушение слуха, как первичный дефект, ведет к недоразвитию речи, следовательно, развитие познавательной деятельности происходит замедленно. Все это требует создания специальных условий работы с детьми данной категории.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.1 Характеристика понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии [16].
В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения доступа к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [18].
Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1 Характеристика компьютерной программы «Лента времени»
Информатизация общества – это социальный процесс, особенность которого заключается в том, что главным видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Это становится возможным на основе современных средств вычислительной техники и разнообразных средств информационного обмена [18].
Информатизация касается всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе сферы образования. Модернизация системы образования в Республике Беларусь обусловлена переходом к информационному обществу. Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки электронных средств и информационно – коммуникационных технологий и их использования педагогом и обучающимися [1].
Значение информатизации образования заключается в решении задач, связанных с оптимизацией развивающего обучения, индивидуализацией обучения с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей, освоение ими новых способов решения учебных задач посредством информационно– коммуникационных технологий. И внедрение электронных средств обучения в практику инклюзивного образования является одним из приоритетов отечественного образования. К электронным средствам обучения относятся компьютерные игры, которые разработаны в соответствии развивающейся направленности. Все это позволяет педагогам сделать работу привлекательной, мотивированной для детей с нарушениями в развитии, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на современном этапе развития образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих. Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.
В настоящее время основная задача заключается в создании благоприятной педагогической среды для развития познавательной сферы каждого ребенка с нарушением слуха, обеспечения индивидуальной, оптимально возможной траектории развития каждого обучающегося.
Использование информационно-компьютерных технологий в специальном (коррекционном) образовании детей с различными образовательными потребностями базируется на основных положениях исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными в области общей педагогики; на результатах исследований отечественных и зарубежных ученых в области специальной педагогики и психологии.
Электронные средства обучения в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, открывают новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Современный педагог должен знать и умело применять в работе с детьми с нарушениями слуха электронные средства обучения, которые обогащают образовательную деятельность, делают ее познавательной, интересной и занимательной.
Компьютерная программа «Лента времени» используется в качестве инструмента обучения дошкольников, направленного на развитие умения ребенка осмысливать окружающий мир. Эта программа включает четыре серии заданий, где от ребенка требуется просматривать на экране одну за другой десять фотографий и соотносить каждую с временем года, используя для этого «ленту времени».
1. Андресен Бент Б. Мультимедиа в образовании: спец. учеб. курс // Информационные технологии в образовании. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 2007. 224 с.
2. Батенова, Ю.В. Компьютерная игра дошкольника и ее психодиагностический потенциал // Вестник Южно–Уральского государственного университета. – 2011. – № 29 (246). – С. 12–14.
3. Бойко Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. 2017. № 1. С. 3–5.
4. Борблик, Ю.В., Шабалина, О.А. Применение обучающих игр в учебном процессе коррекционных школ VIII вида // Образовательные технологии и общество. – 2015. Т.18. – № 1. – С. 427–439.
5. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М., 1963. – 304 с.
6. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
7. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной деятельности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С 28–32.
8. Зак А. З. Как определить различия в мышлении детей 6–10 лет. М.: Модэк, 2009. 144 с.
9. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
10. Зыкова Т. С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей // Дефектология. 2003. № 1. С. 8–15
11. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
12. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. – М.: Полиграф Сервис, 2005. – [Гл. III] : Использование информационных технологий в области развития представлений о мире.
13. Кукушкина, О.И. Компьютерный инструмент дифференциации и осмысления картины мира – «Лента времени» // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2013. – №17. – С.2.
14. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
15. Обухова, Т. И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха : учеб-метод. пособие / Т. И. Обухова, Е. Н. Сороко. – Минск : БГПУ, 2013. – 91 с.
16. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.
17. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования: коллективная монография / С. П. Дуванова и др.; под общей редакцией С. П. Дувановой. – Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2013. – 148 с.
18. Роберт, И.В. Методология информатизации образования [Электронный ресурс] /И. Роберт. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://ito.su/40/plenum/Robert.html
19. Розанова, Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1992. – №2-3. – С. 5-11.
20. Сорока, О.К. Определение критериев оценки качества дидактических компьютерных игр // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. – 2010. – №11. – С. 22–25.
21. Сороко Е.Н. Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха/ Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы II Международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс] режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/19631/1/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%20-%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_42_2016.pdf