Введение
Глава 1 Положения о личности, о волевых качествах личности
1.1 Понятие о личности
1.2 Структура личности
1.3 Понятие о воле
1.4 Волевые качества личности
Глава 2 Физическое воспитание как средство формирования волевых качеств личности
2.1 Физическое воспитание и его структура
2.2 Взаимодействие физического воспитания, личности и воли в процессе тренировки
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема воли в настоящее время достаточно активно изучается в психологии, хотя эти аспекты изучаются и представляют интерес для многих исследователей.
Регулируя свое поведение, человек использует не только эмоции, но и волю - мыслительный процесс, свойство сознания человека, позволяющее ему сознательно контролировать свои эмоции и действия. Воля часто рассматривается как способность человека выбирать характер и метод своей деятельности, а также внутренние усилия, необходимые для выполнения этой деятельности.
Воля также рассматривается как особое действие, которое нельзя просто свести к осознанию или деятельности как таковой. Совершая волевой акт, человек сопротивляется влиянию актуальных потребностей, а также импульсивным желаниям.
Целенаправленное развитие личности занимает особое место в процессе ее личностного развития, поскольку волевое поведение – одно из самых распространенных и важнейших проявлений человеческой субъективности.
Если не будут созданы условия для развития сферы воли, процессы развития замедлятся: стабильность и независимость создаются случайными внешними обстоятельствами и внутренними мотивами; Самоконтроль; активное отношение к окружающей действительности (целенаправленная реализация, постоянное преодоление препятствий на пути к успеху, поддержка компаний), что приведет к формированию растущей личности, ее функций, таких как трансформация и творчество.
Отсюда возникает проблема рассмотрения проблем формирования сферы воли в целом и отдельных направлений развития волевого поведения человека.
Актуальность. Исследования в этой области особенно актуальны в контексте современного человеческого развития. Актуальность изучения воли в жизни человека и ее развития через физическую культуру связана с его непосредственной направленностью на изучение способности человека к саморегулированию, самоизменению, овладению и контролю своего поведения, а также преодолению трудностей в деятельности.
Цель исследования: изучение особенностей воспитания волевых качеств личности в процессе физического воспитания.
Объект исследования: волевые качества личности в процессе физического воспитания.
Предмет исследования: изменение волевых качеств личности в процессе физического воспитания.
Задачи исследования:
- выявить понятие и особенности структуры личности человека;
- изучить понятие о воле и о волевых качествах личности;
- изучить воспитание волевых качеств личности в ходе физического воспитания, в том числе роль кроссфита в данном процессе.
Глава 1 Положения о личности, о волевых качествах личности
1.1 Понятие о личности
Личность – понятие многогранное и глобальное. Чаще всего человека определяют как личность по сумме социальных приобретенных качеств. В понятие личности обычно входят более или менее стабильные черты, указывающие на индивидуальность человека и определяющие его действия, которые важны для людей [7].
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считают, что личность – это формирующийся при жизни и индивидуально уникальный набор черт, которые определяют образ мышления конкретного человека, структуру его эмоций и поведения.
В основе личности лежит ее структура – общение и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: навыков, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации [3].
Способности человека определяют его успех в различных видах деятельности. Реакция человека на окружающий мир – других людей, условия жизни и т. д. – зависит от темперамента. Характер человека определяет его действия по отношению к другим людям. Качества воли характеризуют стремление человека к достижению своих целей. Эмоции и мотивация – это переживания каждого человека и мотивация к деятельности и общению.
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, являющееся результатом жизни человека в обществе. Человек как социальное существо приобретает новые (личные) характеристики, когда он вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения формируют его личность. На момент рождения у человека еще нет этих приобретенных (личных) характеристик.
Поскольку человека чаще всего определяют как личность по сумме его социальных, приобретенных качеств, это означает, что личные характеристики не включают в себя те характеристики человека, которые обусловлены естественным образом и не зависят от его жизни в обществе.
Человек – это общее понятие, обозначающее отнесение существа к высшей ступени развития в живой природе – человеческому роду. В концепции человека подтверждается генетическая предопределенность развития подходящих человеческих характеристик и качеств [6].
Специфические человеческие способности и характеристики (язык, сознание, трудовая деятельность и т. д.) Не передаются человеку в порядке биологической наследственности, а скорее формируются в течение их жизни в процессе ассимиляции культуры, созданной предыдущими поколениями.
Таким образом можно отметить, что личность – это не только объект и продукт социальных отношений, но и активная тема деятельности, общения, осознания, самосознания.
Глава 2 Физическое воспитание как средство формирования волевых качеств личности
2.1 Физическое воспитание и его структура
Физическое воспитание – это тип воспитания, конкретным содержанием которого является обучение движению, обучение физическим качествам, формирования специальных навыков физических знаний и создание осознанной потребности в физическом занятии [20].
Обучение движению имеет свое содержание в физическом воспитании – систематическом овладении человеком рациональными методами управления своими движениями с целью приобретения таким образом необходимого запаса двигательных навыков, либо навыков и связанных с ними знаний в жизни.
Ученики овладевают движениями, имеющими семантическое значение, двигательными действиями, важными для жизни или спорта, и приобретают способность рационально и полно демонстрировать свои физические качества. В то же время они изучают модели движений своего тела.
В зависимости от уровня мастерства техника двигательного действия может выполняться в двух формах – в форме двигательных умений и в форме навыков.
Поэтому вместо выражения «обучение движениям» в спортивной практике часто используется термин «развитие моторики и умений».
Развитие физических качеств – не менее важный аспект физического воспитания.
