Введение
Развитие личности современного человека обусловлено сложной совокупностью и динамикой социокультурных, экономических, технологических и психологических факторов, определяющих условия существования и жизнедеятельности в социальной среде. Потому сегодня возрастает роль адаптации и адаптивных способностей личности к постоянно изменяющимся условиям окружающей действительности. Сложившаяся в нашей стране ситуация требует от современного человека гибкости в использовании механизмов адаптации к трансформациям, осуществляющимся на социальном уровне. В связи с этим проблема адаптации человека приобретает особую значимость в связи с необходимостью решать задачи оптимизации процесса взаимодействия личности и социальной среды.
Важнейшим условием эффективного функционирования личности выступает способность изменять собственные цели и способы их достижения для того, чтобы согласовать их с условиями внешней среды. Благоприятная социализация личности напрямую зависит от адаптивных способностей личности. Человек, обладающий развитыми адаптивными способностями, отличается успешностью и качественны своеобразием приспособительного поведения личности, успешном преобразованием всех ее отношений с окружающим миром.
Проблема адаптации в психологической науке является достаточно разработанной и исследуется с позиций многих подходов. Изучением феномена адаптации занимались зарубежные (Л. Филлипс, Л. Фестингер, К. Роджерс, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Даймон и др.) и отечественные (Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, Д.В. Лукашенко А.А. Налчаджян, А.А. Реан и др.) авторы.
Вопрос об адаптивных способностях личности затрагивали А.М. Богомолов, М.В. Григорьева, С.А. Ларионова, А.Г. Маклаков, О.С. Назаревич, О.Н. Нургатина, С.А. Пакулина, С.Т. Посохова, Л.А. Тухужева и др.
В психологии внимание ученых сосредоточено на вопросах адаптации человека к социальным факторам жизненной среды. Контекст исследований весьма разнообразен: это адаптация человека к изменениям в социальных системах; к изменениям в социокультурной среде и в образе жизни; к изменениям в социальной позиции. Кроме того, термин «адаптация» используют для обозначения приспособления, равновесия, процесса освоения и усвоения ценностей, соответствия между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.
Понятие «адаптивные способности» в современной психологии является недостаточно разработанным. Ученые и исследователи рассматривают это понятие наряду со многими терминами: «адаптивность», «адаптированность», «адаптационный потенциал» и т.д.
1 Теоретический анализ подходов к пониманию сущности понятий «адаптация» и «адаптивные способности»
В современной психологии существует множество концептуальных подходов и направлений изучения понятия «адаптация». Многообразие взглядов отечественных и зарубежных психологов на проблему адаптации личности обусловлено сложностью этого феномена. Термин «адаптация» (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах.
В зарубежной психологии наиболее известными подходами к изучению понятия адаптации являются интеракционистский, когнитивный, гуманистический, социологический подходы.
С позиции интеракционистского подхода адаптация рассматривается как соответствие личности требованиям социальной среды, обусловленное психологическими и социальными факторами [1, с. 7]. По мнению Л. Филлипса, эффективная адаптация возникает в двух ситуациях. В первой случае человек эффективно реагирует на те требования и социальные экспектации, которые предъявляет внешняя среда в соответствии с его полом, возрастом и другими характеристиками. Во втором случае он сталкивается с новыми и экстремальными воздействиями, проявляет свои способности выбирать наиболее подходящие стратегии реагирования для достижения поставленных целей [2, с. 145]. Такое понимание адаптации отражает необходимость проявления активности человека и наличия у него способности осуществлять преобразовательную деятельность.
В контексте когнитивного подхода к проблеме адаптации личности преобладает идея о том, что нелогичные мыслительные процессы и ложные представления об окружающем мире способствуют выбору неэффективных приспособительных стратегий в поведении, что в итоге приводит к дезадаптации личности. В теории когнитивного диссонанса, разработанной американским психологом Л. Фестингером, адаптация рассматривается как положительный результат разрешения некоторого противоречия в знании об одном и том же объекте или событии. Наличие в психике личности противоречивых, несовместимых друг с другом представлений, потребностей или мотивов деятельности приводит к внутреннему конфликту, что обусловливает смену нормативных стереотипов, принятых в социальной среде, и, в результате, приводит к дезадаптации [3, с. 64].
Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) считают адаптацию механизмом и условием позитивной социализации, достижения самореализации. Развитие социальной адаптации личности осуществляется путем реализации потребности в самореализации, стремления к личностному росту. По К. Роджерсу дезадаптация – это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, основной источник которого заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом индивида [4, с. 55]. Так, адаптация в рамках этого научного направления не сводится к приспособлению к условиям среды, а рассматривается в динамике и носит перспективный характер.
