ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
1.2 Анализ программных произведений живописи, рекомендованных для ознакомления детей дошкольного возраста
1.3 Методические особенности организации восприятия произведений живописи
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание базы и методики проведения исследования педагогического эксперимента по проблеме исследования
2.2 Система работы по развитию изобразительного творчества детей дошкольного возраста
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития дошкольного образования особенно важной и значимой задачей является формирование личности ребенка, а также развитие его творческих способностей. Без процесса воспитания эстетично грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения детского творчества невозможно стать целостной, гармонично развитой и творчески активной личностью.
Проблема восприятия живописи является актуальной по причине возрастающей роли искусства как самого важного средства эстетического воспитания подрастающего поколения. Эту проблему изучали психологи (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн) и преподаватели (Р. Архайм, В.Ф. Асмус, А.А. Бакушинский, В.А. Гуружапов, Е.В. Ильенков, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, П.М. Якобсон). Различным аспектам художественного восприятия детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства, в частности произведений живописи, посвящены исследования авторов Л.В. Благонадежиной, Н.Л. Кульчинской, М.Н. Семеновой, О.И. Никифоровой. Работы В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Балагонадежиной, Н.Л. Кульчинской, М.Н. Семеновой, О.И. Никифоровой. А. Балагонадежина, Н. Л. Кульчинская, М. Н. Семенова, О. И. Никифорова. А. Полуянова раскрывает особенности эстетического восприятия картин в детстве.
Объект исследования: процесс восприятия детьми дошкольного возраста произведений живописи.
Предмет исследования: организация восприятия произведений живописи как фактор развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить специфику организации восприятия произведений живописи как фактор развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста
Творчество можно отнести к уровню творческого таланта, способности к творчеству, что представляет собой относительно стабильную характеристику личности. Основными категориями при анализе творчества являются творчество, способность к творчеству, интеллект, разнообразные виды мышления. Само понятие «творчество» было выделено в отдельную категорию лишь к началу 50-х годов 20 века, благодаря Дж. Гилфорду – профессору многих американских университетов. Дж. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в области памяти, мышления, концентрации, творчества и темперамента личности. С того времени под творчеством понимается общая способность человека творить, которая проявляется в разнообразных областях его деятельности. Можно выделить основные параметры творчества:
– способность обнаруживать и решать проблемы;
– способность классифицировать разнообразные идеи;
– гибкость, то есть способность генерировать идеи;
– оригинальность, т.е. способность нестандартно реагировать на стимулы;
– способность улучшать объект путем добавления деталей;
– способность решать проблемы, т.е. способность анализировать и синтезировать [11, с. 62].
В современной психологии различает понятия интеллекта и «творчества» – способности к творчеству. Последнее, кроме интеллекта, включает в себя мотивационную ориентацию человека, ориентацию на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенциалов.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание базы и методики проведения исследования педагогического эксперимента по проблеме исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Средней школы №39 города Барановичи». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В эмпирическом исследовании приняло участие 10 воспитанников в возрасте 5-6 лет.
Цель этого эмпирического исследования:
– определить уровень знаний детей о живописи;
– определение уровня развития художественных и живописных навыков в живописи;
– определение отношения родителей к изучаемому вопросу.
В работе использовались следующие методы: интервью с детьми, анализ работы детей, опросы родителей.
1. Диагностика знаний детей о пейзаже.
1. Что такое пейзаж?
2. Что можно изобразить?
3. Какие сезоны вы знаете?
4. Как называется линия, разделяющая землю и небо?
5. Кто рисует пейзаж?
6. Что можно использовать для рисования пейзажа?
Беседа велась индивидуально, каждому ребенку задавали вопросы индивидуально, что говорит о том, что условия жизни детей равны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство исследователей, которые занимаются проблемой изобразительной деятельности, подчеркивают творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные составляющие элементы творческих способностей детей. Исходя из этого, выделяют основные направления в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста: развитие воображения и качества мышления, которые формируют творчество. Условиями развития изобразительного искусства детей в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста являются: организация интересной осмысленной жизни ребенка; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка; учет индивидуальных особенностей; комплексное и системное использование приемов и методик; взаимосвязь между обучением и творчеством.
Анализ педагогической и искусствоведческой литературы позволил охарактеризовать процесс восприятия, его типы, процесс художественного восприятия, этапы восприятия картин, а также привести примеры типов картин, доступных для восприятия старшими дошкольниками.
Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев. Общение с живописью формирует у ребенка не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, политическим событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни.
1. Бабаева, Т. И. Методические советы к программе «Детство» / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб, 2010. – 150 с.
2. Васильева, М. А. программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т. С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 1995. – 61 с.
5. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: «Академия», 1997. – 272 с.
6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, 3. А. Михайлова и др. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 244 с.
8. Доронова, Т. Н. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 4-5 лет в детском саду / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997. – 111 с.
9. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания / Т.Н. Доронова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 96 с.
10. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990 – 142 с.
11. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л.В. Компанцева. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
12. Копцева, Т.А. Природа и художник / Т.А. Копцева. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 208 с.
13. Косминская, В. Б., Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халзова. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
14. Костерин, Н. П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
15. Курочкина, Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года / Н.А. Курочкина. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. – 271 с.
16. Курочкина, Н. А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 190 с.
17. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью / Н.А. Курочкина. – С-Пб.: OOO «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2-Е ИЗД., 2013. – 24 с.
18. Маслова, С. Г. Мы входим в мир прекрасного: Учебное пособие для воспитателей детского сада / С.Г. Маслова, Н.Д. Соколова. – С-Пб.: Спец Лит, 2000. – 159 с.
19. Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду: Учебник для дошк. пед. училищ / под ред. Н. П. Саккулиной. – М.: Просвещение, 1971. – 256 с.
20. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
21. Рутковская, А. А. Рисование в начальной школе / А.А. Рутковская. – С-Пб: «Издательский Дом «Нева», М.: «Олма-пресс», 2001. – 181 с.
22. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969. – 79 с.
23. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 228 с.
24. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. инст. / Под ред. В. Б. Косминской. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
25. Трофимова, М. В. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия Развития», 1997. – 239 с.
26. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.М. Чумичева. – М.: Просвещение, 1992. – 12 с.
27. Яковлева, С.С. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства / С.С. Яковлева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 138-141.