Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития способности к музыкальному восприятию у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретические аспекты развития способности к музыкальному восприятию в дошкольном детстве
1.2 Сущность беседы о музыке как метода развития способности к музыкальному восприятию у детей дошкольного возраста
Глава 2 Педагогические возможности беседы о музыке как метода развития способности к музыкальному восприятию у дошкольников
2.1 Особенности и уровень развития способности к музыкальному восприятию у детей от 5 до 6 лет
2.2 Актуализация метода беседы о музыке на музыкальных занятиях в старшей группе
2.3 Эффективность использования беседы о музыке как метода развития способности к музыкальному восприятию у старших дошкольников на музыкальных занятиях
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране, оказывают влияние на развитие личности дошкольника. С одной стороны эти изменения оказывают положительное влияние. А именно, родители больше уделяют внимания воспитанию детей – водят их на танцевальные кружки, спортивные секции, музыкальные школы. С другой стороны – экономические трудности создают материальные проблемы в семье. Кроме того, сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы развития индивидуальных способностей детей во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. Н. Ананьев и др.). Данная проблема приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач – задачи формирования всесторонне развитой личности.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой, О. П. Радыновой и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей. С точки зрения К. В. Тарасовой решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность. По мнению Н. А. Ветлугиной, С. Д. Рудневой, Э. М. Фиш, наиболее удачной для развития музыкальных способностей является беседа о музыке. Она помогает привить детям устойчивый интерес к развитию музыкальных способностей у ребенка, совершенствует навыки детей в плане переживания и воплощения образа, развивает музыкальный слух.
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития способности к музыкальному восприятию у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретические аспекты развития способности к музыкальному восприятию в дошкольном детстве
Восприятие музыки детьми обычно изучается с точки зрения психологии или педагогики. Это произведения С. Н. Беляевой-Экземплярской и Н. А. Ветлугиной. Л. А. Гарбер, Г. А. Ильина, Е. А. Мальцева, Т. А. Репина. Наблюдения за музыкальным развитием детей также записал Б. М. Теплов. Таким образом, Н. А. Ветлугина рассматривает формирование восприятия как своего рода путь. В первые месяцы жизни музыкальный звук воздействует на ребенка импульсивно, вызывая ощущение возрождения или покоя. Затем ребенок уже слушает музыку как эмоционально осмысленное содержание, радуясь и грустно, в зависимости от характера музыкальных образов. И только потом ребенок воспринимает выразительный смысл музыкальных средств.
Восприятие музыки – это сложная умственная деятельность, сочетающая в себе интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты [6, с. 214]. Способность воспринимать произведения музыкального искусства не может возникнуть сама по себе. Она должна учиться.
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются начальные способности, позволяющие ребенку приобщаться к различным видам деятельности. Музыкальное восприятие детей характеризуется определенной стабильностью: каждый этап развития ребенка характеризуется различными особенностями и направлением восприятия. Характеристики основных этапов развития ребенка сводятся к постепенному формированию у ребенка понятийного мышления. Первую стадию на этом пути можно назвать стадией единичных особенностей, создающих целостный образ субъекта. Сосредоточение внимания на одной особенности (в музыке это может быть текст песни, характерный тембр, ритмический рисунок) отличает мышление ребенка в любой деятельности. В музыкальном произведении дети улавливают одну из ведущих черт. Это может быть темп, динамика, тембр или артикуляция. Мелодическая и ритмическая составляющие означают гораздо меньше. Музыкальное восприятие ребенка реализуется через формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и овладение некоторыми исполнительскими навыками [13, с. 176].
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Особенности и уровень развития способности к музыкальному восприятию у детей от 5 до 6 лет
Исходя из данной цели работы, было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в несколько этапов. База исследования: ГУО «Ясли-сад № 3 г. Пружаны».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет (24 девочки и 16 мальчиков).
Для проведения экспериментального исследования использовались следующие диагностические задания:
1. Ладовое чувство.
Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Д. Кабалевский «Грустный дождик», М. Глинка «Детская полька».
«3» – внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не проявляют своих эмоций.
«2» – слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной реакции на музыку никакой нет.
«1» – нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку.
Общий уровень развития музыкального восприятия:
высокий уровень – 8-9 баллов;
средний уровень –5-7 баллов;
низкий уровень – 4 и менее баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа работ Н. А. Ветлугиной, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской, А. П. Зиминой, Д. Б. Кабалевского, Е. В. Назайкинского, О. П. Радыновой мы выяснили, что музыкальное восприятие – это деятельность, связанная с глубокими внутренними переживаниями. Это своего рода художественное восприятие. Предпосылками для восприятия музыки являются потребность в музыке, эстетический опыт, музыкальный вкус, оценка музыки. В процессе музыкального восприятия произведение трансформируется в музыкальный образ – совокупность выразительных средств, воздействующих на слушателя своим специфическим звуком.
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста проходит через ряд этапов: этап музыкально-субъектной деятельности; этап музыкально-игровой деятельности и этап музыкально-художественной деятельности. Одним из путей развития музыкального восприятия дошкольников может быть комплексное влияние искусства, это могут быть живопись, поэтические слова, танцевальная и театральная деятельность.
Форма бесед о музыке более свободна и разнообразна, чем концерт, где только короткое вводное слово носит информативный характер. Беседа позволяет детям глубже сконцентрироваться, а в дальнейшем проявить максимум активности. Особенные беседы о музыке отличаются содержанием, структурой, формой. Педагог рассказывает, используя в разговоре не только музыку, но и поэтическое слово, отрывки из музыкальной и художественной литературы, иллюстрации. Необходимо возрождать беседы о музыке на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях, потому что они духовно развивают ребенка, обогащают его культуру, воспитывают гармоничную личность. Актуальность такой формы работы, как беседы о музыке, обусловлена в первую очередь стремлением наших детей к духовности, восстановлению традиций.
1. Арсенина, Е. Н. Музыкальные занятия. Средняя группа / Е. Н. Арсенина. – М. : Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2014. – 336 c.
2. Боякова, Е. В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников / Е. В. Боякова. – М., 2000. – 254 с.
3. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. М. Кенеман. – М., 2002. – 271 с.
4. Виноградов, Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. Виноградов. – М. : Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. – 160 c.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Люкс, 2005. – 671 с.
6. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд. – М. : Академия, 2007. – 320 с.
7. Деркунская, В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / В. А. Деркунская. – С-пб. : Детство-Пресс, 2010. – 650 с.
8. Дубровская, Е. А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях / Е. А. Дубровская. – М. : Просвещение, 2009. – 12 с.
9. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М. : Владос, 2016. – 304 c.
10. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Н. Зимина. – М.: Владос, 2010. – 320 с.
11. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2009. – 152 с.
12. Каплунова, И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – Москва: СИНТЕГ, 2012. – 606 c.
13. Корчаловская, Н. К проблеме развития музыкального восприятия у дошкольников / Н. Корчаловская. – М., 2009. – 317 с.
14. Марьина, Е. С. Гений музыки / Е. С. Марьина, Г. В. Нагорных // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. – С. 38.
15. Музыкальное воспитание дошкольников : пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / под ред. О. П. Радыновой. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 2004. – 130 с.
16. Никашина, Г. А. Малыш и музыка / Г. А. Никашина. – Мн. : Беларусь, 2004. – 192 с.
17. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Вып 2 / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Просвещение, 2002. – 223 с.
18. Радынова, О. П. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей / О. П. Радынова // Справочник музыкального руководителя. – 2012. – № 6. – С. 4–19.
19. Рева, В. П. Восприятие музыки: историко-эстетический аспект / В. П. Рева. – Могилев : МГУ, 2001. – 27 с.
20. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т. А. Рокитянская. – М. : Национальное образование, 2015. – 176 c.
21. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды : В 2 т. – М. : Педагогика, 1985. – Т. 1.
22. Учебная программа дошкольного образования. – Мн.: Нац. институт образования, 2019. – 479 с.