2 Психологическая структура адаптивных способностей личности
Рассмотрение содержания понятия «адаптивные способности» невозможно без раскрытия термина «способности». В зарубежной психологии понятие «способности» имеет два значения: владение способами выполнения действия на определенном уровне обученности и развития, а также максимальные возможности (умения) в отношении развития какой-либо функции [1, с. 8].
В отечественной психологии под способностями понимаются различные характеристики: совокупность психических свойств и качеств; индивидуально-психологические особенности, которые имеют непосредственное отношение к успешной деятельности; а также психологические новообразования, обусловливающие успешность в деятельности (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Большой вклад в проблему способностей внес Н.С. Лейтес, который под способностями понимал свойства личности, которые обусловливают возможность осуществления и уровень успешности деятельности, и находятся в единстве с другими качествами личности в целостном образовании психической жизни индивида [15, с. 21].
В структуру любой конкретной способности включены общие свойства, которые отвечают требованиям различных видов деятельности, вместе со специальными свойствами, которые, обеспечивают успех только в одном виде деятельности. Структура способностей как совокупность врожденных и выработанных операциональных качеств является гибкой, так как соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей различно. В зависимости от того, какое качество является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности [15, с. 22].
В психологической науке обнаруживаются различные взгляды на структуру адаптивных способностей личности. Согласно А.Г. Маклакову, структуру адаптационного потенциала личности образуют:
- «уровень нервно-психической устойчивости, отражающий вероятность нервно-психических срывов;
- самооценка – способность адекватно оценивать себя и своих способностей;
- уровень конфликтности – склонность личности вступать в конфликтное взаимодействием;
- морально-нравственные качества – способность адекватно оценивать свое место в коллективе, проявлять нравственные черты;
- ориентация на существующие нормы поведения – степень конформности или независимости, самостоятельности мышления и поведения [15, с. 23].
3 Особенности развития адаптивных способностей личности
В отечественной психологии проблема развития способностей (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин. В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков) тесно связана с категорией деятельности, а также личностными и социальными условиями, при которых деятельность становится средством развития способностей. Проблема закономерностей онтогенетического развития адаптационных способностей личности и ее показателей на сегодняшний день в недостаточной степени представлена в научной литературе.
Развитие адаптивных способностей личности берет свое начало еще в детстве. С позиций А.М. Богомолова, «на ранних этапах онтогенеза границы и вариативность адаптационных способностей обусловлены индивидными свойствами. При этом адаптационные задачи регулируется и регламентируется ближайшим социальным окружением. Психологические новообразования периодов детства включаются в репертуар адаптационных средств, которые обеспечивают психологическое благополучие ребенка и формирование системы его социальных отношений» [26, с. 27].
Адаптационные способности развиваются и совершенствуются по мере онтогенетического развития. Согласно Л.И. Божович, «психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям внешней среды. Но, возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие» [27, с. 84]. По мере формирования сознательной регуляции поведения осознанные цели все в большей мере начинают контролировать и направлять аккомодационную и ассимиляционную активность субъекта.
На протяжении детского и подросткового периодов онтогенеза преобразуется иерархия значимых условий внешней среды, вызывающих изменения, механизмы регуляции психической адаптации индивидуализируются, стилевые черты развиваются, адаптационная активность повышается. По мнению А.М. Богомолова, «формирование поведенческих и собственно психологических механизмов регуляции обусловливает усложнение структуры адаптационного ответа и расширение адаптогенного контекста» [26, с. 28].
В работе М.М. Безруких показано, что регулирование психофизиологической адаптации осуществляют механизмы, которые значительно изменяются в ходе развития и окончательно формируются к концу полового созревания. В детстве адаптивные способности недостаточно сформированы, на что указывает недостаток ресурсов и генерализация адаптационного ответа на воздействующие стимулы. К подростковому этапу наблюдается рост адаптивных способностей за счет включения ребенка в более широкий контекст социальных отношений, интенсивное развитие сознания и самосознания [28, с. 195].
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в отечественной психологии адаптация рассматривается одновременно как динамический процесс и результат; как аспект развития личности индивида, в ходе которого происходит усвоение социальных норм и овладение приемами деятельности. В зарубежной психологии адаптация определяется в виде необходимого условия эффективного функционирования личности, которое осуществляется путем достижения некоторого равновесия между субъектом и средой. Адаптация представляет собой процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды. Адаптивные способности – это интегрированные качества личности, позволяющие быстро и оптимально выбирать способы взаимодействия со средой, обеспечивающие активную и развивающую адаптацию, способствующие достижению состояния адаптированности, обусловленные психологическими особенностями личности, определяющими возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в различных условиях жизни.
