ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования умений составлять творческие рассказы у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Методы и приемы педагогической деятельности по формированию умений составлять творческие рассказы по картине у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня сформированности умений составлять творческие рассказы у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Разработка направлений педагогической деятельности по формированию умений составлять творческие рассказы по картинке у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного образования, несомненно, является проблема развития речи детей дошкольного возраста. Изучение родного языка, родного слова начинается с раннего детства в семье, а совершенствование ее происходит в дошкольных учебных заведениях, школе и продолжается в течение всей жизни. Процесс развития и дальнейшего совершенствования речи, несомненно, связано с формированием воображения и мышления ребенка. Умения составлять простые, одновременно интересные по содержанию и смысловой нагрузке рассказы, фонетически и грамматически правильно строить фразы способствуют овладению монологической речью, которая, в свою очередь, значимую функцию для качественной готовности ребенка к школе и возможно только при условии целенаправленного обучения. Правильная речь рассматривается как правильное произношение звуков и слов; правильное употребление слов; умение изменять слова согласно правилам грамматики; умение правильно выстраивать слова в предложении. Чем разнообразнее и правильнее сформирована речь у ребёнка, тем легче ему формулировать и высказывать свои мысли, тем шире его появляется возможность познания окружающей действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Развитие речи детей в детском саду осуществляется в разнообразных видах деятельности: бытовой, учебной деятельности, в игре, в труде, на прогулках.
Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказ по одной картине сначала воспитателя, как образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Но главное то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.
Исследованием проблемы формирования умений составлять творческие и описательные рассказы по картинке у детей старшего дошкольного возраста занимались следующие педагоги: Е.И. Тихеева, А.П. Усова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит развитие речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.).
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком [7, с. 212].
В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня сформированности умений составлять творческие рассказы у детей старшего дошкольного возраста
Базой нашего исследования является Средняя школа № 32 г. Гродно.
Цель экспериментального исследования: провести диагностику уровня сформированности умений составлять творческие рассказы по картинке у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор диагностических методик исследования, описание критериев оценок по методикам исследования;
2) проведение диагностического исследования уровня сформированности умений составлять творческие рассказы по картинке у детей старшего дошкольного возраста;
3) проведение обработки и интерпретации полученных данных, количественного и качественного анализа, подведение итогов исследования, формулировка выводов.
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (10 мальчиков и 10 девочек).
Изучение умения составлять творческие рассказы проводилось с использованием заданий из тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой [29].
Экспериментальное исследование состояло из следующего задания.
Задание 1. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кошки и птичка» (3 картинки)».
Детям предлагалась следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ-описание. Опиши героев, какие они?».
Оценка производилась по трем критериям:
1. Критерий смысловой целостности:
5 баллов – повествовательный рассказ ребенка соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, которые расположены в правильной последовательности;
2,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – выпадают смысловые звенья, существенное искажается смысл, или повествовательный рассказ не завершен;
0 баллов – отсутствует описание ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период старшего дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развернутыми; произношение – чище, высказывания – точнее. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов. Расширяется многозначность употребления слов. В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности педагогами называется периодом грамматического языкового развития.
Творческое рассказывание является деятельностью воображения, направленной на отображение прошлого опыта в новых сочинениях. Придуманный ребенком рассказ является результатом данной деятельности. Творческие рассказы имеют важное значение для развития речи, воображения и мыслительных способностей дошкольников. Включение приемов творческого рассказывания в практическую коррекционно-образовательную деятельность педагога является неотъемлемой частью в развитии связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи. Обучение дошкольников творческому рассказыванию способствует формированию личности ребенка, его умственному и речевому развитию.
Основными приемами работы педагога по формированию умений составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста являются: рассматривание картин с беседой о них; составление детьми рассказов на материале картин; составление творческого рассказа по игрушке, картине, серии сюжетных картин, схеме, а также образец педагога, вопросы, педагогическая помощь. Образец рассказа является кратким описанием предмета или изложение какого-либо события, доступным детям старшего дошкольного возраста для подражания и заимствования. Беседа по картине используется для правильного восприятия. В педагогической работе по формированию умений составления творческих рассказов у детей старшего дошкольного возраста осуществляется поэтапно: предварительная работа, пересказ знакомого текста, составление творческих рассказов по наглядному материалу, рассказ из личного опыта, использование знаний в описательной речи. Основными направлениями в педагогической деятельности в данном направлении являются: обучение пересказу, обучение творческому описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества. Обучение составлению творческих рассказов характеризуется активной помощью педагогами учреждения дошкольного образования в построении фраз и целых законченных высказываний, в обогащении фразовой речи.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Бардышева, Т.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М. : Скрипторий 2003, 2013. – 50 c.
3. Батяева, С.В. Альбом по развитию речи для дошкольников / С.В. Батяева. – Москва : Гостехиздат, 2015. – 96 c.
4. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: практическое пособие / Т.М. Бондаренко. – Воронеж : Изд-во «Учитель», 2002. – 321 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2001. – 256 с.
6. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий старшей группе детского сада. Развитие речи / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Москва : Огни, 2016. – 83 c.
7. Галкина, И.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у младших школьников / И.А. Галкина, Е.А. Теплых // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3 (16). – С. 211-213.
8. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет : Наглядно-дидактическое пособие / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.
9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М. : ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
10. Ельцова, О.М. Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (первый год обучения). Альбом / О.М. Ельцова. – М. : Детство-Пресс, 2014. – 46 c.
11. Зотова, И.В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей дошкольного возраста / И.В. Зотова, А.О. Сергиенкова // European Research. – 2017. – № 6 (19). – С. 62-65.
12. Иванищина, О.Н. Развитие связной речи детей. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия / О.Н. Иванищина. – М. : Учитель, 2013. – 96 c.
13. Иванова, Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи / Н.Н. Иванова // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 17-21.
14. Лелюх, Т. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине / Т. Лелюх, С. Сидорчук, А.В. Сидорчук Лелюх. – М. : АРКТИ, 2018. – 40 с.
15. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина. – М. : АРКТИ, 2005. – 252 с.
16. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
17. Миронцева, С. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников / С. Миронцева. – М. : Детство-Пресс, 2018. – 523 c.
18. Павлова, З.Н. Развитие связной речи и обучение составлению рассказа-описания по схеме / З.Н. Павлова, М.А. Павлова // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 293-296.
19. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду : Сб. науч. трудов / под ред. Ф.А. Сохина. – М. : АПН СССР, 2007. – 120 с.
20. Стефанова, Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи / Н.Л. Стефанова. – М. : Учитель, 2017. – 690 c.
21. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
22. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
23. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – 2-е изд. дораб. – М. : Просвещение, 2004. – 240 с.
24. Шапатина, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара : Универс групп, 2007. – 349 с.
25. Шаховская, С.Н. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей : III период обучения / С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. – М. : Смысл, 2005. – 112 с.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 194 с.