Введение
Глава 1. Теоретические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста средствами детского музыкального фольклора
1.1 Психолого-педагогические основы музыкального развития детей в дошкольном детстве
1.2 Сущность детского музыкального фольклора и его возможности для музыкального развития детей дошкольного возраста
Глава 2. Педагогические возможности детского музыкального фольклора как средства музыкального развития детей от 4 до 5 лет
2.1 Особенности и уровень развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Актуализация детского музыкального фольклора на музыкальных занятиях средней группы
2.3 Эффективность применения детского музыкального фольклора в музыкальном развитии детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
Средний дошкольный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации творческих потенциальных возможностей дошкольников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В течение данного возраста на качественно новом уровне реализуется творческий потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.
Одним из эффективных средств развития детей среднего дошкольного возраста является музыкальное искусство и в первую очередь детский музыкальный фольклор. Использование музыкального фольклора в процессе активной музыкальной деятельности, направленно на развитие воображения, абстрактно-логического мышления, оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие творческой личности. Детский музыкальный фольклор оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Это обеспечивает защиту ребенка от вредных влияний потока массовой музыкальной культуры, а также формирует в нем прочный фундамент нравственных ценностей и хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. Именно поэтому в системе музыкально-эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится детскому музыкальному фольклору.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1 Психолого-педагогические основы музыкального развития детей в дошкольном детстве
Музыкальное развитие является одной из форм эстетического развития подрастающего поколения. Музыкальное искусство оказывает всестороннее влияние на развитие детей дошкольного возраста. Оно формирует не только нравственно-эстетическую сферу личности, но и ценностные ориентации детей, их мировоззрение, интеллект, отношение к окружающей действительности. В процессе занятий музыкой активизируется познавательная и умственная деятельность детей, развивается усидчивость, внимательность, дисциплина.
Проблемы музыкального развития в процессе музыкальной деятельности разрабатывали в своих трудах Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, Н.Л. Грозненская, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский. В своих исследованиях авторы рассматривали различные аспекты музыкального развития, механизмы его осуществления, возрастные особенности, а также методы и приемы музыкального развития в раннем возрасте.
По словам А. Г. Гогоберидзе «процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста – есть развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие педагогов и детей с целью содействия самореализации, самоопределению личности ребенка музыкальными средствами, гуманизации детских отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими музыкального опыта» [6, с. 45].
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
2.1 Особенности и уровень развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста
В рамках данной работы было проведено исследование по определению уровня развития музыкальных способностей детей от 4 до 5 лет, а так же проведена работа по изучению влияния музыкальной деятельности на основе фольклора детей среднего дошкольного возраста на занятиях на уровень развития музыкальных способностей. Исследование проходило на базе Государственное учреждение образования «Городищенский ясли - сад» Барановичского района, в средних группах. Количество детей составило 30 человек.
Цель исследования: определение особенностей и уровня развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста, выявление степени влияния детского музыкального фольклора как средства музыкального развития детей среднего дошкольного.
Задачи исследования:
- подобрать диагностический материал для выявления уровня развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста;
- проанализировать результаты исследования;
- разработать конспекты музыкальных занятий с использованием детского фольклора для работы с детьми средней группы;
- обобщить результаты исследования по организации и проведению музыкальных занятий на основе детского фольклора в средней группе дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема музыкального развития старшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна в современной личностно-ориентированной педагогике. Признание самостоятельной ценности каждого периода детства, стремление к воспитанию активной, творческой личности, способной ценить, сохранять и преумножать богатства мировой музыкальной культуры влечет за собой необходимость поиска новых интегрированных подходов, позволяющих уже в раннем детстве осуществлять музыкальное воспитание ребенка на основе музыкального фольклора и народного творчества.
В ходе работы было отмечено, что музыкальное развитие представляет собой специально организованную деятельность, которая направлена на развитие музыкальности. Музыкальность представляет собой обширный комплекс общих и специальных способностей, к которым относятся ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, творческое воображение, эмоциональность.
Также в ходе исследования были выделены основные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение и песенное творчество, музыкально-ритмические движения, обучение игре на детских музыкальных инструментах. Отмечена важность использования игровых приемов, игрушек, атрибутики в формировании устойчивого положительного отношения к музыке в дошкольном возрасте, а также интеграции приемов и методов музыкального воспитания и развития, что способствует эффективному формированию музыкальности дошкольников.
В ходе исследования были рассмотрены возможности музыкального фольклора как одного из эффективных средств музыкального развития дошкольников. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
1. Аникин, В. П. Русское народное поэтическое творчество: учеб.для пед. ин-тов по спец. / В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. – 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение: Ленингр. издание, 1987. – 478 с.
2. Анцыпіровіч, В. М. Фарміраванне музычнай культуры дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / В. М. Анцыпіровіч; пад рэд. Н.С. Старжынскай. –Мінск, 2007.– 59 с.
3. Апраксина, O. A. Методика развития музыкального восприятия: Уч.пособ. / О.А. Апраксина – М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. – 59 с.
4. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
5. Виноградов, Г.С.Детский фольклор и быт: программа наблюдений / Г.С. Виноградов. – Иркутск, 1925. – 83 с.
6. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд./ А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2007. - 320с.
7. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.,1983. – 190 с.
8. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Дзержинская. – М.: Просвещение, 1985. – 160с.
9. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. –М.: Просвещение, 1985. –160 с.
10. Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы // Музыкальное воспитание в Венгрии. – М.: Сов.композитор, 1983. – С. 41-63.
11. Ищук В.В. Игра на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. – 1994. – №4. –С. 68-72.
12. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевсеий. –М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
13.Кенеман, A.B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф. дисс. канд. пед. наук. –М., 1955.–21 с.
14. Комиссарова, JI.H. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1980. – 18 с.
15. Мерзлякова С.И. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые / С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова. – М.: Владос, 2001. – 55с.
16. Нiкашына, Г.А. Музычная гульня як сродак развiцця эмацыянальнай спагадлівасцi // Пралеска. – 1995. – № 3 (2). – С. 16-21.
17. Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей // Дошкольное воспитание. – 1994. – №9,10. – С. 10-15.
18. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
19. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
20. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: «Академия», 2003. – 368 с.