ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность композиционных умений у детей дошкольного возраста..
1.2Характеристика и основные особенности декоративной деятельности
1.3 Значимость декоративной деятельности в развитии композиционных умений детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦОННЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Разработка направлений деятельности по развитию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На педагогическом уровне актуальность формирования композиторских навыков у детей старшего дошкольного возраста усиливается социальным порядком общества, поскольку нормативный уровень их формирования тесно связан с развитием художественной и изобразительной деятельности. Педагоги и психологи подчеркивают специфику художественно-визуальной деятельности детей дошкольного возраста и отмечают, что при условии оптимальной организации и эффективной подготовки, закладывается интерес, на основе которого впоследствии формируется художественная культура личности.
Наибольшие трудности для детей старшего дошкольного возраста представляют композиционные поиски: умение передать в рисунке настроение, состояние и характер образа и выразить свое отношение к нему является одной из важнейших задач в развитии детского творчества. Необходимость решения этой задачи становится особенно очевидной, когда речь заходит об освоении элементарных основ композиции, которые представляют собой особую форму эстетического познания мира и обеспечивают, в сочетании с другими средствами, наилучший результат в создании художественного образа.
По мнению большинства исследователей детского изобразительного искусства (Е.И. Игнатьева, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной), с первых стадий своего развития ребенок начинает использовать отдельные средства изобразительного языка.
Исследования показывают, что на практике мало что известно о способах обучения дошкольников использованию элементарных правил и методов композиции. Это приводит к снижению образного выражения детских рисунков, потере интереса к рисованию и другим формам изобразительного искусства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность композиционных умений у детей дошкольного возраста
Композиция – это, с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства, от идеи до ее завершения, а с другой – своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащий полному, целостному и выразительному решению идеи. Композиция – это структура, соотношение и взаимное расположение частей [11, с. 33].
Композиция, в переводе с латинского «compositio», означает сочинение. Композиция имеет двойное смысловое значение. В учебном рисунке слово композиция означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое значение. В творческом смысле «композиция»– это общая художественная идея, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В образовательном рисунке это правильный выбор размера и расположения предмета в заданном формате [17, с. 437].
Умение – это способность делать что-то, основанное на знаниях, опыте, навыках. Педагогический словарь определяет «умение» как готовность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, осознанно, на основе знаний и жизненного опыта. Умение формируется посредством упражнений и создает способность выполнять действие не только в знакомых, но и в изменившихся условиях [2, с. 31].
Композиционные умения– это совокупность освоенных способов выполнения действий по координации отношений между частями и всем комплексом в целом, обеспеченных приобретенными знаниями о материалах, средствах, методах, техниках композиции.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦОННЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является исследовать процесс развития композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которое было направлено на выявление уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап: диагностический. На данном этапе осуществлялась диагностика уровня сформированности композиционных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Был осуществлен анализ рисунков детей, формулировка выводов по результатам исследования.
Второй этап: формирующий. По результатам проведенной диагностики проведена разработка направлений деятельности по развитию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №66 города Гродно».
Выборка: в исследовании принимало участие 15 детей старшего дошкольного возраста (возраст детей от 5 до 6 лет).
Для проведения диагностического исследования уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста использована диагностическая методика С.А. Криночкиной [15]: ребятам было предложено нарисовать рисунок по мотивам сказки «Колобок».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Композиционное умение – это универсальные идеи, объединяющие композиционное знание, живописное, графическое, скульптурное, декоративное мастерство в единое целое, направленные на успешное решение творческих задач. Формирование композиторского мастерства у детей старшего дошкольного возраста зависит от процесса творческой визуальной активности и способов формирования художественного образа, от последовательно меняющихся взаимоотношений между взрослыми и детьми, от комплексного использования взрослыми разнообразных средств, приемов, методов и форм, способствующих самостоятельному композиционному решению в рисунке.
