Большинство уроков физического воспитания проводятся в форме неурочных занятий. Это естественно, потому что обучение как педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое время в жизни человека.
Внедрение неурочных занятий физическими упражнениями в повседневную жизнь должно сопровождаться радикальным улучшением их качества. Важно внести неурочные занятия в научно обоснованную систему, которая органично связана с образом жизни человека и, таким образом, эффективно способствует его работе и оптимизирует повседневную жизнь и досуг. В этом контексте научно разработана методика проведения неурочных мероприятий, уточнены характеристики и образовательные возможности отдельных занятий.
Неурочные физические упражнения характеризуются независимой организацией мероприятий по укреплению здоровья, поддержанию и повышению работоспособности, закаливанию и лечению, развитию физических и волонтерских качеств и обучению определенным видам деятельности.
Неурочные занятия отличаются от урочных тем, что их содержание часто более узкое и, следовательно, менее сложное. Неурочные формы обучения означают больше самодисциплины, инициативы и независимости.
Конкретные задачи и содержание неурочных занятий во многом зависят от желаний и увлечений вовлеченных людей.
В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для основной работы и ее завершения. Преподаватель использует множество правил и приемов для нагрузки, оказания помощи и страховки (на групповых уроках) и для самоорганизации учеников.
Актуальность темы. Выбор темы курсовой работы связан с ее актуальностью. Известно, что уроки физической культуры в школе не обеспечивают необходимых физических упражнений. Кроме того, почти во всех развитых странах мира за последнее десятилетие дети описывались как гиподинамические, имеющие избыточный вес и много вредных привычек. Систематическое использование неурочных форм организации занятий позволяет исправить сложившуюся ситуацию.
Цель исследования: дать характеристику неурочным формам построения занятий в физическом воспитании.
Объект исследования: занятия неурочного типа в физкультурной практике.
Предмет исследования: формы построения занятий неурочного типа в физкультурной практике.
Глава 1. Малые формы занятий
1.1 Общая характеристика малых форм занятий
Основные черты, которые отличают так называемые малые виды физических упражнений от крупных, в основном следующие:
– относительно узкая направленность деятельности. Малые формы обычно имеют дело с конкретными задачами, выполнение которых объективно не гарантирует далеко идущих фундаментальных изменений в ситуации занимающихся, хотя в определенной степени это может помочь. В частности, умеренное ускорение тонизирующих и физических тренировок при переходе от отдыха к повседневной деятельности (например, утренняя гигиена или вводная производственная гимнастика), некоторая оптимизация динамики оперативной работоспособности в производственных или других процессах и профилактике ее неблагоприятного влияния на состояние организма (как если бы позитивного эффект активного отдыха в виде физических перерывов использовался для производственной гимнастики), поддержание определенных аспектов приобретенных тренировок и создание некоторых условий, которые повышают эффективность базовых упражнений (например, в упражнениях, включенных в домашнее задание по школьному курсу физического воспитания) и т.д.;
– сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий, так сказать, сжимаются во времени и представляют собой короткий сеанс или серию физических упражнений, которые часто длятся всего несколько минут. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная часть урока не только кратковременны, но и ограничены по содержанию, а в некоторых ситуациях практически не выражены (особенно, если физические упражнения тесно связаны с доминантной деятельностью - трудовой, служебной, учебной, - ей непосредственно подчинены, как и в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут); относительно низкая функциональная нагрузка.
По сути, это приводит к дополнительной роли малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Из этого, конечно, не следует, что их ценность обычно ничтожна и что они не заслуживают того, чтобы к ним относились достаточно серьезно. О недопустимости недооценки важности этого свидетельствуют многие конкретные исследования, проведенные за последние десятилетия.
Такие физические упражнения, если их выполнять систематически, несомненно, являются важными факторами для оптимизации текущего функционального состояния учащихся, способствуют поддержанию их здоровья и обеспечению нормальной жизнедеятельности, а также служат широко доступным средством внедрения физической культуры в повседневную жизнь.
Глава 2. Крупные формы занятий
2.1 Общая характеристика крупных форм занятий
Из всех различий в относительности малых и крупных форм физического воспитания и самообучения они объективно схожи, даже если организованы на любительской основе.
Виды занятий самодеятельного физкультурного движения, которые длятся несколько минут и отличаются от малых форм более широким содержанием и более изолированной структурой и поэтому имеют самостоятельное значение, можно считать крупными. Их строгая классификация еще не определена. В практике современного физкультурного движения они довольно быстро трансформируются и улучшаются.
