ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие связной речи в психологической и лингвистической литературе
1.2 Понятие детского словесного творчества
1.3 Особенности содержания и художественной формы сказок и методика работы со сказками
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты обследования особенностей связной речи дошкольников контрольной и экспериментальной групп
2.2 Содержание и методика развития словесного творчества у детей экспериментальной группы дошкольников при обучении сочинению сказок о животных
2.3 Выявление уровня развития связной речи дошкольников контрольной и экспериментальной групп и интерпретация результатов эмпирического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема воспитания творческой личности является актуальной в образовании, поскольку современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Дошкольное детство, а именно старший дошкольный возраст, - особый возрастной период, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят существенные изменения во всех сферах его деятельности и психики (познавательной, эмоциональной, волевой).
Именно в этом возрасте появляются все виды художественной деятельности, появляются их первые оценки, делаются первые попытки сочинительства. Старший дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих способностей ребенка. Именно в этом возрасте появляется способность творчески решать проблемы, возникающие в той или иной ситуации в жизни ребенка.
Выдающийся ученый Л.С. Выготский отмечает, что одним из важных вопросов детской психологии и педагогики является «вопрос творчества у детей, развития этого творчества и значения творческой работы для общего развития и взросления ребенка».
В формировании творческой личности старшего дошкольника словесное творчество имеет большое значение, поскольку язык - основа любого вида творчества, неотъемлемая часть социальной жизни людей, необходимое условие существования человеческого общества. Словесное творчество - это продуктивная деятельность дошкольника, которая выражает творчество и желание детей отразить в слове свое отношение к определенным явлениям, помогает раскрыть его внутренний мир, особенности представлений, интересов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие связной речи в психологической и лингвистической литературе
Родной язык - ключ к пониманию окружающей действительности, важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Одна из основных задач речевого воспитания дошкольников - развитие связной речи. Связное высказывание отражает уровень умственного и эмоционального развития ребенка, показывает, насколько он владеет словарным богатством языка, его грамматической структурой [7].
Именно в дошкольном возрасте необходимо показать детям, насколько богат и разнообразен язык, помочь им почувствовать его красоту, научить их рассуждать, обобщать и анализировать. Последовательное и связное изложение тесно связано с развитием логического мышления, которое служит необходимым звеном в подготовке детей к учебе [12]. Связная речь - это речь, отражающая все существенные аспекты ее объективного содержания, семантическое расширенное высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
С. Л. Рубинштейн считает, что «связность» - это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя [15].
Связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:
- логических – отнесенность речи к объективному миру и явлению;
- функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;
- психологических – отнесенность речи к сферам общения;
- грамматических – отнесенность речи к структуре языка [4].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты обследования особенностей связной речи дошкольников контрольной и экспериментальной групп
С целью изучения особенностей связной речи старших дошкольников нами проводилось исследование, в котором были задействованы две группы детей в возрасте 5-6 лет. Участники исследования составили контрольную и экспериментальную группу. В каждой группе было по 10 человек. Исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент
Первым этапом исследования была первоначальная диагностика детей старшего дошкольного возраста.
Для обследования особенностей связной речи дошкольников контрольной и экспериментальной групп нами были выбраны следующие задания для диагностики:
Задание № 1. Пересказ прочитанной сказки. Материалом исследования послужил текст сказки А. Толстого «Ёж». Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его послушай и приготовься пересказать». Далее педагог читает текст. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи».
Критерии оценки. Низкий уровень (1 балл). Ребенок получает 1 балл, если затрудняется в последовательности изложения событий, связей между героями, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки. Не умеет пользоваться предложенным воспитателем планом. При выполнении задания всегда требуется помощь педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, связная речь помогает ребенку налаживать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием развития его личности. Обучение связной речи развивает образность и выразительность речи, обогащает художественный и речевой опыт детей.
Словесное творчество - одна из важнейших особенностей развития речи ребенка, которую необходимо развивать в дошкольном возрасте. Это эффективное средство эстетического усвоения детьми окружающей действительности, развития умения быстро ориентироваться в меняющихся условиях, умения излагать свои мысли целостным, лаконичным, понятным образом, что, несомненно, способствует развитию творческой личности, в которой так нуждается современное общество.
Благодаря использованию сказок - примеров литературного и народного наследия, в процессе занятий дети совершенствуют свою монологическую речь, повышают интерес к словесному творчеству, самостоятельность в выборе образных средств языка, умение выражать свои мысли. Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире и влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь разных искусств. У них развиваются актерские и артистические способности, творческое воображение, логическая память, а также детская активность, исследовательские способности, наблюдательность, любопытство и другие способности. Значит, сказки - отличный источник сюжетов, примеры для составления собственного рассказа.
Результаты первичной диагностики особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста показали, что уровень развития связной речи детей средний. В процессе диагностики было установлено, что у некоторых детей наблюдаются проблемы в построении творческого повествования. Объем сказок, как правило, невелик, много длительных пауз и повторов.
1. Берлина, Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников / Н. П. Берлина // Начальная школа плюс до и после. 2012. №7. С. 67-70.
2. Большева, Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева. Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 131 с.
3. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развитие речи детей дошкольного возраста: Хрестоматия. / под ред. Стражинской Н. С., Дубининой Д.Н. Мн.: БГПУ, 2007. 217 с.
4. Выготский, Л. С. , Собрание сочинений /Л. С. Выготский. Т. 4.-М.: Педагогика, 1984. 213 с.
5. Гайдук, О. С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста / О. С. Гайдук // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 14. С. 124-129.
6. Гурова, И. В. Технология обучения старшего дошкольного возраста сочинению сказок / И. В. Гурова // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 63-65.
7. Ельцова, О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду /О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова. СПб. Детство-пресс, 2005. 192 с.
8. Киршин И. А. Педагогически условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. Калининград, 2009. 17 с.
9. Макарова, В. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. М.: Педагогическое общество России, 2007. 80 с.
10. Петрова, С. Мастерская добрых сказок: из опыта работы / С. Петрова // Дошкольное воспитание. 2011. №12. С. 31-37.
11. Поддъяков, Н. Н. Развитие идей А. В. Запорожца в исследовании творческой активности детей / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. 2005. №3. С. 113-117.
12. Привалова, С. Е. Обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста в ДОУ / С. Е. Привалова // Филологическое образование в период детства. 2014. Т. 21. С. 88-94.
13. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / В. Я. Пропп. Москва : Наука. 1976. 327 с.
14. Родари, Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари; пер. с итал.; предисл. А. Г. Алексина. 2 е изд. Москва: Прогресс, 1990. 192 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Санкт Петербург: Питер, 2000. 720 с.
16. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. / Н. А. Седых. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 279 с.
17. Текучев, А. В. Методы исследования и методы обучения русскому языку в их взаимоотношениях / А. В. Текучев // Рус. яз. в школе. 1976. № 1. с. 13-16.
18. Томилова, С. Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Электронный ресурс] / С. Д. Томилова // Педагогическое образование в России. 2011. №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvennorechevyh-umeniy-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-tvorcheskogo-rasskazyvaniya
19. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.
20. Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка - Избранные педагогические произведения. / К. Д. Ушинский М.: Педагогика, 1968. 345 с.
21. Шаблоева, Т. М. Воспитание и обучение через сказку / Т. М. Шаблоева // Дошкольная педагогика. 2012. №5. С. 12-17.
22. Шатрова, С. А. Проблема развития связной речи старших дошкольников группы педагогического риска / С. А. Шатрова // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 10. С. 14-15.
23. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. / Д. Б. Эльконин М.: Просвещение, 1995. 348с.
24. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. Москва: Наука, 1986. 317 с.