ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
1.1 Строевые упражнения как средство физического воспитания детей
1.2 Общая характеристика, значение, виды строевых упражнений
1.3 Методика обучения детей младшего дошкольного возраста строевым упражнениям
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
2.1 Выявление и анализ уровня овладения детьми младшего дошкольного возраста строевыми упражнениями
2.2 Организация работы по обучению детей младшего дошкольного возраста строевым упражнениям
2.3 Анализ результатов эффективности работы по обучению детей младшего дошкольного возраста строевым упражнениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе изменения определяют и инновационные требования к системе образования. Успешная реализация личности учащегося в период учебы и после ее завершения – конкурентоспособность, социализация в обществе, активная адаптация в профессиональной деятельности – важнейшие воспитательные задачи современной школы и учреждения дошкольного образования. Развитие в каждом ребенке физических, моральных и духовных качеств, является необходимым для полноценного развития личности ребенка. Поэтому освоение разнообразных приемов физической подготовки в учреждении дошкольного образования и школе детей различного возраста является актуальной проблемой современного образования.
Для решения проблем физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, природные силы природы, физические упражнения и др. Полная физическая подготовка достигается за счет комплексного использования всех средств, так как каждое из них оказывает разное воздействие на организм. Физические упражнения являются основным специфическим средством физического воспитания. Физические упражнения оказывают многогранное воздействие на человека: они изменяют его физическое состояние, способствуют выполнению задач нравственного, психического, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств.
Строевые физические упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они способствуют укреплению дисциплины и организации, навыков коллективного действия, хорошей осанки, чувства ритма и темпа.
Исследованием проблемы обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям занимались авторы: Н.А. Бернштей, Э.Я. Степаненкова, Г.Г. Попов, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Кожухова и др. но на самом деле данная проблема является не достаточно изученной, по причине этого в данной работе остановимся на исследовании темы «Обучение детей младшего дошкольного возраста строевым упражнениям».
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
1.1 Строевые упражнения как средство физического воспитания детей
Период от рождения до 7 лет является самым важным периодом формирования личности и физического развития ребенка. В это время формируются основные движения, необходимые в жизни. Физическая культура как система педагогических воздействий направляет формирование двигательных навыков от хаотических движений к таким двигательным упражнениям, как ходьба, бег, прыжки, метание и многим другим. Физическое воспитание детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью системы физического воспитания в нашем государстве и решает общую для всех возрастных групп задачу – формирование гармонично развитой личности [6, с. 65]. Исходя из этой цели, выделяются основные, неразрывно связанные между собой группы задач физического воспитания: воспитательные, образовательные и оздоровительные. Наряду с общими методическими подходами к решению этих задач, необходимо отметить специфику их решения в дошкольном возрасте. В первые годы жизни ребенка на первый план выходят оздоровительные задачи. Это объясняется тем, что организм ребенка имеет низкую сопротивляемость к условиям внешней среды, слабую опорно-двигательную систему, неразвитую сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
В дошкольный период закладывается здоровье детей, долголетие всесторонней моторной подготовки и гармоничного физического развития. Больной ребенок, отстающий в физическом развитии, быстрее устает, имеет неустойчивое внимание и память. Эта общая слабость вызывает и разнообразные нарушения в организме, не только приводит к снижению работоспособности, но и ослабляет волю ребенка.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
2.1 Выявление и анализ уровня овладения детьми младшего дошкольного возраста строевыми упражнениями
Целью данной курсовой работы является изучить особенности процесса обучения детей младшего дошкольного возраста строевым упражнениям. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которое направлено на выявление уровня овладения детьми младшего дошкольного возраста строевыми упражнениями.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №8 г. Береза».
Выборка исследования: в эксперименте принимало участие 18 детей младшего дошкольного возраста, среди которых 8 девочек и 10 мальчиков. Возраст испытуемых 3-4 года. Список детей младшего дошкольного возраста представлен вы Приложении А.
Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методики выполнения строевых упражнений:
1. Построение в колонну. Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки, начиная от верхнего правого угла. Воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего. Таким образом, все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения воспитателя.
