ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1. Понятие «жизненная стратегия» и «социальный статус», подходы к изучению в советской и зарубежной психологии
1.2. Типы жизненных стратегий
1.3. Влияние социального статуса на жизненные стратегии женщин
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИН
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования жизненных стратегий
2.3. Результаты взаимосвязи жизненных стратегий и социального статуса женщин
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-структурная и экономическая трансформация общества, изменения в системе общественных ценностей, развитие гражданского социума привели к изменению условий формирования жизнеустройства женщин как одной из социальных групп современного общества. Диапазон социальных ролей женщины существенно расширился за счет повышения ее активности в разных сферах жизнедеятельности.
Преобразования в семейной и профессиональной сферах изменили структуру базовых моделей жизненных стратегий, систему социальных ценностей, влияющих на направленность выбора жизненных целей. Современная женщина стремится не только к созданию семьи, но к высокому положению в обществе, продвижению в карьере, становясь при этом более независимыми, уверенными в себе, полагающимися лишь на себя.
Особый интерес представляет изучение жизненных стратегий у женщин в зависимости от их социального статуса. Каждый человек сознательно избирает для себя свою линию жизни, или жизненную стратегию, корректируя ее с учетом изменяющихся условий на определенных вехах жизни. Необходимость выбора собственной жизненной стратегии – общий принцип для молодых женщин. От этого выбора зависит уровень самореализации и степень ее жизненной удовлетворенности.
Женщины отличаются друг от друга моделями поведения в зависимости от того, какой выбор они делают, какой сфере себя посвящают. В зависимости от различных моделей поведения, каждая женщина по-своему реализует себя в жизни. Со временем модели поведения меняются, становясь разнообразнее и отражая влияние изменяющегося мира. Важным фактором жизненной стратегии личности может выступает ее положение в обществе ссылка.
Проблема жизненных стратегий личности является составной частью учения о жизненном пути личности. Для психологии жизненный путь интересен как особая социальная форма индивидуального развития. Изучение жизненных стратегий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Понимая закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, субъект может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свою жизненную стратегию. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.
Среди отечественных психологов проблемой жизненных стратегий занимались К.А. Абульханова-Славская [1], Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов [7], В.Н. Кормакова [14], Е.А. Смирнов [25], А.А. Резник [22] и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1. Понятие «жизненная стратегия» и «социальный статус», подходы к изучению в советской и зарубежной психологии
Термин «стратегия» по отношению к человеку в современной психологии определяется субъектное видение своих целей жизни и этапов их достижения, а также способов разрешения противоречий жизни в создании жизненных ценностей. Под жизненной стратегией понимается основная линия жизни, избранная индивидом, исходя из его представлений о смысле жизни, ценностей и образа будущего, а также оценки своих ресурсов и потенциала [14, с. 12].
Наиболее разработанным в отечественной психологии является подход к изучению жизненных стратегий, связанный с развитием субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.). В качестве основного фактора здесь рассматривается активность и творчество личности как организатора и преобразователя собственной жизни, а наличие и развитость жизненной стратегии выступает важнейшим показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни [1, с. 28].
Первым, кто обратился к концепции жизненного пути, был С.Л. Рубинштейн. Психолог предложил идею субъектности, согласно которой человек активно строит условия своей жизни и свое отношение к ней. Определяющими факторами формирования жизненной стратегии выступают творчество и активность субъекта. Сознание и зрелость рассматриваются как «высшие личностные образования», выполняющие организационные, регуляционные и обеспечивающие функции человека как субъекта деятельности. В рамках субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейн выделил следующие признаки стратегий жизни: выбор основного направления, способа жизни; определение главных целей, этапов их достижения; творчество; соединение потребностей и целей в жизненных ценностях; разрешение противоречий в жизни; достижение поставленных целей [22, с. 69].
По определению К. А. Абульхановой-Славской стратегия жизни (этот термин ею употребляется для обозначения жизненных стратегий) - принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. Стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первым признаком стратегии жизни выступает выбор основного для субъекта направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этих этапов. Стратегия возникает сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике [1, с. 241].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИН
2.1. Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи жизненных стратегий и социального статуса женщин нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи жизненных стратегий и социального статуса женщин помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». В исследовании приняли участие 30 женщин с разным социальным статусом. Выборку исследования составили 15 работающих женщин и 15 неработающих женщин.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между жизненными стратегиями и социальным статусом женщин.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [17].
Цель: оценка «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), а также во всех трех составляющих жизни.
Шкалы опросника характеризуют источники смысла жизни. Общий показатель по методике отражает уровень осмысленности жизни, то есть наличие смысла жизни у испытуемого.
Опросник включает 20 пар утверждений, которые являются противоположными и отражают представления о факторах осмысленности жизни личности. Испытуемым зачитывается инструкция, согласно которой им предлагается выбрать одно из утверждений, более всего соответствующее действительности, и отметить одну из трех цифр в зависимости от уверенности в своем выборе в шкале 3210123. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. Методика самоактуализации Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л. Я. Гозман [23].
Цель: определение уровня развития самоактуализации личности.
Опросник состоит из 14 шкал, 126-ти пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что жизненная стратегия представляет собой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям субъекта, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Жизненные стратегии представляют собой сложное структурное образование и включает: жизненные цели, ценностные и карьерные ориентации, временную перспективу, смысл жизни, самоактуализацию. Социальный статус – это интегративный показатель положения личности и социальной группы в системе социальных связей и отношений, обусловленный такими его характеристикам, как: пол, гендер, возраст, образование, профессия, занятость, доход, престиж, власть. Социальный статус как положение субъекта в системе его отношений определяют его права, обязанности и привилегии.
В психологии существую различие типологии жизненных стратегий. Наиболее распространена типология, где выделяются три основных типа жизненных стратегий личности: стратегия жизненного благополучия, стратегия жизненного успеха, стратегия жизненной самореализации. В типологии с точки зрения решения жизненных творческих задач выделяют творческую уникальность, стихийную индивидуальность, активную типичность, пассивную типичность. На основе критерия ответственности выделяются жизненные стратегии личности оптимального, социоцентрического и эгоцентрического типа. Различные жизненные стратегии предполагают разные формы проявления активности личности в собственной жизни.
На жизненную стратегию женщин оказывает влияние ее социальный статус. Выделяются три группы женщин с определенным уровнем самореализации в зависимости от семейного и профессионального статуса: женщины с высоким уровнем самореализации в семье, женщины с высоким уровнем самореализации в карьере, женщины, сочетающие семью и карьеру. Женщины позитивно относятся к браку независимо от возраста, но положительное отношение к детям повышается возрастом. Основными жизненными стратегиями женщины могут выступать: жена, мать, труженица общественного производства и социальный индивид. В зависимости от личностных приоритетов, ценностей, семейного положения, занятости женщины самостоятельно выбирают социальные роли, реализация которых может помочь им достижении самореализации как важнейшей жизненной стратегии личности.
В результате эмпирического исследования выявлено, что большинство работающих женщин обладают средним уровне осмысленности жизни – они воспринимают свою жизнь как недостаточно осмысленную. Неработающие женщины в основном имеют низкий уровень осмысленности жизни, что говорит об отсутствии либо целей, либо удовлетворения от достижения целей, неуверенности в своей способности выбирать задачи из доступных, добиваться результатов. Для работающих женщин более характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также воспринимать процесс своей жизни как эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Для неработающих женщин более характерно считать свою жизнь результативной, продуктивно оценивая свое прошлое.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни: монография / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Алиев, Ш. И. Понятие и типы жизненных стратегий / Ш. И. Алиев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 21-26.
3. Бадараев, Д. Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе / Д. Д. Бадараев // Вестник Бурятского государственного университета. − 2009. – Вып. № 5. – С. 224-228.
4. Белецкая, А. А. Изучение психологических особенностей работающих и неработающих женщин / А. А. Белецкая, Н. М. Каримова // Вестник КРСУ. – 2016. – № 12. – С. 154-157.
5. Белугина, М. А. Жизненные стратегии у современных студентов : опыт психологического исследования / М. А. Белугина // Психология в вузе. – 2008. – № 6. – С. 93-103.
6. Бузунова, Л. Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции / Л. Г. Бузунова // Психологическая наука и образование. – 2007. – Том 12, № 3. – С. 47–59.
7. Варламова, Е. П. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов. – М. : Смысл, 2002. – 250 с.
8. Васильева, О. С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева, Е.А. Демченко // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74-85.
9. Грудкина, М. А. Особенности семейных отношений работающей женщины / М. А. Грудкина // Вестник современных исследований. – 2017. – № 7. – С. 89-96.
10. Дементий Л. И. Жизненные стратегии : монография / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. – 192 с.
11. Дементий, Л. И. Жизненная стратегия личностей с различным типом ответственности / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко // Вестник Омского университета. – 2011. – № 4. – С. 317-324.
12. Долгов, Ю. Н. Типология жизненных стратегий личности / Ю. Н. Долгов, Т. Н. Смотрова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 1-17.
13. Карандашев, Н. К. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство / Н. К. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004. – 69 с.
14. Кормакова, В. Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности / В. Н. Кормакова // Наука. Искусство. Культура. – 2016. – № 2. – С. 11-18.
15. Купченко, В. Е. Особенности жизненной стратегии личностной с различным социальным статусом в средней зрелости / В. Е. Купченко, Н. И. Плеханова // Вестник Омского университета. – 2013. – № 1. – С. 27-33.
16. Купченко, В. Е. Типологии жизненных стратегий / В.Е. Купченко // Актуальные проблемы современной психологии : сб. научных трудов. – Омск, 2002. – С. 28-34.
17. Леонтьев, Д .А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2000. – 18 с.
18. Лодкина, Е. В. Социально–психологические аспекты самореализации современной женщины / Е. В. Лодкина, Л. А. Шевченко // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2012. – № 2 (7). – С. 69-78.
19. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М., 1987. –С. 125-129.
20. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного исследования) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. – 2002. – № 4 (18). – С. 108-111.
21. Романова, Н. П. Социальный статус как интегративный показатель положения человека в обществе : гендерный аспект / Н. П. Романова // Вестник ЧитГУ. – 2006. – № 3 (54). – С. 132-138.
22. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2003. – 512 с.
23. Самоактуализационный тест (САТ) // Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В. Б. Шапарь. –Ростов н/Д., 2006. – С. 95-99.
24. Синягин, Ю. В. Основные подходы к исследованию жизненных стратегий личности / Ю. В. Синягин, О. Ю. Переверзина // Акмеология. – 2010. – № 1. – С. 27-35.
25. Смирнов, Е. А. Жизненные стратегии жизни государственного служащего / Е. А. Смирнов // Государственная служба. Научно-политический журнал. – 2002. – № 4 (18). – С.1 08–118.
26. Сорокоумова, Е. А. Экспериментальное исследование психологических аспектов самореализации современной женщины в семье / Е. А. Сорокоумова, М. О. Вахрушина // Известия Самарского научного центра Российской Академии. – 2013. – № 2-2, Т. 15. – С. 403-408.
27. Шелехов, И. Л. Женщины 20–35 лет как субъекты репродуктивного поведения : предпосылки к формированию внутриличностного конфликта / И. Л. Шелехов, Т. А. Булатова, М. Ю. Петрова // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 11 (139). – С. 119-123.