ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРОГУЛОК
1.1 Понятие экологического образования детей дошкольного возраста
1.2 Повседневная прогулка как метод формирования экологических представлений в учреждениях дошкольного образования
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРОГУЛОК
2.1 Диагностика уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация мероприятий по повышению уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста во время повседневных прогулок
2.3 Эффективность предложенных мероприятий по повышению уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста во время повседневных прогулок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе экологические проблемы выходят на первый план. Актуальной проблемой становится принятие мер по экологическому воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях образования. В то же время важное значение придается первому этапу дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте дети получают первые представления об окружающем их мире, получают начальный опыт общения с живой природой и неживой природой, развивают потребность в заботе о природе и сохранении ее красоты. Одним из направлений экологического образования в дошкольный период является формирование экологических представлений, которые являются основой рационального отношения человека к природе и природным ресурсам. В процессе освоения экологических идей дети формируют личный опыт экологически оправданного поведения и закладывают основы экологического сознания.
Над проблемой формирования экологических идей у дошкольников работали такие выдающиеся педагоги и ученые, как А.П. Захаревич, И.А. Комарова, Н.К. Постникова и другие. М.М. Марковская внесла большой вклад в развитие этого направления работы, П.Г. Саморуков. Такие исследователи, как В.И. Кузнецова и П.Г. Саморуков. В.М. Пакулов определил структуру экологической культуры для дошкольников, С.Н. Николаев и Н.А. Рыжова разработали программы и методику экологического воспитания детей в детских садах. Е.Ф. Терентьев и И.А. Хайдурова систематизировали природные знания о закономерностях дикой природы, на основе которых была построена модель экологического образования для дошкольников.
В большинстве исследований, посвященных знанию природы детьми, в качестве содержания знаний детей выделяются определенные элементы или связи в природе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРОГУЛОК
1.1 Понятие экологического образования детей дошкольного возраста
Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет жизни ребенка – это период бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и умственных способностей, начало формирования личности. Достижение первых семи лет - это формирование самосознания: ребенок выделяется из мира субъекта, начинает понимать свое место в кругу родственников и друзей, сознательно ориентируется в окружающем субъекте – мире природы.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, и с помощью взрослых ребенок начинает осознавать это как ценность, общую для всех народов. Все великие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский рассматривал природу как источник знаний, средство развития ума, чувств и воли [11, с. 432].
Однако в третьем тысячелетии человечество столкнулось с рядом глобальных экологических проблем, которые привели к ухудшению качества жизни и здоровья людей, поставив под сомнение существование жизни на Земле. Людей следует учить жить и работать в гармонии с окружающей средой. Этого можно добиться за счет качественного преобразования существующей в стране практики экологического образования и просвещения в области окружающей среды.
В настоящее время в педагогической науке ведутся интенсивные исследования путей и средств совершенствования экологического образования.
Впервые термин «экологическое образование» был введен на конференции, организованной Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1970 году.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРОГУЛОК
2.1 Диагностика уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Детские экологические концепции следует рассматривать как вооружающие дошкольников знаниями о природе и активно использующие эти знания на практике. Целью экспериментальной работы является изучение и оценка уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цели экспериментальной работы:
1. Выбор и диагностика формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать мероприятия по повышению уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста во время ежедневных прогулок.
3. Определить динамику формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Исследовательская база: ГУО «Детский сад № 46 г. Барановичи».
Исследовательская выборка: в исследовании участвовали две группы детей, каждая из которых имела по 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение уровня формирования экологических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп. Для проведения констатирующего этапа эксперимента был изучен диагностический материал, разработанный С.Н. Николаевой [16]. Эта методика была адаптирована под конкретный эксперимент (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществив теоретический анализ литературы по теме исследования, пришли к следующим выводам.
Содержание экологического образования играет центральную роль в процессе формирования ответственного отношения к окружающей среде. Дошкольное экологическое образование – первый уровень системы непрерывного экологического образования, уровень, призванный заложить основы экологической культуры детей. Именно здесь, на ранних стадиях формирования и воспитания личности в семье, в дошкольных учреждениях, закладываются основы экологического мировоззрения, знания и понимания окружающего мира, базовых навыков поведения в природе. В экологическом образовании педагоги сталкиваются с необходимостью понимания ряда терминов.
Повседневные прогулки в учреждениях дошкольного образования являются одними из основных форм экологического воспитания дошкольников. Они имеют большое воспитательно-образовательное значение: они предоставляют возможность детям напрямую общаться с природой в разные сезоны, проводить активную детскую деятельность. Планирование и проведение разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению, расширяет кругозор ребенка, формирует его правильное восприятие окружающего мира.
Далее была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе повседневных прогулок. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических представлений в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития экологических представлений детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. ‒ М.: Сфера, 2015. ‒ 128 c.
2. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: учеб.-метод. пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. ‒ М.: Айрис-пресс, 2008. ‒ 256 с.
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика. 1979. ‒ 428 с.
4. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика. ‒ 2005. ‒ № 6. ‒ С. 10 ‒ 16.
5. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. ‒ Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
6. Давидчук, А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова. ‒ М.: Просвещение, 2012. ‒ 144 c.
7. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. ‒ Москва: АРКТИ, 2001. ‒ 128 с.
8. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду. ‒ 2005. ‒ №2. ‒ С. 38 ‒ 41.
9. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А. Каменева. – М., 2003. – 198 с.
10. Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. – М., 2005. ‒ 326 с.
11. Максимова М.В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников / М.В. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 830.
12. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
13. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. ‒ М.: Академия, 2012. ‒ 224 c.
14. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. ‒ 2004. ‒ № 4. ‒ С.14 ‒ 20.
15. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 336 с.
16. Новое педагогическое мышление / Под ред. Академика ППНСССП А.В. Петровского. ‒ М., Просвещение, 1999. ‒ С. 238 ‒ 255.
17. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. ‒ Москва: Центр педагогического образования, 2008. ‒ 128 с.
18. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. ‒ 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. ‒ Волгоград: Учитель, 2008. ‒ 286 с.
19. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А.М. Федотова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика. 1978. ‒ 483 с.