2. Построение в шеренгу. В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Строевые упражнения представляют собой совместные действия детей в том или ином порядке. Строевые упражнения служат для ориентации в пространстве, для развития координации движений, для формирования правильной осанки, для развития чувства ритма и темпа, для формирования дисциплины у детей. На занятиях физкультурой строевые упражнения используются для решения ряда педагогических задач, развития чувства ритма и темпа, формирования навыков коллективного действия.
Строевые упражнения используются в учреждениях дошкольного образования и в школе и на уроках физкультуры, в спортивных выступлениях, маршевых парадах, линейных и песенных обзорах и других организованных массовых мероприятиях. Они являются средством обучения тех, кто занимается дисциплиной, организацией, формированием правильной и красивой осанки, походкой, навыками коллективного действия, развитием чувства ритма и темпа движения. Строевые упражнения – совместные или единичные действия тех, кто участвует в том или ином порядке. Они подразделяют строевые упражнения на следующие четыре группы: строевые приемы; построения и перестроения; передвижения; размыкание и смыкание.
При обучении строевым упражнениям в основном используются методы показа, объяснения и преподавания по частям. Учитывая небольшую сложность усвоения упражнений, чаще всего обучение сочетает в себе показ и объяснение, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно. Начинают с самых необходимых упражнений для занятий, одновременно для всех групп, от построения, штрихов, движений, до размыкания и смыкания, устанавливая узкие, специфические задачи на каждом занятии. Строевые упражнения выполняют дети дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речами, песнями, ударными инструментами.
1. Анцыпиров, В. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: Учебник / В.В. Анцыпиров, Е.А. Широбакина. – Волгоград: ВГАФК, 2013. – 105 с.
2. Баршай, В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, Н.В. Курысь, И.Б. Павлов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 330 с.
3. Бернштей, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
4. Глазырина, Л.Д. Физическое воспитание и развитие ребёнка: учеб.-метод. пособие / Л.Д. Глазырина. – Минск : БГПУ, 2009. – 292 с.
5. Гречко, А.С. Гимнастика: Профессионально-педагогические умения: учебное пособие для студентов физкультурных учебных заведений / А.С. Гречко, Г.Я. Соколов, Н.Л. Яковлев. – Омск : СибГАФК, 2008. – 64 с.
6. Григорьев, О.А. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях : учебное пособие / О.А. Григорьев, Н.А. Карлова, Ю.Г. Черных. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 91 с.
7. Иванов, К.М. Строевые упражнения на практических занятиях по спортивным дисциплинам: учебное пособие для студентов физкультурных учебных заведений / К.М. Иванов, Б.П. Кашеваров. – Л.: Изд-во Ун-та Лесгафта, 2008. – 24 с.
8. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2008. – 143 с.
9. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : учеб. пособие для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова [и др.] ; под ред. С.А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
10. Кривомазов, В.В. Строевые упражнения: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальности 49.02.01 Физическая культура профессиональных образовательных учреждений. – Ростов н/Д, 2016. – 42 с.
11. Ошкина, А.А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / А.А. Ошкина. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. – 72 с.
12. Попов, Г.Г. Биологические подходы к повышению эффективности обучения детей двигательным действиям / Г.Г. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 1. – С. 2-4.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2009. – 124 с.
14. Радченко, О.С. Инновационные подходы в организации и применении строевых упражнений / О.С. Радченко, Э.Г. Гришко, О.Н. Семина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.10. – С. 81-85.
15. Развитие движений ребенка-дошкольника: из опыта работы / под ред. А.М. Фонарева.– М.: Просвещение, 2005. – 246 с.
16. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: метод. пособие для руковод. физич. воспит. дошкольных учреждений / под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2005. – 154 с.
17. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
18. Терехина, Р.Н. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Л.В. Люйк. – М.: Академия, 2014. – 283 с.
19. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособ. / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. шк., 2010. – 288 с.
20. Шишкина, В.А. Методика физического воспитания: учеб. пособие / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – Минск: Літаратура і мастацтва, 2011. – 176 с.
21. Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов / В.А. Шишкина. – Минск: «Зорны верасень», 2007. – 160 с.