Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в ходе слушания музыки
1.1 Сущностные характеристики понятия «эмоциональная отзывчивость»
1.2 Характеристика методов и форм развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
1.3 Использование слушания музыки в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе слушания музыки
2.1 Выявление уровня развитости эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
2.2 Организация работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, как никогда ранее, существует настоятельная необходимость в гуманном обращении с другими людьми и миром в целом. В.В. Давыдов, В.А. Петровский и другие ученые выдвинули идею гуманизации дошкольного образования, когда приоритет отдавался воспитанию общечеловеческих ценностей: добра, правды, внутренней красоты. В.А. Сухомлинский отметил, что человеческая чувствительность и отзывчивость к другим – это самое ценное личностное качество, которое одно из первых сформировалось у детей дошкольного возраста.
В период дошкольного возраста дети очень быстро взрослеют и развиваются, поэтому важно успеть заложить основы чувственного познания мира дошкольником, научить его эмоционально реагировать на настроение и чувства других людей, уметь им сочувствовать и сопереживать. Поэтому развитие музыкальной культуры человека будет невозможным, если не активно развивать эмоциональную сферу в дошкольном возрасте, формирование которой происходит в музыкальной деятельности. В дошкольной педагогике и психологии все большее внимание уделяется развитию у детей эмоциональной чувствительности. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста – как приоритетное направление личностного развития детей – выделено в государственном образовательном стандарте дошкольного образования, поскольку эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии детей дошкольного возраста, а дошкольное детство – это период, когда у ребенка закладываются основы музыкальной культуры, формируется эстетический вкус, духовно-нравственные основы.
Высокую значимость слушания музыки в развитии эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста отмечают известные ученые: Е.Л. Агаева, В.И. Ашиков, В.М. Бехтерев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, А.И. Катинене, Е.В. Назайкинский, Я.З. Неверович, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.
Трудно переоценить роль музыкального образования в развитии эмоциональной восприимчивости у детей дошкольного возраста. Музыкальное искусство имеет особый язык – язык интонаций, который используется для передачи настроения и эмоций человека. Музыка превосходит другие виды искусства по силе эмоционального воздействия, так как в ее содержании присутствуют эмоции и чувства. А именно, музыка способна передать весь спектр человеческих чувств, обогащая переживания эмоциональных переживаний, она дает неисчерпаемые возможности для развития эмоциональных переживаний, она дает неисчерпаемые возможности для развития эмоциональной сферы ребенка: его чувств, эмоций и переживаний. В процессе восприятия музыки у детей дошкольного возраста формируется чувственный мир, формируется личностное отношение к музыке, происходит психическое развитие. От того, насколько ребенок готов к общению с музыкой – как слушатель, насколько близка и понятна музыка, зависит сила и глубина музыкального восприятия. По причине этого в данной работе остановимся на проблеме исследования развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе слушания музыки.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
1.1 Сущностные характеристики понятия «эмоциональная отзывчивость»
Большое количество научных работ и исследований посвящено изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Люди общаются друг с другом на языке эмоций. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью жизни души человека. Выражения лица человека дают информацию о его отношении к событиям, явлениям и другим людям. Эмоции сопровождают человека всегда и влияют на его мысли и деятельность, играют коммуникативную роль в его жизни, эмоции являются постоянными спутниками человека. Эмоции (от латинского «emovere» – возбуждать, возбуждать) – это сложный психический процесс, и составляющие его три компонента: психологические (переживания – радость, страх, горе и другие); физиологические (изменения в физиологии человека, происходящие под влиянием эмоций – гормональные изменения, изменения в обмене веществ, пульсе и дыхании); поведенческие (экспрессия – мимика, жесты, различные действия – борьба, бегство и другие) [11, с. 121].
Эмоции рассматриваются психологами как особая форма отражения свойственной человеку психики и являются неотъемлемой составляющей чувств. А чувства – это свойство личности и эмоционального отношения к реальности. Чувства – это чисто человеческое, социальное явление; по своему содержанию и социальной значимости они могут быть как позитивными, так и негативными. Чувства и эмоциональное отношение выливаются во внутреннее состояние, которое мы называем переживанием. Опыт – это реакция личности на воздействие, которая может выражаться в соответствующих эмоциях – восторге, радости, гневе, сострадании и т.д. Эмоции и чувства являются отражением реальной реальности в виде переживаний, которые вместе образуют эмоциональную сферу человека (эмоции, аффекты, настроения и т.д.) [5, с. 76]. Эмоции разделены на:
– эмоциональная реакция, эмоциональное состояние, чувства и эмоциональные свойства. Эмоциональная реакция – это обратимое и кратковременное переживание эмоций;
– чувства – уже более стабильное эмоциональное отношение человека к окружающей действительности, разделенное на моральное, эстетическое и интеллектуальное.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКА
2.1 Выявление уровня развитости эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
Целью данной работы является раскрыть теоретико-методические основы процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в ходе слушания музыки. В связи с этим было проведено экспериментальное исследование уровня развитости эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения экспериментального исследования стояли следующие задачи:
1. Подобрать критерии для диагностики уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2. Организовать и провести диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста во время уроков музыки в дошкольных учреждениях.
3. Выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.
Для определения уровня развития эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки были подобраны следующие критерии (автор О.П. Радынова).
Критерий 1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Индикатор: способность детей погружаться в ее настроение, способность «чувствования» музыки, «вживания» в музыкальные образы.
Критерий 2. Способность различать тембр музыкальных инструментов. Индикатор: способность идентифицировать и различать звучание музыкальных инструментов.
Критерий 3. Способность определять жанр музыкального произведения. Индикатор: детское понимание жанра музыки; высказывания детей о средствах музыкальной выразительности, характеризующих тот или иной музыкальный жанр.
Диагностическое задание «Слушай и угадывай». Детям предлагается послушать три народные песни, определить характер, настроение, услышать и определить звучание музыкальных инструментов (балалайка, гармошка, свист). Дети, правильно услышав звук музыкального инструмента, поднимают карточку с изображением желаемого музыкального инструмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается как: как способность реагировать на события, явления, произведения разных жанров; как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; как способность эмоциональной эмпатии к музыке; как эмоциональная реакция на произведения искусства. Эмоциональная восприимчивость является отправной точкой для развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности. Эстетические чувства и эстетические эмоции являются высшей ступенью развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.
Методы работы педагога с детьми, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости, включают в себя метод контрастных сопоставлений произведений, метод уподобления характеру звучания музыки и многое другое. Теоретический анализ методов предполагает, что они направлены на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. К формам по развитию эмоциональной отзывчивости в деятельности педагога можно отнести фронтальные, групповые и индивидуальные формы.
Слушание музыки это ведущий вид музыкальной деятельности в учреждении дошкольного образования. В процессе слушания музыки у детей формируется любовь к музыке, потребность в ней. Слушая музыкальные произведения дети знакомятся с более сложными разнообразными музыкальными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это способствует обогащению их музыкального опыта, развивает интерес к музыке, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, их эмоциональную отзывчивость, воспитывает их музыкальный вкус.
С целью определения уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста было организовано и проведено экспериментальное исследование, в ходе которого были разработаны критерии и показатели диагностических инструментов: эмоциональная восприимчивость к музыке; умение различать тембр музыкальных инструментов; умение определить жанр музыкального произведения. Результаты диагностики показали, что ни один ребенок не показал низкого уровня развития эмоциональной отзывчивости; в среднем 40% детей справились с заданием на среднем уровне, а 60% детей выполнили задания на высоком уровне. Результаты диагностики выявили средний уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей старшей группы, что позволило определить дальнейший путь и направление работы по развитию эмоциональной реакции у детей во время уроков музыки в дошкольных учреждениях. Наблюдения детей во время обследования показали, что старшим дошкольникам из-за своей эмоциональности в некоторых ситуациях трудно выразить свое отношение к музыке словами; детям легче показать свои эмоции движениями, но дети этого возраста не всегда способны адекватно передать природу музыки через мимику и движения.
1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
2. Боякова, Е. В. Особенности развития современного ребенка / Е. В. Боякова // Педагогика искусства. – 2011. – № 1. – С. 51–55.
3. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2009. – 208 с.
4. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия / В. С. Вербовская // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2007. – № 3. – С. 32–44.
5. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с.
6. Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Груздова. – М., 2008. – 28 с.
7. Довгая, Н. А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации : автореф. дис. ... канд. псих. наук / Н. А. Довгая. – СПб., 2012. – 29 с.
8. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности : обзор программ дошкольного образования / М. Б. Зацепина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
9. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
10. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками : автореф. дис. ... канд. псих. наук / С. В. Ильина. – Курск, 2009. – 32 с.
11. Кирнарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности / Д. К. Кирнарская. – М., 2003. – 368 с.
12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 2006. – 144 с.
13. Мартынова, Л. Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7 летних воспитанников детских домов: на материале праздников : автореф. дис. д-ра филос. наук / Л. Н. Мартынова. – Елец, 2008. – 36 с.
14. Новикова, Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников / Г. П. Новикова. – М. : АРКТИ, 2000. – 203 с.
15. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры / О. П. Радынова. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.
16. Рояк, А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / А. А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С.48–52.
17. Тарасова, К. В. Дети слушают музыку : методич. рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки / К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан. – М. : Мозаика-синтез, 2001. – 128 с.
18. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 2001. – 207 с.
19. Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования Республики Беларусь с русским языком обучения и воспитания). – Минск, 2020. – 479 с.
20. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. – М. : Феникс, 2005. – 304 с.