ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Анализ проблемы жизнестойкости в современной психологии
1.2 Детско-родительские отношения как условие развития личности подростков
1.3 Роль детско-родительских отношений в формировании жизнестойкости подростков
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Результаты исследования детско-родительских отношений подростков
2.3 Результаты изучения уровня жизнестойкости подростков
2.4 Результаты исследования взаимосвязи детско-родительских отношений с уровнем жизнестойкости подростков
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Яркой характеристикой современного общества являются стремительные информационные преобразования, требующие от человека высокого уровня активности, гибкости, коммуникабельности, жизнестойкости и стрессоустойчивости. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, подростки зачастую не справляются с многочисленными проблемами, возникающими в этот период. Подростки в таких условиях рассматриваются в качестве особой группы, требующей внимания психологов, направленного на развитие ресурсов и профилактику дезадаптации.
Жизнестойкость личности является важнейшим личностным ресурсом, обеспечивающим способность подростка сохранять психологическую стабильность в условиях стресса, поддерживая при этом эффективность деятельности, ее адекватность собственным возможностям и требованиям текущей ситуации.
Особый интерес представляет изучение проблемы жизнестойкости подростков в связи с особенностями детско-родительских отношений. В подростковом возрасте наиболее типичным является стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей. В подростковом возрасте происходит изменение ценностных установок и закладывается фундамент для построения смысложизненных ориентаций. Постепенно жизнестойкость личности подростка начинает укрепляться за счет возникающих смыслов, формирующихся ценностей, которые являются базой для поддержания собственной устойчивости в мире. В подростковом возрасте активизируются личностные структуры, связанные с компонентами жизнестойкости: активный поиск осмысленности их сегодняшней жизни, развития самооценки на основе сознательной рефлексии, выработка отношений к различным жизненным ситуациям и отношений к своим переживаниям этих ситуаций.
Родители играют большую роль в развитии личностных качеств и убеждений подростка. В связи с особенностями протекания возрастного кризиса подростковый возраст особенно чувствителен к нарушениям во взаимоотношениях. Качество детско-родительских отношений определяет устойчивость подростка к фрустрации и стрессам, влияя на жизнеспособность подростка.
Изучением проблемы жизнестойкости личности в подростковом возрасте занимались такие авторы как О.В. Борисенко, Л.А. Забродина, С.В. Книжникова, Т.А. Матерова, В.А. Несват, О.А. Хавалкина, А.А. Хасьянова, Д.А. Циринг, В.С. Чернявская и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Анализ проблемы жизнестойкости в современной психологии
Изучение феномена жизнестойкости личности началось в 80-х годах XX века вместе с ведением в научный оборот термина «hardiness», что в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость». Авторами данного понятия стали американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс. Они рассматривали «hardiness» как особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию [8, с. 74].
В концепции С. Мадди жизнестойкость рассматривалась как паттерн структуры установок и навыков, который позволяет превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека. Жизнестойкость, по С. Мадди, включает в себя психологический и деятельностный компоненты. Так, деятельностная сторона предполагает действия, направленные на осуществление цели; совладание со стрессовой ситуацией; заботу о своем здоровье; занятия, преобразующие ситуацию. Психологическая сторона предполагает изменение характера отношений – увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два компонента формируют систему, которая оберегает людей от непомерной тревоги и утраты здоровья. Так, забота о собственном здоровье и преобразующее совладание, а также получение социальной поддержки от других людей могут повышать жизнестойкость [11, с. 109].
Вслед за С. Мадди и другие зарубежные ученые начали исследовать феномен жизнестойкости личности. Так, Д. Бэнк и Л. Кэннон в своих исследованиях рассматривали влияние «hardiness» на взаимосвязь между стрессорами и психосоматической патологией. Они установили, что лица, обладающие хорошо выраженными качествами «hardy», испытывают стрессы намного реже и не воспринимают мелкие неприятности как стрессогенные. В свою очередь С. Ханг установил, что люди с высокой выраженностью жизнестойкости имеют высокую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения, происходящие в их жизни как положительные.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи детско-родительских отношений и уровня жизнестойкости в подростковом возрасте нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи детско-родительских отношений и уровня жизнестойкости в подростковом возрасте помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №30 г Минска». В исследовании приняли участие 62 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет, их них 33 мальчика и 29 девочек.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и уровнем жизнестойкости в подростковом возрасте.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер [18].
Цель: выявление установок родителей, их поведения и методов воспитания так, как их видят дети в подростковом возрасте. Методика предназначена для лиц от 13 до 18 лет.
