Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения употребления спиртных напитков среди людей подросткового и юношеского возраста
1.1 Понятие алкоголизма и его характеристика
1.2 Особенности подросткового и юношеского возраста в контексте употребления спиртных напитков
Вывод по 1 главе
Глава 2 Специфика социально-педагогической работы по профилактике употребления спиртных напитков среди учащихся среднее-специального учреждения на примере УО «Вилейский государственный колледж»
2.1 Эмпирическое исследование риска алкоголизации учащихся средне-специального учреждения образования на примере УО «Вилейский государственный колледж»
2.2 Анализ опыта работы по предупреждению употребления спиртных напитков учащимися УО «Вилейский государственный колледж»
2.2.1 Программа по предупреждению употребления спиртных напитков среди учащихся среднего специального учреждения
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Алкоголизм является одной из самых острых социальных проблем современности, поскольку его последствия не только причиняют значительный ущерб здоровью индивидуума, зависимого от алкоголя, но и тяжелым бременем ложатся на все общество. Проблема алкоголизма продолжает оставаться актуальной и в Республике Беларусь. С учетом масштабов распространения и степени негативного влияния на здоровье людей, семейные отношения, культуру, мораль, экономику пьянство и алкоголизм представляют собой серьезную угрозу национальной безопасности, стабильности развития общества.
Согласно данным ВОЗ, Республика Беларусь входит в десятку стран с наибольшим потреблением алкоголя на душу населения. На сегодняшний день число лиц с синдромом зависимости от алкоголя в стране достигло более 175 тыс. человек, что составляет примерно 2,0% от всего населения. Потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.
В Беларуси проблемами распространенности и профилактики потребления алкоголя среди молодежи в последние годы активно занимались ученые Республиканского научно-практического центра психического здоровья, Гродненского государственного медицинского университета, Института социологии НАН Беларуси, Национального института образования Республики Беларусь и др. (Лелевич В. В., Разводовский Ю. Е., Максимчук В. П., Осипчик С. И., Кралько А. А., Александров А. А., Медведев А. С., Барановский Н. А., Лаптенок А. С. и др.). Эти исследования имеют преимущественно научно-прикладной характер и социально-медицинскую, социологическую и психолого-педагогическую направленность.
В работах В.В. Гульдана, В.Ю. Завьялова и др. рассматриваются факторы, условия и причины употребления психоактивных веществ. Исследования С.В. Березина направлены на изучение роли семьи в возникновении зависимого поведения.
Психологическим проблемам алкоголизма посвящены работы Б.С. Братуся, Ю.В. Валентика, Ц.П. Короленко, Б.М. Гузикова, К.Г. Сурнова и др. Исследования Е.С. Скворцовой, Н.И. Леонова, В.А. Таболина, А.В. Чаклина и др. направлены на изучение влияния неумеренного потребления спиртного на личность, на ее взаимоотношения с окружающими, социальную дезадаптацию лиц с алкогольной зависимостью.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения употребления спиртных напитков среди людей подросткового и юношеского возраста
1.1 Понятие алкоголизма и его характеристика
Алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.
Желание изменить настроение через механизм зависимости реализуется с помощью различных средств зависимости. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояние: алкоголь, наркотические и психотропные вещества, наркотики, токсичные вещества. Искусственным колебаниям настроения также способствует участие в определенных видах деятельности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание.
В генезисе алкоголизации субъекта можно выделить ряд этапов или фаз.
1) На первой фазе человека не оставляют мысли об алкоголе, иногда он пьет впрок. При опьянении у него наблюдается последующее выпадение памяти или т.н. «затмение». На начальной стадии все еще сохраняется осознание собственной вины, он избегает разговоров о присущей ему алкогольной зависимости. Алкогольная зависимость переживается как влечение к выпивке. Иногда индивид пытается бороться с этим желанием, заставляет себя вернуться к работе или чем-то отвлечься, но все его мысли сосредоточены на спиртном – такое влечение характеризуется «борьбой мотивов». Иногда борьба мотивов отсутствует: алкоголик идет навстречу своему желанию, не осознает формирующуюся алкогольную зависимость [6, с. 642 - 646].
