Введение
Глава 1. Изучить теоретические основы развития понимания речи у детей раннего возраста
1.1 Развитие понимания речи в онтогенезе
1.2 Факторы, влияющие на развитие понимания речи у детей раннего возраста
1.3 Система работы по развитию понимания речи у детей раннего возраста
Глава 2. Составить серию консультаций для родителей по развитию понимания речи у детей раннего возраста
2.1 Обосновать серию консультаций для родителей детей раннего возраста по развитию понимания речи
2.2 Серия консультаций для родителей детей раннего возраста по развитию понимания речи
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В раннем детстве речевое развитие происходит по двум направлениям: совершенствуется понимание речи и формируется собственный активный язык ребенка.
Не сразу приходит в голову способность связывать слова с определенными предметами и действиями. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. При общении с одним человеком ребенок может четко выражать определенные действия по слову и вообще не реагировать на те же слова, которые произносит другой взрослый. Ребенок и мать находятся в таком тесном контакте, что не только слова, но и жесты, мимика, интонация и общая ситуация общения являются сигналом к действию.
Позже смысл ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какие жесты их сопровождают. Но даже в этом случае ассоциация слов с указанными предметами и действиями долгое время остается нестабильной и все еще зависит от обстоятельств, в которых взрослый дает ребенку словесные указания.
Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения – важное преимущество для ребенка. Это позволяет использовать речь как основное средство познания реальности. Помня об этом, педагог должен научить ребенка слушать и понимать язык, не связанный с конкретной ситуацией.
В общении со взрослыми автономная речь быстро исчезает при соответствующей языковой подготовке. Обычно, когда взрослые общаются с ребенком, они должны четко артикулировать слова, влияющие на развитие фонематического слуха и артикуляции. Если взрослые поддерживают автономный язык вокруг ребенка, это может сохраниться надолго.
Сосредоточившись на том, как взрослые произносят слова и изучают грамматические формы своего родного языка, у ребенка развивается чутье языка. К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Часто они играют, пытаясь подобрать слова с определенным значением.
Общение со взрослым необходимо для речевого развития. В то же время развитие понимания речи открывает ребенку возможности для развития общения.
Цель курсовой работы – изучить консультативную работу учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста по развитию понимания речи.
Объект – консультативная работа учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста по развитию понимания речи.
Глава 1. Изучить теоретические основы развития понимания речи у детей раннего возраста
1.1 Развитие понимания речи в онтогенезе
Понимание речи является сложным процессом опознания поступающей речевой информации. Началом данного процесса является восприятие речи, далее идет понимание общего смысла предложения и завершающее – понимание значения и подтекста предложения.
Начальный этап предполагает владение значением каждого поступающего слова, это важно, для знания предметной области, которая согласовывается с данным словом. Стоит отметить, что непростой задачей является понимание отдельных слов, так как это затрудняется в многозначности значений и неоднозначностью определенного значения каждого воспринимаемого слова [3, c. 6].
Почти каждое слово имеет омоним, то есть много разных значений. Для понимания речи важно для каждого слова подбирать именно то значение, которое подходит значению всего утверждения. Важно принять к сведению, что слово может иметь разные значения, и нужно его использовать в зависимости от общего контекста.
Очень важно принять к сведению, что значение слова зависит от рассматриваемой области объективной реальности.
Общее понимание всех произношений зависит от значения каждого слова и соответствующего выбора значения, содержащегося в конкретном высказывании. И наоборот, выбор подходящего значения и смысла слова зависит от понимания значения всего произношения и рассмотрения ситуации.
Н.С. Жуков описал развитие понимания речи и выделил 6 уровней понимания речи:
Уровень I – ребенок слушает голос, он адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые ему голоса родных. Этот уровень здоровые дети проходят от трех до шести месяцев.
Уровень II – выражено понимание определенных словесных инструкций в знакомых для ребенка предложениях. Также ребенок выполняет знакомые ему словесные операции. Этот уровень здоровые дети проходят от шести до десяти месяцев.
Уровень III – разбирается в названиях отдельных предметов и игрушек:
а) понимает только названия предметов и игрушек (10-12 месяцев);
б) распознает их по изображениям (12-14 месяцев);
в) узнает их на сюжетной картинке (15-18 месяцев).
Глава 2. Составить серию консультаций для родителей по развитию понимания речи у детей раннего возраста
2.1 Обосновать серию консультаций для родителей детей раннего возраста по развитию понимания речи
Ранний возраст очень важен для речевого развития ребенка. У него большой потенциал, чтобы заложить основу для будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития намного выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям изучить родной язык, накопить значительный словарный запас, научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Уделение внимания ребенку положительно влияет на повышение его интеллекта. Обращенная речь – главный стимул для развития мозга в раннем возрасте.
