Введение
Глава 1 Физическая культура как вид культуры
1.1 Понятие «физическая культура»
1.2 Структура физической культуры
Глава 2 Функции физической культуры и спорта
2.1 Общая характеристика социальных функций физической культуры и спорта
2.2 Специфические функции ФКиС и их сущность
2.3 Общекультурные функции ФКиС и их сущность
Заключение
Список использованных источников
Введение
Физическая культура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества.
На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для её развития той или иной общественной формацией, и в тоже время, наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах. Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры. Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей.
Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен.
Актуальность. Физическая культура, как и культура в целом, продукт социальной деятельности общества.
Она должна воплощать в себе не только результаты усвоенных «физкультурных» знаний, умений и навыков, достигнутых на основе использования средств и методов физической культуры, но и оказывать существенное значение на духовный мир, мир знаний, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих направлений.
Именно такие взгляды, убеждения и принципы должны формироваться, и зависят они в первую очередь от идейной направленности, от того, какие социальные силы её организуют и направляют.
Цель исследования: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.
Задачи исследования.
– изучить физическую культуру как социальное явление;
– определить физическую культуру как движущую силу;
– рассмотреть формы и функции физической культуры.
Полученные результаты и их новизна: Рассмотренная тема убедительно раскрывает тот факт, что физическая культура как социокультурный феномен не только обеспечивает потребности существования личности и общества, но и создаст условия для их развития, тем самым активно включится в совокупность действий по воспроизводству человека и общества.
Практическая значимость: материалы курсовой работы могут быть использованы студентами специальности физическая культура для подготовки к занятиям по ТМФВ.
Глава 1 Физическая культура как вид культуры
1.1 Понятие «физическая культура»
Физическая культура - это разновидность культуры человека и общества. Эта деятельность и ее результаты для построения физической готовности к жизни; Это, с одной стороны, особый процесс, а с другой - результат человеческой деятельности, а также средство и метод физического совершенствования людей [21].
На протяжении всей жизни люди естественным образом развивают одни и те же физические качества и двигательные навыки. Другими словами, существует процесс естественного, «докультурного» развития, который понимается как процесс изменения форм и функций человеческого тела и результат этих изменений. Его основой как у животных, так и у человека является естественная потребность в движении, присущая всему животному миру.
В отношении культуры человек действует в трех ипостасях: он ее усваивает («потребляет»), является носителем культуры (при условии, что он умственно и физически развит) и создает новые культурные ценности. В полной мере это относится к физической культуре как виду культуры. Освоение, «потребление» физической культурой непосредственно, непосредственно или через знание ее теории проявляется в результатах этой деятельности - в усвоении знаний, развитии физических качеств и моторики, «владельцем» которых он является. «Объективированная» в них физическая культура предлагает человеку более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления своих физических и интеллектуальных сил на новом, более высоком уровне, а также для дальнейшего развития и распространения телесной культуры [20].
В своей деятельности по преобразованию природы и окружающей среды человек действует как единое целое со всей своей биологической и социальной сущностью. Он не только влияет на окружающий мир, но и сам является субъектом и объектом своего собственного развития, как физически, так и интеллектуально, морально, умственно.
Его работа позволяет ему, с одной стороны, продемонстрировать и реализовать свои умственные и физические качества, с другой стороны, раскрыть свой потенциал с точки зрения способностей, навыков и физических способностей. В процессе деятельности определяются и развиваются адаптационные способности человека, реализуются резервы функционирования его организма. И это одна из важнейших сознательных потребностей человека.
Глава 2 Функции физической культуры и спорта
2.1 Общая характеристика социальных функций физической культуры и спорта
Общеизвестно, что культурные ценности, когда бы они ни были созданы, имеют определенное функциональное значение и для современности. Эти функции, как правило, не поддаются строгой дифференциации и имеют комплексную природу. Строго определить функции того или иного вида культуры не представляется возможным. Поэтому в интересах точности правомернее говорить о преобладании в культурных ценностях той или иной функциональной возможности.