2) Критическая стадия характеризуется утратой самоконтроля практически с самого начала принятия алкоголя. Человек стремится найти себе оправдание, сопротивляется попыткам других людей предотвратить его тягу к спиртному. Человек становится агрессивным, обвиняет других в своих бедах. На критической фазе возможны запои. Нередко он бросает свою работу, прогуливает учебу.
3) Хроническая стадия сопровождается выраженными психическими отклонениями (страхами, психозами и пр.). У злоупотребляющего спиртными напитками человека на этой стадии наблюдается ежедневное похмелье и распад личности. Он не пренебрегает уже и суррогатами алкоголя, в качестве которых выступают технические жидкости или одеколон [10, с. 247 - 248].
Вывод по 1 главе
Аддиктивное поведение – это форма девиантного поведения, которое выражается в желании вырваться из реальности, изменяя свое психическое состояние, принимая определенные вещества или постоянно концентрируясь на определенных объектах или действиях (действиях), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Алкоголизм – это заболевание, проявляющееся влечением к постоянному употреблению спиртных напитков из-за стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома депривации – симптомов абстиненции – в случае прекращения их принятия.
Подростковый возраст, наиболее опасный для развития алкогольной зависимости, они не всегда осознают свои действия в полной мере, воспринимая употребление как эпизод познания нового, не считая это опасным, не задумываются о последствиях своего выбора. Исследователи выделяют много различных факторов, которые могут влиять на развитие алкоголизма у подростков и юношей, основными из них являются: интерес, желание быть причастным к определенной группе, ощущение чувство взрослости, незрелость личности.
Глава 2 Специфика социально-педагогической работы по профилактике употребления спиртных напитков среди учащихся среднее-специального учреждения на примере УО «Вилейский государственный колледж»
2.1 Эмпирическое исследование риска алкоголизации учащихся средне-специального учреждения образования на примере УО «Вилейский государственный колледж»
С целью выявления риска алкоголизации учащихся средне-специального было проведено экспериментальное исследование.
В исследовании приняло участие 30 учащихся УО «Вилейский государственный колледж».
В ходе исследования в качестве методики был использован «Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма» К.К. Яхина и В.Д. Менделевича (Приложение А).
Опросник разработан К.К. Яхиным и В.Д. Менделевичем нацелен на диагностическое определение уровней алкоголизации личности - бытового пьянства, понимаемого как регулярное употребление алкоголя, вошедшее в привычку, однако еще не приведшее к возникновению зависимости, и хронического алкоголизма, представляющего собой заболевание, основанное на интоксикации организма алкоголем и характеризующееся наличием стойкой психологической и физической зависимости.
Учащимся средне-специального учреждения было предложено ответить на вопросы анкеты (35 вопросов), на которые они должны отметить знаком «+» те вопросы, на которые дает ответ «да», знаком «-» - те, на которые дает ответ «нет».
Исследование является анонимным. Участники исследования записывают только свой пол и возраст. В инструкции подчеркивается важность личных мнений каждого подростка и необходимость ответов, вытекающих из его или ее собственных представлений о проблеме. Отмечается также необходимость независимой оценки без возможности обсуждения между участниками исследования.
Обработка данных происходит на основе анализа на основании диагностических таблиц, суммируя полученные баллы (коэффициенты) по всем вопросам. Каждому ответу присуждается определенный балл.
Исходя из полученной суммы баллов, можно провести следующую интерпретацию: если сумма баллов ниже -12,8 баллов, то это говорит о наличии алкоголизма у подростка; об сформированном уровне бытового пьянства свидетельствует сумма баллов от +12,8 и до -12,8; если подросток в сумме набрал больше +12,8, то это говорит об сформированном уровне здоровья.
Инструкция. Вам предложен опросник. Пожалуйста отметьте знаком «+» те вопросы, на которые вы желаете ответить «да», знаком «-» - те, на которые желаете ответить «нет» [32, c. 125].
