ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МНЕМОТАБЛИЦ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ ТЕКСТОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 4 КЛАССЕ
2.1 Разработка комплекта мнемотаблиц к учебным текстам для детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
2.2 Методические рекомендации по использованию разработанных мнемотаблиц к учебным текстам для детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МНЕМОТАБЛИЦ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ ТЕКСТОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 4 КЛАССЕ
2.1 Разработка комплекта мнемотаблиц к учебным текстам для детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
Известно, что обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе, и только после можно перейти к художественным произведениям.
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
Особое место в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) – таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию [1, c. 23].
С помощью мнемотаблиц:
1. Дети учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, заучивать стихи, у детей появляется желание пересказывать тексты.
2. Могут строить алгоритм высказывания. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
3. У детей увеличивается словарный запас. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, хотя пока употребляют их не всегда точно. Дети усваивают обобщающие понятия. Редко заменяют родовые понятия видовыми, словосочетаниями или предложениями. Им становятся доступны некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов.
2.2 Методические рекомендации по использованию разработанных мнемотаблиц к учебным текстам для детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста
Эффективным средством обучения детей связному воспроизведению прочитанного текста является использование на занятиях мнемотаблиц с изображением общей обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие всего сюжетного действия рассказа.
Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:
- использование мнемотаблицы как знаково–символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико–моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;
- решение в единстве коррекционно–развивающих задач, обеспечивающих социально–личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка,
- специальную организацию пространственно–развивающей среды класса,
- развитие мотивационно – потребностной сферы речевой деятельности [5].
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Постепенно может осуществляться переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – коллективно обсудить различные версии и отобрать наиболее удачные варианты.
На подготовительном периоде в работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки, такие как слова – предлоги, слова – действия и т.д. Схемы – предлоги, схемы – действия изучаем и отрабатываем на занятиях по развитию грамматического строя речи при обучении составлению предложения.
Целесообразно располагать такие опорные объекты на картине–панно в линейном ряду, в соответствии с последовательностью фрагментов в виде таблицы.
Иллюстрирование можно проводить с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно в специальных окошках–ячейках таблицы.
Мнемотаблица может выкладываться на фланелеграфе, магнитной доске или может быть просто распечатанной на принтере, но обязательно видная детям сидящим на последнем ряду.
1. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Стратегии кодирования и декодирования информации в процессах запоминания (экспериментальное исследование мнемотехник) / Т.А. Гридина, Н.И. Коновалова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Труды Уральского психолингвистического общества. Вып. 8. – Екатеринбург, 2010.
2. Гронас М. Наизусть: О мнемоническом бытовании стиха / М.Гронас // НЛО. – М., 2012. – № 114. – Реферируется электронная версия статьи. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/114.
3. Груздева И.Е. Мнемотехника. Как помочь школьнику лучше запомнить? И.Е. Груздева // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 346–351.
4. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург,январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 52–53.
5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. 2008. № 4. С. 102–115.
6. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие / О.Л. Подлиняев. – Иркутск: Изд–во Иркут.гос.пед.ун–та, 2003.
7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. – СПб, 2009.