Шкалы методики: позитивный интерес; директивность; враждебность; автономность; непоследовательность.
Испытуемому предлагается оценить 50 утверждений, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для его родителей (отца, в частности).
Обработка данных осуществляется с помощью ключа методики. По каждой шкале необходимо подсчитать арифметическую сумму сырых баллов, которые следует перевести в стандартные баллы в соответствии с таблицами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что понятие жизнестойкости рассматривается в психологической литературе как интегральное психологическое свойство личности, развивающееся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями. Жизнестойкость является личностным ресурсом, которые помогает сохранить эмоциональное благополучие и снизить риски стресса. Жизнестойкость включает в себя психологический и деятельностный компоненты, где деятельностная сторона предполагает действия, направленные на осуществление цели; совладание со стрессовой ситуацией; заботу о своем здоровье; занятия, преобразующие ситуацию, а психологическая – изменение характера отношений, увеличение интереса к миру и окружающим людям.
Детско-родительские отношения рассматриваются в качестве условия развития личности подростков, так как основаны на эмоциональных связах, системе контроля и поощрений, удовлетворении базовых потребностей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, уровень их отзывчивости, контроля, требований, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние на его личностное развитие. Нарушение эмоциональных отношений в семье приводит к развитию негативных черт личности и моделям поведения, поверхностному интересу к жизни.
Детско-родительские отношения играют важнейшую роль в формировании жизнестойкости подростков. Такие характеристики детско-родительских отношений, как эмоциональная теплота, забота, поддержка и одобрение, требовательность, готовность предоставить подростку определенную самостоятельность, вносят свой вклад в формирование убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют выдерживать и эффективно преодолевать трудные стрессовые ситуации. Поведение и методы родителей подкрепляет действия подростков, развивают определенные личностные качества, создают жизненный сценарий и условия для становления жизнестойкости.
В результате эмпирического исследования выявлено, что родители проявляют достаточный интерес родителей и к мальчикам, и к девочкам, но стремление расположить к себе, завоевать авторитет более выражен в отношении девочек. В общении с мальчиками родители стремятся к лидерству через доминантный стиль общения с ними; в общении с девочками у родителей отсутствует направленность на проявление своей власти над их поведением.
1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. – М., 2004. – С. 82–90.
2. Арсентьева, Е.С. К вопросу о детско-родительских отношениях / Е.С. Арсентьева // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 1-8.
3. Березкина, О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов: автореф. дис. канд. пед. наук / О.А. Березкина. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 19 с.
4. Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов. – 2008. – Т.2. – С. 24–27.
5. Борисенко, О.В. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие / Сост.: О.В.Борисенко, Т.А. Матерова, О.А. Ховалкина. – Барнаул, 2014. – 124 с.
6. Даукша, Л. М. Взаимосвязь жизнестойкости и восприятия подросткам детско-родительских отношений / Л. М. Даукша // Общество. – 2017. – № 3. – С. 44-47.
7. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В.А. Дубанова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2012. – № 5. – С. 64–67.
8. Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость как психологический феномен / Е. А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 60. – С. 72–78.
9. Иванова, М. А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков / М. А. Иванова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 875 – 878.
10. Калашникова, М.Б. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков / М.Б. Калашникова, Е.В. Никитина. – 2017. – № 4. – С. 51 – 56.
11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
12. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И.Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
13. Логинова, М.В. Жизнестойкость как выход за пределы самого себя / М.В. Логинова, М.А. Одинцова // Личность как субъект жизненного пути: материалы науч. конференции / отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2009. – С. 267–273.
14. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. – 2005. – № 6 – С. 85–112.
15. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
16. Несват, В.А. Исследование жизнестойкости и ее компонентов у подростков, склонных к девиантному поведению / В.А. Несват // Научный альманах. – 2016. – № 5-3. – С. 533 – 536.
17. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского ун-та. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
18. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. – С.169-178.
19. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс: перевод М.М. Исениной. – М.: Смысл, 2006. – 365 с.
20. Родионов, А.Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А.Н. Родионов, В.О. Родионова // Вопросы воспитания. – 2015. – № 2. – С. 81-86.
21. Слепкова, В.И. Психология семьи. Супружеские отношения / В.И. Слепкова, И.И. Кранц. – Минск: БГПУ, 2009. – 108 с.
22. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности: монография / А.Н. Фоминова. – М.: Прометей, 2012. – 152 с.
23. Циринг, Д. А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков / Д. А. Циринг // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 336 – 342.
24. Чебанов, В.Ю. Детско-родительские отношения в семье / В.Ю. Чебанов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 246-248.
25. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с.