Вывод по 2 главе
В работе УО «Вилейский государственный колледж» можно выделить четыре направления работы по профилактики подростковой алкоголизации:
1) Работа с учащимися (воспитательная работа с подростками и учащимися юношеского возраста);
2) Работа с педагогическими работниками (подготовка педагогов к ведению профилактической работы, мероприятия, направленные на формирование компетенций, способствующих организации работы учреждения образования по профилактике алкоголизации на основе формирования у подростков и юношей внутреннего отношения к проблеме и развитию навыков отказа в ситуациях, связанных с вовлечением в употребление спиртных напитков);
3) Работа с законными представителями учащихся (информирование и консультирование родителей по проблеме алкоголизма);
4) Работа в рамках межведомственного взаимодействия с различными организациями, ответственными за осуществление антиалкогольной профилактики (ИДН, РОВД, КДН).
В учреждении образования создана система мер, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, повышения информационной культуры среди учащихся, родителей и педагогов, взаимодействия с правоохранительными органами и учреждениями здравоохранения по дальнейшему недопущению употребления учащимися спиртных напитков.
Заключение
Аддиктивное поведение – одна из форм девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема различных аддиктивных агентов: алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, токсических веществ. Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, последствия. Подростковый возраст является наиболее уязвимым для формирования алкогольной зависимости: подростки не всегда осознают свои действия в полной мере силу несформированности личности, воспринимая употребление как эпизод познания нового, не считая это опасным, не задумываются о последствиях своего выбора. Употребление спиртных напитков подростками следует рассматривать с позиции междисциплинарного подхода.
В средне-специальном УО «Вилейский государственный колледж», существует система мер, направленных на развитие навыков здорового образа жизни, повышение информационной культуры учащихся, родителей и учителей, взаимодействие с правоохранительными и медицинскими учреждениями для предотвращения употребления спиртных напитков учащимися.
Цели профилактики наркомании среди подростков на 2019/2020 учебный год:
- изменение отношения детей и подростков к алкоголю;
- формирование подростковой культуры выбора, умения принимать ответственные решения;
- формирование активного образа жизни у подростков, в котором преобладают ценности здорового образа жизни;
- предоставление юношам и подросткам объективной, возрастной информации о злоупотреблении алкоголя и социально-медицинских последствиях употребления спиртных напитков;
- использование свободного времени, стремления к личностному росту, творческой деятельности полезно для развития у подростков привычек.
Профилактика употребления алкоголизма среди подростков является довольно сложным процессом в психологическом, юридическом и организационном плане. Он должен быть построен не только на основе учебного процесса, психотерапии или медицинского вмешательства. Учитывая его организационную структуру, важно помнить о законодательном и правовом регулировании.
С целью выявления риска алкоголизации в подростковом возрасте было проведено экспериментальное исследование.
В исследовании приняло участие 30 учащихся средне-специального УО «Вилейский государственный колледж».
1. Алкоголизм: руководство для врачей / род ред. Н.Н. Иванца, М.А. Винниковой. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. – 858 c.
2. Аршинова, В.В. Профилактика зависимого поведения. Системный подход / В.В. Аршинова. – М.: ФЕНИКС, 2014. – 416 с.
3. Буторина, Н.Е. Ранний алкоголизм и коморбидная соматическая патология в подростковом возрасте / Н.Е. Буторина, Г.Г. Буторин // Тюменский медицинский журнал. – 2011. – № 1. – С. 27 – 28.
4. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016 — 266 с.
5. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение Pedagogical Review № 1. 2013. URL: http://npo.tspu.edu.ru
6. Гнедова, С.Б. Формирование и изменение личности больных алкоголизмом/ С.Б. Гнездова, А.Ю. Нагорнова, Е.В. Вострокнутов, И.А. Гулей, Е.В. Забелина, Л.Г. Тараненко // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1 (часть 3) – С. 642-646.
7. Гилинский, Я. И., Афанасьев В. Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. И. Глинский. – СПб.: Питер, – 2009. – С. 26.