Физическая культура, как вид культуры общества, используется и реализуется в практике человеком, удовлетворяя при этом определенные потребности [1]:
– биогенные, физические, обеспечивая тем самым физическое развитие организма, гомеостазис его внутренней среды и улучшая физическую дееспособность и подготовленность;
– биоэкоэтические, антропогенно образуя для человека комфортную оздоравливающую среду спортивных и физкультурно-оздоровительных, сооружений, тренажеров;
– психофизические, обеспечивая физическое совершенство как синергетический комплекс физического состояния, развития и дееспособности, соответствующих оптимизации активной связи индивида с основными факторами внешней среды (в первую очередь производственно-средовой и экосферной);
– социальные, коммуникативные, расширяя и упрочивая социальные контакты, обеспечивая социальную мобильность и изменение социального статуса, модификацию и расширение социальных ролей;
– психоэмоциональные, обновляя и расширяя личностное психоэмоциональное пространство и круг лиц общения, стимулируя психоэмоциональные состояния в связи с успехом, ролями, событиями физкультурно-спортивной деятельности;
– информационные, обусловленные новыми событиями, нормами спортивных и физкультурно-оздоровительных увлечений, расширением специфического социокультурного пространства личности;
– духовные, рефлексируемые в декларируемых нравственных, этических и культурологических ценностях, в принципах олимпизма, клятвах участников Олимпийских игр, в кодексе честной игры и т.п.
Заключение
1. Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление. Как и культура в целом, физическая культура – продукт социального развития. Суть заключается в следующем, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура – результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития.
2. Физическая культура как род деятельности имеет своей основой целесообразную двигательную активность человека. Иначе говоря, она представлена рациональными формами двигательной деятельности (существенными моментами которой является движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий).
Причем в физическую культуру входят не всякие, а лишь такие формы рациональной деятельности, которые позволяют в принципе наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.
3. Функции физической культуры и спорта
Выделяют специфические и общекультурные функции физической культуры.
К общекультурным функциям физической культуры относятся:
– эстетические;
– нормативные;
– информативные.
К общекультурным функциям спорта относятся:
– соревновательная функция;
– функция социализации;
– коммуникативная функция;
– познавательная функция;
– идейно-политическая функция.
4. Физическую культуру можно разделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направления и сферам ее использования в обществе.
Таким образом, физическая культура – будучи частью общей культуры, способна при правильном научно-обоснованном подходе соединять общество, укреплять на основе общедоступных норм его нравственное и физическое здоровье, целенаправленно, естественным путем повышать жизнеспособность систем и функций организма человека.
1. Воробьев, А.В. Социология физической культуры и спорта [Текст] : Учеб. пособие / А.В. Воробьев, Т.В. Михеева. – Омск: СибГАФК, 2002. – 91 с.
2. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни [Текст] / В.И. Дубровский, предисл. В.Н. Машков. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999. – 500 с.
3. Жолдак, В.И. Введение в социологию менеджмента физической культуры и спорта [Текст] : [Учеб. пособие] / В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов. – М.: [Петр. парк], 2002. – 367 с.
4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.
5. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов [Текст] / В.Н. Кряж, Е.Н. Ворсин, А.А. Гужаловский. – Минск, 1991. – 52 с.
6. Лубышева, Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта [Текст] / Л.И. Лубышева. – М.: ТиПФК, 2000. – 150 с.
7. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 – Физ. культура: рек. Умо по спец. пед. образования / Л.И. Лубышева. – 2-е изд., стер. – М.: ACADEMIA, 2004. – 238 с.
8. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] : 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384 с.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст] : Учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] : Учебн. для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
11. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: Изда¬тельский центр «Академия», 2001. – 432 с.
12. Нарскин, Г.И. Здоровый образ жизни: Курс лекций [Текст] / Г.И. Нарскин. – Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2003. – 182 с.
13. Немов, Р.С. Психология [Текст] : Учеб. для студ. ВУЗов. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 608 с.
14. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учеб. для техн. физ. культ. / под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
15. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта [Текст] / Н.И. Пономарев. – М.: ФиС, 1974. – 310 с.
16. Пономарчук В.А. Физическая культура и становление личности [Текст] / В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев. – М.: ФиС, 1991. – 159 с.
17. Социо-культурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни [Текст] / Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму; Сост. В. И. Жолдак. – М.: Сов. спорт, 1996. – 96 с.
18. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : (введение в проблематику и новая концепция) : науч.-метод. пособие для вузов физ. культуры : доп. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / В.И. Столяров; Проблем. Совет РАО по физ. культуре и спорту, Рос. гос. акад. физ. культуры, Гуманитар. Центр «СпАрт». – М., 2002. – 346 с.
19. Теория и методики физического воспитания [Текст] : Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
20. Теория и методика физической культуры [Текст] : Учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
21. Теория и методика физической культуры (курс лекций) [Текст] : Учеб. пос. / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1999. – 384 с.
22. Физическая культура студента [Текст] : Учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999. – 448 с.
23. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 032100, спец. 032101 : рек. Умо по образованию / [сост. В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова]. ч. 2. – М.: Физ. культура, 2005. – 447 с.
24. Экономика физической культуры и спорта [Текст] : Учебное пособие / под ред. В.У. Агеевнн. Р.М. Орлова. – С.-Пб.: С.-Пб.ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 274 с.