Декоративная деятельность оказывает значительное влияние на развитие творческой активности личности ребенка. Декоративная деятельность детей дошкольного возраста характеризуется свободой реализации идей путем использования различных материалов и методик при создании начальной стадии изделий по образцу, а на следующей стадии оригинальных изделий, не ограничивая ребенка в активном воображении. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства закрепляются знания детей о стандартах цвета и формы, формируется достаточно ясное и полное понимание предметов декоративно-прикладного искусства, развивается нетрадиционное мышление, навыки наблюдения и наблюдения, обогащается творческое стремление детей к преобразованию мира. Создание педагогических условий для восприятия декоративно-прикладного искусства детьми дошкольного возраста и их включение в декоративно-прикладное творчество будет способствовать активному изучению ими художественного опыта и его самостоятельному применению в творческих ситуациях.
Декоративная деятельность способствует формированию композиторских навыков у детей. Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в жизни ребенка, так как оказывает на него всестороннее влияние, является важным средством воспитания и формирования гармоничной личности. Построение композиции в процессе декоративной деятельности имеет ряд отличительных особенностей, а именно симметрия расположения узора, чередование элементов, целостность достигается цветом и содержанием рисунка. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно выбирать тип росписи, ее элементы, вкус и композицию.
1 Алпатов, М.В. Композиция в живописи и рисунке: учебное пособие/ М.В. Алпатов. – Москва: Просвещение, 2008. – 178с.
2 Волков, Н.Н. Восприятие картины: пособие для учителя / Под ред. И.П. Глинской. –2- е изд., доп. – Москва: Просвещение, 2006. – 56с.
3 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2007. – 96 с.
4 Голубева, О.Л. Основы композиции: учебное пособие/ О.Л.Голубева. –2-е изд. – Москва: Искусство, 2004. – 120с.
5 Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.Г. Григорьева. – Москва: Академия, 2000. – 344с.
6 Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.Г. Григорьева. – Москва: Академия, 2002. – 337с.
7 Зимина, И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольника / И.К. Зимина// Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С. 26-31
8 Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Т.Г. Казакова. – Москва: Владос, 2007. – 255с.
9 Каплунович, И.Я. Психологические закономерности генезиса математического мышления / И.Я.Каплунович// Математика в вузе и школе: обучение и развитие: Тезисы 16 Всероссийского семинара преподавателей математики и методики ее преподавания. – Новгород, 2007. – 175 с.
10Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий: учебное пособие/ Д.Н. Колдина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
11 Комарова, Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании / Т.С. Комарова// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 42
12 Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования: учебное пособие/ Т.С. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2010. – 158с.
13 Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество: учебное пособие для студентов/ Т.С. Комарова. – Москва: Педагогика, 2006. – 144с.
14 Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года: Учимся видеть, ценить, создавать красоту / Н.А. Курочкина. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003. – 269 с.
15 Методика для проведения диагностического исследования уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/formirovanie-kompozitsionnykh-umenii-u-detei-stars.html.
16 Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся педагогических училищ: сборник/ Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – Москва: Просвещение, 1991. – 256с.
17 Новейший философский словарь: словарь/ Под общ.ред. А.А.Грицанов. – Минск: Научное издание, 2015.
18 Ожегов, С.И. Однотомный толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: ИТИ Технологии, 2006. – 944с.
19 Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста: сборник/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – Москва: Педагогика, 2008. – 136с.
20 Пантелеев, Г.И. Декоративное искусство – детям: пособие для воспитателей ДОУ/ Г.И. Пантелеев. – Москва: Просвещение, 2000. – 143с.
21 Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования/ С.В. Погодина. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2013. – 352 с.
22 Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: учебное пособие/Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – Москва: Просвещение, 2002. – 243с.
23 Свешников, А.В. Композиционное мышление: учебное пособие/ А.В. Свешников. – Москва: Логос, Университетская книга, 2009. – 272с.
24 Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. В.Н. Шацкой. – Москва: АПН РСФСР, 2001. – 334с.
25 Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие/ Н.В. Шайдурова. – Москва: Сфера, 2008. – 160с.
26 Шорохов, Е.В. Основы композиции: учебное пособие для педагогических институтов/ Е.В. Шорохов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2011. – 303с.