8. Дерягина, М.Б. Профилактика негативных явлений в молодежной среде: метод.пособие / М. Б. Дерягина. – Красноярск: МУ «МЦПН», 2008. – 40 с.;
9. Ефремов, А.Ю. Социально-психологические аспекты причин подросткового алкоголизма / А.Ю. Ефремов, Л.А. Казарян // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции.- Чебоксары: Интерактив плюс. – 2016. – С. 57 – 59.
10. Замятина, А. А. Подростковый алкоголизм как социально - психологическая проблема / А.А. Замятина, Д.В. Каширский // NovaInfo. - 2015. - № 35. – С. 247 – 248.
11. Здравоохранение в Республике Беларусь // Официальный статистический сборник. – Мн.: Белорусский центр научно-медицинской информации, – 2017. – 277 с.
12. Ковалёв, В. В. Патология личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии / В.В. Ковалев. – М.: Наука, 1989. – С. 21.
13. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. – № 1. – С. 8 – 15.
14. Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 8-11 кл.: учеб.-метод. пособие / Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2008. – 270 с.
15. Леонова, Л.Г., Бочкарёва Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие /под ред. Короленко Ц. П – Новосибирск: НМИ, 1998. – 277 с.
16. Лозовой, В.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики: монография / В.В. Лозовой, О.В. Кремлева, Т.В. Лозовая. – М.: ООО «АльянсПринт», 2011. – 450 с.
17. Локтева, A.B. Формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте (бпологнческие и пспхологнческне аспекты) / A.B. Локтева // Научные ведомостн Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 6 (125). Вып. 13. - С. 234-241.
18. Лунина, И. В. Отклоняющееся поведение подростков в условиях социальных рисков / И.В. Лунина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 1. – С. 66–70.
19. Макарова, Ю.А.Профилактика алкоголизма среди подростков / Ю.А. Макарова // Аллея Науки. - 2017. - № 9. – С. 726 - 729.
20. Максименкова, Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л.И.Максименкова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2008. – № 5. – С. 126 – 130.;
21. Матусевич, М. С. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов // Молодой ученый. - 2014. - № 3 (62). – С. 958 – 960.
22. Морогин, В.Г., Костина Н.П. Социально-психологическая история алкоголизации России // Медицинская психология в России. – 2013. – T. 5, № 5. – C. 14.
23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб.длястуд.пед.вузов/под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.;
24. Надеждин, А.В. Возрастные особенности наркологических заболеваний// Руководство по наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. М., Медпрактика – М, 2002. – Т. 1. – С. 408-422.
25. Некрасов, Н.Н. Здоровое поколение нации: социальные аспекты профилактики зависимости от психоактивных веществ / Н.Н. Некрасов. – Ярославль: ЯОУНБ, 2008. – 134 с.;
26. Позднякова, М.В. Выявление подросткового алкоголизма и способы его профилактики / М.В. Позднякова, Г.П. Горлопанова // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Самара. - 2015. – № 2. - С. 167 – 169.
27. Потаповская, О. М. Духовно-нравственное воспитание: системный подход. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовнонравственного воспитания детей. URL: zao_planeta@land.ru
28. Райс, Ф. Психология подросткового возраста: учебное пособие для вузов / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. В. Квиткевич, Ю. Мирончик под науч. ред. Е. И. Николаевой. – 12-е изд. – М.: Питер, 2014. – 812 с.
29. Ростовская, Т.К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. – М.: ВАКО, Галлея принт, 2015. – 372 с.
30. Салагаев, А.Л. Социальные девиации в молодежной среде: конфликтологический подход: учебное пособие: в 2 ч. Ч.2 / А.Л. Салагаев, В.М. Ловчев; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. – Казань: КГТУ, 2011 – 216 с.
31. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков/ Л.Б. Шнейдер. – М.: «Академический проект», 2007 – 336 с.;
32. Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения: риск развития, методы раннего выявления / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб.: Речь, 2007. – 264 с.