Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого− педагогических исследованиях
1.1 Проблема развития внимания в психолого− педагогической литературе
1.2 Особенности детей дошкольного возраста при формировании к школьному обучению
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Глава 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников учреждение дошкольного образования
2.1 Организация и методика исследования по формированию психологической готовности детей к школе
2.2 Интерпретация результатов исследования
2.3 Программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Внимание – это очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой детской деятельности, внешней и внутренней, а продукт – качественным приложением.
Внимание является важным аспектом познавательной деятельности. Воспитатель детского сада должен знать особенности его формирования. «Внимание, – писал К.Д. Ушинский – это та дверь, через которую не может пройти ни одно слово учения, потому что иначе оно не попадет на душу ребенка».
Внимание занимает особое место среди когнитивных процессов, потому что оно не имеет своего собственного содержания, но обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успех их функционирования. Очевидно, что успех любой деятельности ребенка в целом зависит от степени развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, объем, расположение, переключение) и степени формирования произвольного внимания.
Внимание у дошкольников имеет ряд качественных характеристик. Оно имеет небольшой объем, низкую стабильность. Предполагается, что произвольное внимание развивается в образовательной деятельности детей этого возраста. Ребенок постепенно приобретает способность выполнять задачи самостоятельно – он ставит цель и контролирует свои действия.
Проблему изучения внимания на протяжении десятилетий ставили следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.
Т. Рибо считал, что внимание, ослабленное или усиленное, всегда связано с эмоциями и вызывает их, т.е. он видел чрезвычайно тесную связь между эмоциями и произвольным вниманием.
В своих работах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание – это особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании определенных процессов этой деятельности.
Глава I. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого− педагогических исследованиях
1.1 Проблема развития внимания в психолого− педагогической литературе
внимание ребенок дошкольник
Внимание – это ориентация и концентрация сознания в данный момент на каком-то реальном или идеальном объекте.
Внимание помогает человеку лучше понять себя, свои мысли и чувства, потому что его цель – улучшить прогресс всех познавательных процессов. Некоторые ученые утверждают, что не существует конкретного процесса независимого внимания, который был бы просто стороной или моментом любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие считают, что внимание – это совершенно независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, которые нельзя свести к характеристикам других когнитивных процессов. Поддерживая свою позицию, сторонники этого последнего мнения отмечают, что в мозге человека особый тип структуры, связанный с вниманием, можно обнаружить и отличить анатомически и физиологически относительно автономно от того, который гарантирует функционирование других когнитивных процессов. Особое внимание уделено роли формирования и внимания сетчатки, рефлекса ориентации как возможного врожденного механизма и, наконец, доминантного, рассмотренного и описанного А. Ухтомским.
В системе психологических явлений внимание занимает особое место. Оно содержится во всех других психических процессах, действует как необходимый момент и не может быть отделен и изучен в «чистой» форме. Мы имеем дело с явлениями внимания только тогда, когда учитывается динамика когнитивных процессов и особенности различных психических состояний человека.
Глава 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников учреждение дошкольного образования
2.1 Организация и методика исследования по формированию психологической готовности детей к школе
Целью нашего исследования является поиск эффективной методики для формирования готовности к обучению в детском саду в дошкольных учреждениях.
Предметом исследования является внимание дошкольников.
Предмет исследования - развитие внимания как компонента готовности к обучению
В нашей работе мы ставим следующие задачи:
1. Апробировать диагностика-коррекционную программу Н.И. Гуткиной в работе с детьми экспериментальной группе.
2. Диагностировать степень формирования компонентов готовности к обучению в школе у детей.
В соответствии с целями эксперимента исследование проводилось в три этапа.
I этап экспериментальных исследований.
Целью является изучение формирования компонентов готовности к обучению в школе среди учащихся экспериментальной группы.
Среди тестов для подготовки к школе мы можем выделить группу тестов, основанную на идее развития ребенка как функционального созревания его психики.
На появление этих тестов большое влияние оказала концепция подготовки ребенка к школе немецкого психолога А. Керна.
Важным показателем этого теста является степень зрелости, зрительная дифференциация восприятия, способность выделять изображение.
1. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека [27]
Заключение
Проблема готовности детей учиться в школе - это не только научная задача, но, прежде всего, практическая, очень актуальная и острая задача, которая еще не получила окончательного решения. И многое зависит от ее решения, в конце концов, от нее зависят судьбы детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или недоступности для обучения в школе относятся к психологическому возрасту ребенка, который измеряется не часами физического времени, а шкалой психологического развития. Вы также должны уметь читать эту шкалу: вы понимаете принципы ее составления, вы знаете рекомендации и размер.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели мнения отечественных психологов о психологической готовности детей к школе, психологических характеристиках дошкольников, характеристиках диагностической и корректирующей работы по развитию внимания у старших дошкольников как составляющих готовности к школе.
1. Рассмотрены проблемы развития внимания в психолого-педагогической литературе;
2. Изучены особенности дошкольников в формировании школьного образования;
3. Выявлены особенности развития внимания у дошкольников
Изучены особенности дошкольников в формировании школьного образования. Определены особенности развития внимания у дошкольников.
Во второй главе было проведено исследование по формированию психологической готовности детей к школе:
1. Описаны организация и методы исследования формирования психологической готовности детей к школе.
2. Интерпретированные результаты исследования.
3. Разработана программа коррекции.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1977.
2. Бим – Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебник (Серия «Библиотека антропологии»). – М.,2003.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж, 1995.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1998.
6. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». – СПб., 1997.
7. Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В6т.-М.:Педагогика, 1984. – Т.4. -432 с.
8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с. – (Руководство практического психолога).
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
11. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе. //Начальная школа, 1994.,№4, 11-13 с.
12. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.,1996.
13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991 – 232 с.
14.Змеёв С.И. Основы андрагоники: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. – М., 1999.
15.Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. – М., 2002.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика,1991. – 152 с.
17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. – М., Знание, 1987.
18.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Г. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.
20. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Сост. Б.М. Бим – Бад. – М., 1998.
21. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. центр, Академия, 1995. – 128 с.
22. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. – М., 2002.
23. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1993.
24. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.