Эти формы в основном делятся на два направления:
1) как независимые (индивидуальные или групповые) тренировочные занятия, которые по определенным характеристикам напоминают занятиям урочного типа;
2) как расширенные формы активного отдыха, в том числе включающие моменты тренировки, соревнования, культурное общение и развлечения (спортивные и игровые встречи дома, другие неформальные соревнования по общественным видам спорта и т. д.) [5, с. 184].
2.2 Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным
Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным (индивидуальные или групповые). Для многих, особенно зрелых людей, они уже стали формой личной организации физического самовоспитания. Часто это не просто занятия спортом, а самостоятельные упражнения по общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тренировке, не имеющие прямой спортивной направленности. По содержанию они бывают однопредметными (включая, например, быструю ходьбу - «спидуокинг» или длительный бег, включая «трусцой» - «джоггинг» или в аэробно-ритмические, спортивные или другие виды гимнастики и т.д.) и комплексными [5, с. 55].
Глава 3. Соревновательные формы занятий
3.1 Соревновательный метод в физическом воспитании
Соревнование (или состязание), как и игра, – широко распространенное социальное явление. Оно имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: производственная деятельность, искусство (художественные конкурсы, фестивали), спорт и т.д. Конечно, конкретная важность соревнований различна [5, с. 46].
Соревновательный метод применяется в физическом воспитании как в относительно начальной, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании принципа соревнования как подчиненного элемента общей организации уроков (для поощрения интереса и активности путем выполнения определенных упражнений), во втором – как относительно самостоятельного вида спорта и подобных мероприятий.
Главная особенность конкурентного метода – это сравнение конкурентных сил в условиях упорядоченной конкуренции, в борьбе за превосходство или, возможно, с высокое достижение. Это соответствует всем остальным особенностям этого метода.
Соревновательные факторы в состязательном процессе, а также условия их организации и поведения (официальное определение победителя, награждение полученных результатов пропорционально их уровню, признание социальной значимости успехов, исключение менее мощных при многоступенчатых соревнованиях, чемпионатах и т.д.) создает эффект от упражнений и может способствовать максимальному выражению функциональных возможностей организма, обычно гораздо более значительный, чем при внешне схожих неконкурентных нагрузках [5, с. 212].
В соревнованиях, имеющих особое личностное и социальное значение, моменты душевного напряжения выражены даже сильнее, чем в играх, поскольку постоянно действует фактор противоборства, противостояния и конфликта противоположных интересов. Командное соревнование характеризуется приверженностью взаимной поддержке, взаимной ответственности и подотчетности всей команде для достижения цели соревнования [4, с. 97].
Метод соревнования также характеризуется стандартизацией (приведением к некоторому единообразию) предмета соревнования, последовательности победного боя и методов оценки результатов. Совершенно очевидно, что невозможно сравнивать сильные стороны конкурентов без единого эталона и самого процесса сопоставления.
Заключение
1. Основными особенностями, которые отличают так называемые малые виды физических упражнений от крупных, в основном следующие: относительно узкая направленность деятельности, сравнительно небольшая продолжительность.
Методология построения форм для малых форм занятий, конечно, не может зависеть от желаний учащегося, его возраста, индивидуальных и других характеристик или внешних обстоятельств.
К малым формам организации занятий относятся:
– Утренняя гигиеническая зарядка.
– Вводная гимнастика.
– Физкультпаузы и физкультминуты.
2. Любые различия между малыми и крупными формами физического воспитания и самообучения объективно далеко не равны, даже если они организованы на самодеятельных началах. Виды занятий самодеятельного физкультурного движения, которые имеют многоминутную протяженность и отличаются от малых форм более широким содержанием и более изолированной структурой и поэтому имеют самостоятельное значение, можно называть крупными формами занятий.
Выделяют:
– Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным.
– Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха
Проводя анализ литературных источников мы пришли к выводу, что к самодеятельным тренировочным занятиям можно отнести основные виды (формы) оздоровительной физической культуры, применяющиеся в практике. К ним относятся:
– Ритмическая гимнастика.
– Атлетическая гимнастика.
– Аэробика.
– Оздоровительная ходьба.
– Бег трусцой.
3. В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма.
Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие, обусловил распространение вариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики.