ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях жизнедеятельности изменения происходят постоянно и очень быстро. Все эти изменения постоянно ставят перед персоналом учреждения различные проблемы. Решение этих проблем становятся условием дальнейшим функционирования данного учреждения.
Стремительный рост объема знаний, все более глубокая специализация создали фрагментарную картину мира, стали тормозить темпы инновационного процесса и, как следствие, развитие экономики. Кроме того, взаимосвязь между биосферой и социальным действием привела к проблемам планетарного масштаба за последнее столетие. Необходим инструмент повышения эффективности управления сложными техническими, организационными, природными, социальными и другими системами [10, с. 11].
На протяжении всей жизни человеческого общества есть те, кем руководят, и те, кто руководит. Однако до начала XX века концепция управления не воспринималась всерьез. И с этого времени менеджмент стал выделяться как самостоятельная наука и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении всего развития этой науки основное внимание уделяется тому, как руководители должны вести организацию к эффективной работе. Но, к сожалению, мало внимания уделяется тому, как организовать собственную работу управленца [2, с. 24].
Системное мышление у руководителей направлено на видение целого, а не его частей; связей между вещами, а не самих вещей; на выявление закономерностей изменения, а не определённых мгновенных состояний [14, с. 34].
Системное мышление у руководителей в свою очередь позволяет мотивировать на создание устойчивой организации; поиск новых возможностей развития ее, а также на прогнозирование организационных кризисов.
Если руководитель обладает системным мышлением, для более эффективной его деятельности необходимо проявление способности к прогнозированию, эти два понятия связаны между собой и активно влияют на саму деятельность руководителя в рамках организации. Лидер способен интуитивно понимать эффективность того или иного действия в управленческой деятельности, разрабатывать несколько моделей одновременно.
Способность к прогнозированию в свою очередь включает в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Психолог А. В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени прогнозирует искомое будущее решение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Специфика управленческой деятельности малым бизнесом
История управленческой деятельности уходит далеко в глубь, первыми задатками управленческой деятельности является строительство пирамид в Египте.
Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. В свою очередь социалист-утопист Роберт Оуэн внес вклад в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса [39, с. 22].
Управление – это процесс, который определяет порядок действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает в себя установление целей, разработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание отношений с внешней средой, которая позволяет организации выполнять поставленные задачи.
Суть управления заключается в том, что, с одной стороны, четко организованное комплексное планирование, с другой – структура управления организации реагирует на формальное планирование и строится для обеспечения разработки долгосрочной стратегии для достижения своих целей и создания механизмов управления для реализации этой стратегии через систему планов [17, с. 10].
Планирование – это процесс создания миссии и целей организации, выбора конкретных стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распространение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Существует ряд определений управления, которые подчеркивают его различные аспекты и характеристики. Таким образом, управление - это сфера управленческой деятельности, которая состоит в реализации перспективных целей компании за счет осуществления изменений в организации.
1.2 Системное мышление в психологических исследованиях
Организация, как цельная система, состоит из подсистем (управления, продаж, подразделений, отделов), каждая из которых решает свою задачу в определенной части системы в определенных условиях. В свою очередь, подсистемы состоят из элементов (специалистов, оборудования) [18, с. 57].
С середины прошлого столетия понятие «системное мышление» стало, активно применятся в практической деятельности человека.
Для эффективного управления сложными техническими, природными, организационными, социальными и другими системами, был создан функционально-системный подход, в котором учитываются связи между различными элементами систем и значимость этих связей как причины возникновения кризисных ситуаций.
Все более глубокая специализация стремительно растущего объема знаний создавала фрагментарную картину мира, что стало сдерживать темп инновационных процессов и, как следствие, развитие экономики. Кроме того, взаимосвязь между биосферой и действиями социума привели за последнее столетие к появлению проблем планетарного масштаба. Возникла потребность в инструменте, который позволял бы повысить эффективность управления сложными техническими, организационными, природными, социальными и другими системами. В свою очередь это умение способствовало появлению в практической деятельности, связанной с управлением сложными системами, понятия «системное мышление» [4, с. 111].
Системное мышление понимается как мышление, при котором субъект рассматривает предмет мыслительной деятельности как систему, выделяя соответствующие систематические признаки, отношения и закономерности. Происходит учет всех положений системного подхода, а эта в свою очередь универсальность, единство, многоаспектность, взаимосвязанность [26, с. 86].
Системное мышление показывает способность использования системного подхода в различных сферах практической деятельности.
Системное мышление глубоко практично и прагматично и может быть применено ко всем аспектам управления бизнесом и организацией. Системное мышление может быть успешно реализовано для решения следующих проблем:
* определение количества сотрудников бэк-офиса;
* ведение переговоров партнерских соглашений внутри организации;
* сотрудничество со «звездами»;
* управление конкуренцией за редкие ресурсы;
* плавный и устойчивый рост бизнеса не приводит к внезапным взлетам и падениям;
1.3 Понятие прогнозирования и его специфика
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества, вариантов достижения конкретной цели. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта к оптимальным.
Секрет успеха малого бизнеса во многом зависит от способности руководителя прогнозировать будущее и на этой основе составлять планы развития предприятия. Способность прогнозировать финансовые результаты является показателем профессионализма и владения эффективными методами расчета менеджеров. Прогноз позволяет оценить экономические и финансовые перспективы развития предприятия, разработать стратегию и тактику действий при осуществлении закупок и финансовой деятельности [3].
Прогноз – включает в себя два понятия («гноз» — знание; «про» — заранее, опережение) – научно доказанное вероятностное суждение о возможных состояниях объекта и (или) альтернативных способах и сроках достижения объекта этих состояний. В экономической науке существуют и другие определения прогнозов. Например, Н. Д. Кондратьев считал прогноз – это осознанный исход событий, которые уже даны опыту, к возможному выходу событий, которые еще не даны и не пришли. В своей книге «Прогнозирование научно-технического прогресса» Э. Янч писал, что прогноз является вероятностным утверждением о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Вопреки гипотезе, прогнозирование характеризует будущее не только качественно, но и количественно. Предсказание относится к прогнозированию на уровне прикладной теории и характеризуется большей конкретностью, точностью и надежностью [35, с. 25].
По мнению А. Файоля, управлять значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать.
В современных условиях, прогнозирование играет ключевую роль в управлении социальными и экономическими процессами организации. Вопросы прогнозирования тенденций социального, культурного и экономического развития рассмотрены в работах таких ученых, как Абалкин Л.И., Аринин А.Н., Волков Ю.Е., Жуков В.И., Журавлев Г.Т., Иванов В.Н., Катульский Е.Д., Коптюг В.А., Кортунов СВ., Кудров В.М., Мальцев В.А.
Выводы по главе 1
Таким образом, следует отметить, что руководитель должен быть компетентен в той сфере, в которой осуществляется его деятельность. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря вертикальным связям – отношения подчинения. Постоянство предоставления особых льгот и поощрений – дополнительная мотивирующая деятельность. Систематизация мышления играет большую роль в принятии управленческих решений, чем больше руководитель смотрит в будущее своего предприятия, тем более будет эффективность его работы.
При прогнозировании следует учитывать, что все прогнозы обычно бывают неточными и, следовательно, необходимо устанавливать степень их неточности или несоответствия определенному показателю. Разработаны различные рекомендации, позволяющие рассчитывать точности прогноза, оценивать эффективность той или иной методики и выбирать между разными методами прогнозирования. Контроль прогноза обеспечивает адекватность его исполнения. На практике рекомендуется использовать контрольную диаграмму или показатель отклонения. Выбор метода прогнозирования означает выбор методики, отвечающей поставленной задаче на приемлемом уровне затрат и точности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача руководителя заключается не просто в принятии решений, а в умении видеть их отдаленные последствия и понимать влияние решений на другие части организации, а также на ее окружение – учитывая при этом задержку по времени между действием и результатом.
