ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ–ИНВАЛИДАМИ
1.1 Детская инвалидность в современном обществе
1.2 Сущность социальной работы с детьми-инвалидами
1.3 Законодательная база социальной работы Республики Беларусь с детьми-инвалидами
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. ГРОДНО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ГУО «ГРОДНЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»
2.1 Деятельность общественных организаций по социальной работе с детьми-инвалидами
2.2 Работа общественных организаций г. Гродно с детьми-инвалидами на примере ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»
2.2 Формы и методы социально-педагогической работы общественных организаций г. Гродно с детьми-инвалидами на примере ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Знание причин социального неравенства и путей его преодоления становится на современном этапе актуальным вопросом, связанным с перспективами развития всего российского общества. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей с ограниченными возможностями. Символические барьеры, возведенные обществом, иногда гораздо труднее разрушить, чем физические барьеры; это требует развития таких культурных ценностей гражданского общества, как терпимость, сопереживание, уважение человеческого достоинства, гуманизм и равноправие.
В ряде зарубежных и отечественных учебных пособий дети и взрослые с ограниченными возможностями представляются как объекты опеки, своего рода бремя, которое приходится нести семье, обществу и государству, которое заботится о них. В то же время существует и другой подход, который привлекает внимание к деятельности в жизни самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимого образа жизни с одновременным акцентом на взаимопомощь и поддержку для решения проблем, связанных с инвалидностью в современную эпоху [1, c. 36].
Дети-инвалиды являются одной из наиболее уязвимых групп. Поэтому решение проблем детей-инвалидов в настоящее время является одним из важнейших необходимых мер государственной социальной политики, социальных учреждений, специалистов социальной работы и общественных организаций.
Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе является задачей не только государственных и социальных учреждений, но и общественных организаций.
В жизни инвалидов важную роль играют организации инвалидов - партнеры и первая помощь государству в решении социальных проблем; общественные организации инвалидов активно участвуют в информировании населения о насущных проблемах инвалидов, в подготовке и проведении всех мероприятий, имеющих социальное значение. И самое главное - работа общественных организаций инвалидов формирует в обществе позитивное отношение к инвалидам.
Дети-инвалиды являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ–ИНВАЛИДАМИ
1.1 Детская инвалидность в современном обществе
В современных условиях обострения социальных проблем и ухудшения показателей здоровья населения растет объективная потребность в решении взаимосвязанных медико-социальных проблем на качественно новом уровне. Специалисты в различных областях, изучающие и изучающие здоровье населения, установили, что более 70% болезней имеют психосоматическую природу и вызваны эмоциональным стрессом.
В итоге сформировался тип здоровья населения, характеризующийся ожидаемой пониженной продолжительностью жизни, повышенной заболеваемостью и смертностью в трудоспособном возрасте вследствие сердечно-сосудистых заболеваний, онкозаболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, убийств и самоубийств; высокой смертностью мужчин трудоспособного возраста и младенческой смертностью, повышенной заболеваемостью вследствие болезней органов дыхания, пищеварения, инфекционных заболеваний в детском возрасте, а также ослаблением иммунного статуса населения вследствие загрязнения окружающей среды, нарастания алкоголизма и наркомании взрослых, аллергизации детей и подростков.
По данным ЮНЕСКО, 10% населения мира - инвалиды. Доля инвалидов в нашей республике составляет 4,6-4,8%. В условиях постоянного демографического старения населения впервые в мире ежегодно выявляются тенденции роста онкологических заболеваний, болезней сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем от 45 до 46 тыс. инвалидов. В настоящее время их число составляет 507,4 тыс. человек, в том числе 26,4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, что является весьма впечатляющим показателем для нашего государства.
Понятие «инвалид» определено в Законе Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов», принятом Верховным Советом Республики Беларусь 11 ноября 1991 года в новой редакции с 17 июля 2009 года. Согласно этому закону, «инвалид – это лицо, которое в силу ограничения жизнедеятельности из-за физической или психической инвалидности нуждается в социальной помощи и защите».
Ограничение жизнедеятельности человека выражается в полной или частичной утрате им способности или способности осуществлять самообслуживание, движение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, трудоустройством, а также в его социальной недееспособности, что является сущностью термина «недееспособность».
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. ГРОДНО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ–ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ГУО «ГРОДНЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»
2.1 Деятельность общественных организаций по социальной работе с детьми–инвалидами
Наряду с государственными медицинскими и образовательными учреждениями помощь в решении проблем инвалидов оказывают ряд республиканских и международных белорусских общественных объединений. Многие общественные организации в настоящее время очень плодотворно работают в этой области. Общественные организации – это некоммерческие объединения граждан, создаваемые на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных потребностей, не связанных, прежде всего, с получением прибыли [21, c. 9].
Среди них есть несколько ассоциаций, имеющих системный характер организации социальной защиты инвалидов. Это Белорусское общество инвалидов (БелОГ), Белорусское товарищество инвалидов по зрению (БелТИЗ), Белорусское общество глухих (БелОГ). Эти организации оказывают всестороннюю и дифференцированную социальную помощь инвалидам с целью достижения их максимальной реабилитации и интеграции в общество. Вышеупомянутые общественные организации имеют в своей структуре учебные центры, предприятия и реабилитационно-культурные центры. Характер помощи, оказываемой этими организациями, варьируется и продиктован конкретными проблемами членов организации.
