ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОЭТИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
1.1 Психолого-педагогические, лингвистические аспекты развития эстетического восприятия поэзии, художественного слова детьми дошкольного возраста
1.2 Особенности восприятия и запоминания стихов в дошкольном возрасте
1.3 Методы и приёмы обучения выразительному чтению стихов
1.4 Методика заучивания наизусть стихотворений детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных на констатирующем этапе
2.3 Формирующий этап эксперимента
2.4 Анализ полученных данных на контрольном этапе эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В методике развития речи особое место отводится работе, направленной на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление их с поэтическими произведениями, развитие умения воспринимать и выразительно воспроизводить поэзию.
Заучивание наизусть поэзии и выразительное чтение является одним из средств психического, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать стихи, воспитывать художественный вкус.
Многие исследователи теряются в догадках на предмет восприятия детьми и выразительного чтения стихотворений. Некоторые считают, что выразительное чтение – вещь легкая, настолько легкая, что не нужно учиться экспрессивности. Другие считают, что только талантливый человек может выразительно прочитать стихотворение, в то время как другие, как бы они ни учились, в лучшем случае будут читать его, наблюдая знаки препинания.
Творческая деятельность, а выразительное чтение – это своего рода творческая деятельность, доступная и необходимая всем детям. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование навыков, необходимых для плодотворной творческой деятельности. Исходя из законодательства об образовании, мы должны понимать, что развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха является одним из компонентов структурной единицы, представляющей речевое развитие.
Таким образом, сформировать навыки интонации и логического анализа поэтических литературных произведений и их исполнения, то есть научить экспрессивному чтению можно не только возможно, но и необходимо всем детям. Поэтому эта тема для меня актуальна и побудила уделить гораздо больше внимания обучению дошкольников экспрессивному чтению стихотворений [1, с.204].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОЭТИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
1.1 Психолого-педагогические, лингвистические аспекты развития эстетического восприятия поэзии, художественного слова детьми дошкольного возраста
Дошкольный период является очень важным этапом в воспитании человека, именно в это время закладываются черты характера и начинается формирование личности. В настоящее время дошкольному образованию уделяется большое внимание: реализуются различные программы, проводятся научные исследования, в детских садах работает психологическая служба, дети ходят в музеи. Но процесс формирования культурной личности не может быть только публичным [7, с.32].
По мнению Б.С. Волкова, дети постоянно и неторопливо ищут ответы вопросы, размышляют над ними, хотя и по-детски, даже парадоксально, эти вопросы формируют в ребенке моральные и волевые качества, способствуют развитию чувств и эмоций. Особую роль в этом процессе играет художественное слово. Именно книга знакомит ребенка с миром человеческих чувств, радостей и страданий, взаимоотношений, мотивов, мыслей и поступков.
Художественное слово помогает удовлетворить растущую познавательную потребность ребенка, установить причинно-следственные связи, подчеркнуть свойства предметов. А стихи рассказывают об этом легко, непринужденно, создавая воображаемую игровую ситуацию, которая близка ребенку и поэтому легко запоминается. Здесь также расширяются представления ребенка об объектах. Они действуют в самых разных их свойствах, качествах и атрибутах [8, с.105].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ДУО «Детский сад № 12». В исследовании приняли участие 8 детей в возрасте 4-5 лет. Выборка составила 3 мальчика и 5 девочек. В связи с тем, что в выборке преобладающее количество девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования. Было проведено исследование на контрольном этапе эксперимента.
2. На втором этапе эксперимента проводится организация и проведение формирующего эксперимента.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов на контрольном этапе эксперимента, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного экспериментального исследования.
Цель эмпирического исследования: выявить уровень выразительного чтения стихотворений.
Методика диагностики выразительности чтения стихотворений у детей среднего дошкольного возраста:
1. Техника чтения: правильность произношения слов, наличие правильности ударений, темп чтения, четкость произношения.
2. Выразительность речи: правильность логических ударений, постановки пауз и изменения темпа речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что обучение детей среднего дошкольного возраста выразительному чтению представляет собой длительный и сложный процесс. восприятие детьми дошкольного возраста художественного слова и поэзии во многом зависит от того, какой тип текста необходим для восприятия, какие лингвистические аспекты были задействованы в процессе данного действия, а также эстетические и художественные особенности воспринимаемого текста.
Восприятие детьми среднего дошкольного возраста художественного текста формируется на основе определенного отношения ребенка к героям и ритмам стихотворения. Именно в этом возрасте у детей формируется желание сформировать определенное отношение к выразительным средствам.
В рамках формирования форм и методов обучения детей дошкольного возраста навыкам выразительного чтения необходимо отметить их широкое разнообразие и применение в зависимости от системы и методики обучения детей среднего дошкольного возраста. Методика обучения детей дошкольного возраста изучению стихотворений наизусть строится на основе определенных этапов, которые основываются на создании определенного эмоционального настроя и формируют определенный тип стремления к процессу познания поэтического текста.
Нами было проведено экспериментальное исследование при помощи методики В.И. Яшиной. В ходе экспериментального исследования нами было определено, что есть категория детей, у которой наблюдаются нарушения в области выразительности чтения. Для этого нами был проведен формирующий этап эксперимента, после которого можно было судить о положительной динамике формирования выразительности речи.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые строят свою деятельность на основе повышения уровня выразительности чтения стихотворений у дошкольников.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 400 с.
2. Алексеева, М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2008. – 278 с.
3. Астафьева, О.И. Детская литература. Выразительное чтение / О.И. Астафьева, А.Е. Денисова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
4. Беспалов, В.М. Психология чтения / В.М. Беспалов. — М.: МГУКИ, 2010. — 200 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Академия, 2014. – 278 с.
6. Боголюбская, М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах / В.В. Шевченко. – М.: Академия, 2010. – 247 с.
7. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология / О.Н. Молчанова. – М.: Государственный университет, 2012. – 120 c.
8. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2017. – 368 c.
9. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учебное пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. заведения / З. А. Гриценко. — М.: Педагогика, 2007. — 301 с.
10. Дошкольное образование: метод. указания по выполнению курсовых и дипломных работ для студентов педагогических специальностей /сост.: С.А. Дерман [и др.]; под общ. ред. Н.Г. Дубешко.— Барановичи: РИО БарГУ, 2010. — 54 с.
11. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду / Р.И. Жуковская. – М.: Академия, 2011. – 278 с.
12. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 2006. – 77 с.
13. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи / О.И. Крупенчук. – СПб.: Питер, 2004. – 279 с.
14. Куксова, Н.А. Художественное чтение в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.А. Куксова. — Мн.: Унивеситетское, 2001. — 157 с.
15. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста. / И.Ю. Кулагина. – М.: Юрайт, 2016. – 292 c.
16. Найденов, Б.М. Методика выразительного чтения / Б.М. Найденов, Л.М. Кирилюк. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 464 c.
18. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой / сост. Н. А. Королёва— Барановичи: РИО БарГУ, 2013. — 68 с.
19. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. — М.: Академия, 2006. — 256 с.
20. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология. / Г.А. Урунтаева. – М.: Academia, 2015. – 256 c.
21. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Academia, 2014. – 336 c.
22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / О.С. Ушакова. – М.: Академия, 2004. – 278 с.
23. Хилько, М.Е. Возрастная психология. / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 208 c.
24. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. А.Г. Лесон – М.: Международная педагогическая академия, 2015. – 256 c.
25. Язовицкий, Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е.В. Язовицкий. – М.: Академия, 2010. – 215 с.