ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические исследования о значении изобразительной деятельности для развития детей дошкольного возраста
1.2 Методические подходы к организации изобразительной деятельности дошкольников в учреждениях дошкольного образования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Впечатления от жизни окружающих детей являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения устанавливается определенное отношение к изображенному ребенку, проясняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения обращения с различными материалами и развивают способность творчески использовать эти навыки в процессе представления объектов и явлений реальности.
Для формирования личности ребенка неоценимы различные художественные и творческие занятия: рисование, лепка, резьба и склейка бумажных фигурок, создание различных конструкций из натуральных материалов и т.д.
Методическая деятельность – это специфическое образное знание реальности. Как и любая когнитивная деятельность, любая когнитивная деятельность имеет большое значение для психического воспитания детей. Для того чтобы сделать процесс обучения детей изобразительному искусству более целенаправленным, всесторонним и эффективным, необходимо регулярно совершенствовать подготовку и мастерство педагогов, внедрять новые методы и формы – методическую работу.
Методическая работа рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на приобретение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методологической работы являются методисты, которые профессионально занимаются этим. Методическая работа является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет совместно с другими (например, педагогической, организационной и т.д.). Она включает в себя, прежде всего, изучение теории, методов и практики дополнительного образования детей, а также разработку методов проведения и анализа образовательного процесса в заочной форме.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические исследования о значении изобразительной деятельности для развития детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность очень важна для развития каждого ребенка. В процессе познания мира через природу, мир вокруг них, искусство, дети формируют свой эстетический вкус и понимание красоты. Но особое место в эстетическом развитии ребенка занимает его собственная художественная деятельность, которая играет важную роль в общем духовном развитии. Не менее важным является тот факт, что зрительная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики рук, памяти и воображения и направляет детей к размышлениям и анализу. В процессе занятий по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста сочетаются два вида деятельности: физическая и умственная. Более того, эта визуальная деятельность помогает сформировать целостный язык, обогащает словарный запас [5, с. 74].
Успешный процесс представления художественного образа требует не только тренировки восприятия и необходимых представлений о том, что представляется, но и обучения техническим навыкам и способностям. Часто мало внимания уделяется обучению технике изобразительного искусства. Дети не знают, как правильно держать и использовать инструмент, не знают элементарных приемов и методов движения руками. Все это, наряду с недостаточным знанием материалов, вызывает скованность, неуверенность, неточность и быструю усталость. Это, в свою очередь, затрудняет передачу ребенком воображаемого образа и приводит к потере уверенности в себе и частичной или полной потере интереса к этому виду деятельности. Для успешного процесса формирования необходимых навыков и умений сопровождать демонстрацию действий словами и объяснениями. Этот эффект также повышает качество и скорость обучения изобразительному искусству.
1.2 Методические подходы к организации изобразительной деятельности дошкольников в учреждениях дошкольного образования
Все задачи методической работы направлены на решение некоторых проблем образования в области изобразительных искусств.
Одной из основных задач воспитания детей является развитие у них способности правильно отражать свои впечатления от окружающей их действительности при изложении тех или иных тем и явлений. Зрительные способности ребенка дошкольного возраста при передаче от других ограничены. Не все, что воспринимает ребенок, может быть объектом для рисования или моделирования. Дошкольному ребенку трудно передать все характерные черты предмета, так как он не обладает достаточно развитыми зрительными навыками. Например, передача различных переживаний, человеческих чувств, сложных углов, гармоничных цветовых сочетаний требует знания законов композиции, света и тени, цветоведения и т.д. Кроме того, ребенок не может создать обобщенную типичную картину, выбрать и объединить в картине черты, присущие целому ряду мотивов. Многие техники изобразительного искусства недоступны ему из-за их сложности или условности. Правдивость картинок, созданных детьми дошкольного возраста, будет заключаться в наличии некоторых особенностей объекта, что дает возможность изучить предмет. Большое значение для правдивой передачи впечатлений имеет то, как создается картина. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, положение предметов в комнате, их цвет и т.д. [8, с. 288].
Следующей задачей обучения является развитие умения представлять несколько тем, объединенных общим содержанием. Задача создания тематической композиции требует изображения группы логически связанных тем. В жизни ребенок легко усваивает связи и взаимоотношения между темами, но для того, чтобы передать эти взаимоотношения при рисовании или при формировании фигуры, ребенок дошкольного возраста должен овладеть целым рядом зрительных навыков, требующих много размышлений и воображения. Ребенок должен определить, что является основным, а что – второстепенным в картине; он должен решить композиционные задачи – как сложить все объекты вместе так, чтобы были видны взаимоотношения между ними, какие цвета должны быть нарисованные объекты, в каком положении они должны быть показаны и т.д. [12, с. 135].
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2011. – 243 с.
2. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
3. Дубровская, Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет / Н.В. Дубровская. – Издательство «Детство-Пресс». – 2010. – 144 с.
4. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. – М.: Академический Проект, Мир, 2011. – 192 c.
5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 120 c.
6. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие Программе воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Издание третье. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 214 с.
7. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
8. Кушнир, Г.В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Г.В. Кушнир. – М.: Сфера, 2010. – 435 c.
9. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2012. – 792 c.
10. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2001. – 276 с.
11. Погодина, С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников / С.В. Погодина. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
12. Саллинен, Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы / Е.В. Саллинен. – М.: Каро, 2015. – 200 c.
13. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования / О.А. Соломенникова. – М., 2006. – 176 с.
14. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2014. – 176 c.
15. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск :НИО; Аверсэв, 2019. - 416 с