Психическими компонентами адаптивных способностей выступают подсистемы личностных свойств, подсистемы индивидных свойств и субъективные свойства человека, в функции которых входит отражение объективной реальности и регуляция различных отношений с ней, управление собственным поведением согласно принятым социумом требованиям, достижение успеха в различных видах деятельности и личностного роста. Структуру адаптивных способностей образуют: рефлексивные, регуляционные, мотивационные, эмоциональные, характерологические, межличностные свойства, позволяющие личности успешно функционировать за счет осознанного постижения и обретения собственных потенциальных возможностей, а также сознательного выбора своего пути и способов приспособления к изменяющимся условиям. адаптационные свойства интеллекта, включающие конвергентные способности, креативность и стилевые характеристики интеллекта (когнитивный, интеллектуальный и эпистемологический стили). Входящие в структуру адаптивных способностей адаптационные свойства интеллекта обеспечивают ориентацию в нестандартных проблемных ситуациях, понимание и оценку индивидом реальности, своей личности и своих взаимоотношений с окружающими, а также регуляцию своего поведения, в соответствии с ценностно-нормативными требованиями социума.
1 Аксенова, Г.И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г.И. Аксенова, П.Ю. Аксенова // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 4. – С. 6 – 11.
2 Азбергенова, Г.А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению / Г.А. Азбергенова // Вестник КРСУ. – 2016. – № 12. – С. 144 – 148.
3 Рожков, О.П. Различные подходы к проблеме социальной адаптации личности в отечественной и зарубежной психологи / О.П. Рожков // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 4 (52). – С. 60 – 71.
4 Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С. 43 – 56.
5 Кескитало, К. Концепция адаптивной способности: обзор социологических теорий адаптивных и институциональных изменений / К. Кескитало // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2010. – № 2. – С. 63 – 82.
6 Соколова, Ю.А. Генезис понятия «адаптация» / Ю.А. Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. – № 3. – С. 93 – 99.
7 Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В.А. Бодров. – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
8 Назаревич, О.С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности / О.С. Назаревич // Вестник угроведения. – 2012. – № 4. – С. 66 – 69.
9 Лукашенко, Д.В. Адаптация личности. Системный подход / Д.В. Лукашенко // Человеческий капитал. – 2016. – № 4. – С. 35 – 39.
10 Ларионова, С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография / С.А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.
11 Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – М.: Эксмо. – 368 с.
12 Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479.
13 Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 284 с.
14 Вертягина, Е.А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» / Е.А. Вертягина // Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – С. 8 – 10.
15 Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. –Т. 22, № 1. – С. 16 – 24.
16 Толстых, Ю.И. Современные подходы к категории «адаптационный потенциал» / Ю.И. Толстых // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2011. - № 2. – С. 11 – 14.
17 Григорьева, М.В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. – 2012. – Вып. 3. – С. 11 – 15.
18 Жмыриков, А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения / А.Н. Жмыриков. – М.: МГУ, 2006. – 154 с.
19 Панферов, В.Н. Психология человека. Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики / В.Н. Панферов. – СПб.: Питер, 2000. – 463 с.
20 Богомолов, А.М. Механизмы регуляции и закономерности реализации адаптационного потенциала личности / А.М. Богомолов // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: сборник научных трудов / под ред. И. С. Морозовой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – С. 300 – 304.
21 Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. ... д-ра психол. наук / С.Т. Посохова. – М., 2001. – 29 с.
22 Некрасова, Н.А. Формирование адаптационного потенциала молодежи в процессе модернизации российского социума [Электронный ресурс] // Молодёжь и наука: сборник материалов науч.-техн. конф. – Режим доступа: http://conf.sfu-kras. ru/sites/mn2010/section 7. Html.
23 Пакулина, С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.А. Пакулина. – Челябинск, 2004. – 26 с.
24 Пакулина, С.А. Структура адаптивных способностей студентов педагогического вуза / С.А. Пакулина // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 2. – С. 11 – 19.
25 Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
26 Богомолов, А.М. Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности / А.М. Богомолов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 27 – 31.
27 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Смысл, 2008. – 462 с.
28 Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
29 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
30 Портнова, А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией / А.Г. Портнова: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Г. Портнова. – СПб., 2001. – 22 с.
31 Тухужева, Л.А. Развитие адаптационных способностей у младших школьников / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 10. – С. 48 – 50.
32 Карбанович, О.В. Развитие адаптивных способностей у подростков средствами индивидуального рефлексивного воспитания / О.В. Карбанович // Вестник Брянского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 151 – 155.
33 Нургатина, О.Н. Особенности развития адаптивных способностей студентов вуза / О.Н. Нургатина // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 2. – С. 7 – 10.
34 Фурманова, Н.В. Психологические характеристики адаптивной личности в период перехода к ранней взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.В. Фурманова. – Ярославль, 2008. – 26 с.
35 Савин, А.П. Психологическая устойчивость в общеобразовательном процессе / А.П. Савин, Е.Р. Абдулгазизова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 2. – С. 37 – 38.
36 Гадаборшева З.И. Формирование психологической устойчивости личности студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук / З.И. Гадаборшева. – Пятигорск, 2015. – 23 с.