Особое внимание в этом отношении следует уделить Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (ОО «БелАПДИиМИ»), которая является крупнейшей общественной организацией, занимающейся социальной реабилитацией инвалидов. Она существует более 10 лет и объединяет детей и молодых людей с умственными и физическими ограничениями. Организационные структуры ассоциации действуют в 9 районах Минска и в 56 регионах Беларуси, во всех областных и в ряде районных центров. Можно выделить несколько основных направлений ее деятельности [24, c. 75].
Во-первых, это поддержка семьи. В рамках этого направления оказывается помощь родителям больных детей, живущим в состоянии постоянного стресса, проводятся обучающие программы и консультации, родители имеют возможность общаться между собой, обмениваться опытом, поддерживать друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В научной литературе и социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества. Их принято называть «моделями инвалидности». Инвалидность в современном понимании характеризует нарушение взаимосвязей человека с ограниченными жизненными возможностями и общества. В то же время инвалидность отражает социальную зрелость, экономическую самостоятельность, нравственную полноценность общества и является одним из важнейших показателей национального благосостояния и здоровья населения.
Социальная работа с инвалидами – это профессиональная деятельность по осуществлению позитивных изменений в жизни людей с ограниченными возможностями, решению проблем данной категории населения. Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с детьми-инвалидами является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к инвалидам. Мы считаем, что именно социальная работа призвана помочь ребенку-инвалиду не только приспособиться к окружающей среде, но и оказать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что в свою очередь, облегчает интеграцию в обществе и создает предпосылки для независимой жизни. Стоит отметить, что в государстве должна быть налажена система социальной защиты детей-инвалидов.
Законодательство Республики Беларусь направлено на создание условий, обеспечивающих жизнь семьи с ребенком – инвалидом. Однако, инвалиды и их семьи относятся к наиболее малообеспеченным категориям населения, так как, в силу сложившейся в стране ситуации, пенсии и пособия на детей инвалидов не могут обеспечить такому ребенку и его семье достойную жизнь. Следует также учесть, что забота о таких детях отнимает много сил, времени, внимания, терпения и родители не могут работать «в полную силу», что так же создает определенные материальные трудности. Также хотелось бы отметить, что законодательство не предусматривается архитектурной нормой, необходимые для свободного передвижения инвалидов. По нашему мнению, социальной политикой в сфере оказания помощи инвалидам мало внимания уделяется изменению общественного мнения относительно этой категории населения, что немаловажно.
Наряду с государственными медицинскими и образовательными учреждениями помощь в решении проблем инвалидов оказывают ряд республиканских и международных белорусских общественных объединений. Многие общественные организации в настоящее время очень плодотворно работают в этой области (Белорусское общество инвалидов (БелОГ), Белорусское товарищество инвалидов по зрению (БелТИЗ), Белорусское общество глухих (БелОГ)). В ближайшем будущем учреждения и организации страны, занимающиеся социальной реабилитацией детей-инвалидов, должны уделять больше внимания всем детям-инвалидам, независимо от их физических, психических и интеллектуальных способностей, места жительства и социального статуса родителей.
1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М. Айшервуд. – М.: Инфра–М, 2001. – 88 с.
2. Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии /Л.И. Аксенова // Дефектология. – 2007. – № 1. – С. 3 –10.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для студентов вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект–Пресс, 2000. – 373 с.
4. Базоев, В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании / В.З. Базоев //Дефектология, 2007. – №3. – С.32–35.
5. Боровая, Л.П. Социально–психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л.П. Боровая // Социально–педагогическая работа, 2008. – № 6. – С. 59–63.
6. Бочарова, В.Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы: материалы международной научно–практической конференции / В.Г. Бочарова // – М.: Тюменский гос. ун-т, 2003. – 264 с.
7. Вайзман, В.П. Реабилитационная педагогика: медицинские аспекты /В.П. Вайзмн. – М., 2013. – Вып. 1. – С.10 –12.
8. Васильева, Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности / Н.В. Васильева // Социологический сборник: Вып.7.–М.: Социум, 2000. – С. 23–24.
9. Ватерс, Л., Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей / Л.Ватерс, М.Ланзинд, Э.Шонглер. – Мн.: БелАПДИ, 2012. – 18 с.
10. Горячева, Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям / Т.Г. Горячева // Мир психологии. – 1998. – № 2. – С. 23–24.
11. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими ребенка–инвалида / Л.К. Грачев. – М., 2002. – 125 с.
12. Григорьев, А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси /А.Д. Григорьев. – Мн.: Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 2008. – 221 с.
13. Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2002.
14. Ким, Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики / Е.Н. Ким // Проблемы семьи и детства в современной России. – Ч. 2. – М., 2002.
15. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение / А.И. Ковалева. – М., 2013.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 2015. – 425 с.
17. Курбатов В.И. Социальная работа / В.И. Курбатов. – Ростов на Дону: Деникс. – 2003. – 480 с.
18. Мошняга, В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / В.Т. Мошняга; под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра–М, 2003.
19. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику /А.В. Мудрик. – М., 2007.
20. О правах ребенка: [конвенция: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 2015 г.] // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 2003.
21. Панов, А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / А.М. Панов // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 2003.
22. Социальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста / Е.М. Холостова. – М.: Институт социальной работы, 2013. – 210 с.
23. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Н.Ф. Дементьева, Т.А. Исаева. М.: Институт социальной работы, 2013 г.
24. Черемных, Г. Общественные объединения: регулирование деятельности / Г. Черемных // Российская юстиция, 2013, №4. – с. 36
25. Шипицина, Л.М. Социальная реабилитация детей с проблемами развития /Л.М. Шипицина // Социальная работа. – 2003. – № 3. – С. 38.
26. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Л.: Медицина, 2015.
27. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004.