Целенаправленное управление поступательным развитием силы, скорости, выносливости и других физических свойств (качеств) влияет на комплекс природных свойств тела и тем самым определяет количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические свойства являются врожденными, т.е. даны человеку в виде естественных наклонностей, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда специально организован процесс естественного развития, т.е. педагогический характер правильнее сказать не «развитие», а «воспитание физических качеств».
Таким образом, цель физического воспитания раскрывается и конкретизируется в общих задачах. Цель представляет собой основные направления и целевые программы для достижения цели.
Оздоровительная задача – укрепление самочувствия, гармоничное развитие форм и функций тела, обеспечение проявления двигательных характеристик, формирование правильной осанки.
Образовательная задача – формирование систем двигательных навыков и умений, которые вооружают учащихся знаниями, необходимыми для использования средств физического воспитания в повседневной жизни, на работе и в оборонной деятельности [10].
Заключение
Личность – это сложное многомерное психологическое образование, в структуре которого различают биологические и социальные факторы.
Одной из основных биологических основ формирования личности является темперамент, характеристики которого во многом зависят от типа нервной системы.
Чтобы развить волевые качества, человеку необходимо ставить важные для него цели и направлять свои волевые усилия на преодоление препятствий на пути к достижению этих целей.
Воля – это способность человека сознательно и активно контролировать свою деятельность с целью преодоления препятствий, возникающих на пути достижения своих целей. В то же время создается дополнительная мотивация для принятия мер, если существующей мотивации уже недостаточно для эффективного выполнения необходимых мер.
Усилие, которое человек предпринимает для преодоления возникшего препятствия, знаменует степень развития его сферы воли.
Физическая культура позволяет развить следующие качества: силу воли, упорство, энтузиазм, настойчивость, целеустремленность, независимость, инициативность и многие другие.
Важно учитывать, что чем дольше человек занимается спортом, тем устойчивее и ярче проявляются волевые качества.
К средствам физической культуры для формирования волевых качеств относятся физические упражнения, целебные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические правила и нормы (способ работы, сон, питание, гигиенические и гигиенические условия).
Формирование волевых качеств человека средствами и методами физической культуры рассматривается как совокупность целевых, организационных, процедурных и диагностических блоков, которые взаимосвязаны и позволяют организовать и проводить акцентированную и целенаправленную работу.
Также использование кроссфита в физическом воспитании способствует комплексному развитию как физических, так и умственных качеств.
Исследования ряда авторов показывают, что кроссфит как вид спорта имеет свои отличительные черты для развития определенных профессиональных качеств, в том числе волевых:
1. Чередование движений и действий, которые часто меняются по интенсивности, разнообразию и продолжительности. Двигательная активность комплексно влияет на организм тренирующихся в целом и способствует развитию и совершенствованию основных физических характеристик.
2. Внезапные изменения условий проведения приемов, резкая смена обстановки и постоянно меняющиеся условия вынуждают немедленно оценивать ситуацию, действовать творчески, быстро и инициативно, проявлять самостоятельность в действиях, что является отражением качеств воли.
1 Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Б. И. Мартьянов– М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 288 с.
2 Горбунов Ю.Я. Сравнительная характеристика проявления волевой активности в различных видах спорта / Ю.Я. Горбунов // Вестник ПГПУ. Серия «Физкультура и спорт». – 2002. – №1. – С. 34-42.
3 Горбунов Ю.Я. Исследование волевой активности в структуре индивидуальности спортсмена / Ю.Я. Горбунов // Теория и практика физической культуры, - 2002 - №7 - С. 37–39.
4 Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. / Л. А. Григорович - М.: Гардарики, 2013. - с. 359 - 362.
5 Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ В.И. Дубровский, предисл. В.Н. Машков. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999. – 500 с.
6 Изотова А.В. К вопросу о волевых качествах личности у профессиональных спортсменов// Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. – Новосибирск: СибАК, 2011.
7 Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
8 Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / под общ. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с
9 Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни/ Г.И. Куценко. - М.: Профиздат, 2003. – 54с.
10 Лубышева, Л.И. Физиология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 – Физ. культура: рек. Умо по спец. пед. образования / Л.И. Лубышева. – 2-е изд., стер. – М.: ACADEMIA, 2004. – 238 с.
11 Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. 2-е изд. / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. — М.: СУИ, 2010. — 398 c.
12 Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
13 Марищук В.Л., Романенко Н.В. Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями. – В кн. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова С-ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта СПб: 1999 С. 177–184
14 Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384 с.
15 Нарскин, Г.И. Здоровый образ жизни: Курс лекций/ Г.И. Нарскин. – Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2003. – 182 с.
16 Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учеб. для техн. физ. культ. / под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
17 Педагогика физической культуры и спорта [Текст]: Учебник / Под. ред. С.Д. Неверковича. – М.: Физическая культура, 2006. – 528 с.
18 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. − Издательство: Питер, 2002. – 720 с.
19 Салов, В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащийся молодежи средствами физической культуры [Текст]: дис. д-ра. пед. наук / В.Ю. Салов. – Санкт-Петербург, 2001. − 327 с.
20 Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание/ В.И. Селиванов. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
21 Соловьев, Т.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования) [Текст]: учеб. пособ. / Соловьев, Т.М. – М.: Илекса, 2014. – 209 с.
22 Социо-культурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни/ Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму; Сост. В. И. Жолдак. – М.: Сов. спорт, 1996. – 96 с.
23 Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пос. / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1999. – 384 с.
24 Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
25 Физическая культура студента: Учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999. – 448 с.
26 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 479 с.