Ребенок хорошо понимает содержание обращенной к нему речи и содержание сказок.
У маленького ребенка возрастает потребность в общении и сверстниках. Ребенок понимает простые вопросы типа: «Где мяч?», «Куда мы положили игрушки?»
Словарь увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть предметов в непосредственной близости. Ребенок начинает употреблять глаголы, прилагательные, указывающие не только размер предметов, но и их цвет, форму и качество, например: красный, зеленый, круглый, длинный.
До конца третьего года жизни для речи детей характерно появление сложных предложений. Ребенок воспринимает сказки, простые по содержанию и небольшие, и может ответить на некоторые из них, основываясь на прочитанном. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» – эти произведения понятны детям, но при рассказе они могут говорить только определенные слова или фразы для взрослых. Маленькие повторяющиеся тексты почти полностью запоминаются детьми, но они, как правило, не могут самостоятельно составить связный рассказ, хотя некоторые дети могут легко выполнить это задание к концу третьего года обучения.
Возраст от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – время, наиболее чувствительное к влиянию, независимо от того, идет ли речь о образовании или развитии. Развитие речи ребенка тесно связано с его общим умственным развитием. Развивая речь, мы способствуем интеллектуальному развитию [20, c. 27].
Заключение
Понимание речи – это сложный процесс декодирования воспринимаемой речевой информации. Этот процесс начинается с восприятия речи (устного или письменного), затем восприятие переходит к пониманию общего смысла утверждения и, наконец, к пониманию значения и подтекста этого утверждения.
Результат сложного процесса понимания речи зависит, во-первых, от эрудиции, общей интеллектуальной культуры воспринимающего речевую информацию, во-вторых, от его активности, от мотивов и целей восприятия.
На речевое развитие влияют разные факторы. Эти факторы могут быть как положительными, так и отрицательными. Мы выделили следующие факторы, влияющие на развитие речи: наследственный, социальный, моторное развитие, эмоциональное развитие, общение.
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом, и пр.). Развитие речи – это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Понимание речи у ребёнка формируется постепенно.
Сначала ребёнок понимает – слова-указания. Затем слова-названия. Понимание слов – инструкций и поручений. Понимание рассказов или контекстной речи.
Ранний возраст очень важен для речевого развития ребенка. У него большой потенциал, чтобы заложить основу для будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития намного выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям изучить родной язык, накопить значительный словарный запас, научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Уделение внимания ребенку положительно влияет на повышение его интеллекта. Обращенная речь – главный стимул для развития мозга в раннем возрасте.
Для полноценного развития понимания речи ребенка необходимы соответствующие условия. Это происходит при определенных биологических условиях и, прежде всего, при нормальном созревании и функционировании центральной нервной системы. Однако это важнейшая социальная функция, поэтому биологических предпосылок для ее развития недостаточно. Потребность в общении возникает в повседневной жизни, когда ребенок взаимодействует с окружающими его людьми.
1) Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студ пед ВУЗов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
2) Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. 1981. – с. 256.
3) Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – С. 5-36.
4) Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. – М., 1978. – с. 198.
5) Гиабалина, 3.П. Первый год - самый трудный / 3.П. Гиабалина. – М, 1990. – с. 94.
6) Горецкий, В.Г. Обучение в первом классе / В.Г. Горецкий. – М., 1973. – с. 271.
7) Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О.А. Степановой. – ТЦ Сфера, 2006. – с. 123.
8) Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – М., «Сов. Россия», 1973. –160 с.
9) Кравцова, Е.П. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание / Кравцова Е.П., Пуртова Т. – 1995, № 10. – с. 117.
10) Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – с. 32.
11) Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964 – 478 с.
12) Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., Изд-во МГУ, 1982. – с. 287.
13) Леонтьев, А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии/ А.А. Леонтьев. – 1979. – с. 90 - 94.
14) Логинова В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду / В.И. Логинова. – С-Пб, 1995. – с. 284
15) Общая психология : Курс лекций, составитель Е.И. Рогов. – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – с.448
16) Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка: Перевод. – СПб.: Союз, 1997. – 254 с..
17) Рубинштейн, С. Л Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Спб., 1999. – с.313.
18) Симонов, П.В. Что такое эмоции / П.В. Симонов. – М. Высшее образование, 1999. – 110 с.
19) Словарь практического психолога / под ред. Головин С.Ю. – М.,2001. –800 с.
20) Смирнова, Л.Н. “Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – Москва, АСТ “Астрель”, 2009 г.
21) Ушакова, Т.Н. Речь: истоки и принципы развития / Т.Н. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.
22) Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М., 1977. – с. 239.
23) Чернов Д.Н. Речевое развитие детей-близнецов / Вопросы психологии/ Д.Н. Чернов. – 2001 – № 2. – с. 120-130.
24) Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений/ В.Н. Чернякова. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – с.60