Исходя из проведенного теоретического анализа литературных источников следует сделать выводы:
1. Преимуществами малого бизнеса являются финансовый успех, новые разработки, ликвидность, оперативность и создание новы рабочих мест. При изучении специфики управленческой деятельности малым бизнесом было определено, что руководитель должен быть компетентен в той сфере, в которой осуществляется его деятельность, таким образом, происходит тотальный контроль, осведомленность за всеми сферами предприятия. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря вертикальным связям - отношения подчинения. Для таких предприятий характерны толкающие модели управления потоками. Постоянство предоставления особых льгот и поощрений - дополнительная мотивирующая деятельность.
2. При анализе теоретических аспектов системного мышления в психологических исследованиях, было определено, что системный подход использовался для эффективного управления сложными техническими, природными, организационными, социальными системами. Системное мышление может проявляться при рассмотрении явлений, процессов, педагогической ситуацией как системы; генерировании идей, творчески применять ранее усвоенные знания в условиях системного анализа и синтеза; выделении базовых элементов системы; рефлексии в условиях реализации системного подхода к анализу явлений, процессов; рассмотрении системы, как в статике, так и в динамике; в критическом оценивании ситуации в условиях системного подхода, к анализу явлений; процессов; анализировании и прогнозировании развитии системы; оценивании эффективности системного мышления; самосовершенствовании компонентов системного мышления.
3. При рассмотрении понятия и специфики прогнозирования, было выявлено, что прогноз представляет собой систему аргументированных научных представлений о будущем состоянии объекта управления, носящих вероятностный, но достаточно достоверный характер.
1. Алборова, М. В. Особенности управления предприятиями малого бизнеса // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар : Новация, 2017. – С. 94-97.
2. Анисимов, О. С. Принятие управленческих решений: методология и технология. ‒ М. : ФГОУ Рос. АКО АПК, 2002. – 506 с.
3. Башмачникова, Е. В. Влияние прогнозирования — планирования на успех в предпринимательстве и менеджменте / Е. В. Башмачникова // Общеэкон. концепции функционирования предприятия в условиях рынка. – Тольятти : ПТИС, –2002. – Вып. 11. – С. 6-8.
4. Боно, Э. Серьезное творческое мышление ˗ М. : Попурри, 2005. ˗ 415 с.
5. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование. ‒ М. : Мысль, 1979. ‒ 228 с.
6. Вересов, Н. Н. Психология управления. ‒ М. : ‒ Воронеж. : МОДЭК, МПСИ, 2001. ‒ 175 с.
7. Волкогонова, О. Д., Управленческая психология / А. Т. Зуб, О. Д. Волкогонова ˗ М. : Форум, Инфра-М. 2015. ˗ 352 с.
8. Gharajedaghi, J. SYSTEM THINKING Managing Chaos and Complexity A Platform for Designing Business Architecture SECOND EDITION – Business\\Management: Project Management, 2011 – 357 с.
9. Deming, W. Out of another @#&*% crisis! : motivation through humiliation – ASQ Quality Press, 2010 – 256 с.
10. Джемс, У. Мышление. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М., МГУ, 1981. ‒ С.11‒20.
11. Злобина, Н.В. Управленческие решения: учебное пособие. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 80 с.
12. Ильин, Г. Л. Социология и психология управления. Учебное пособие для академического бакалавриата. ˗ М. : Юрайт, 2019. ˗ 224 с.
13. Инновации в создании и управлении бизнесом: Материалы международной научной он-лайн конференции (сборник статей). М. : – 20-30 апреля 2018 г. – М.: РУДН, 2018. – 197 с.
14. Карпов, А. В. Психология менеджмента. Учебник для академического бакалавриата. ˗ М. : Юрайт, 2019. ˗ 482 с.
15. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент. ‒ М. : Финансы и статистика, 2009. ‒ 514 с.
16. Латыненко, Г. И. О роли стратегического планирования деятельности малых предприятий в условиях нестабильной экономической ситуации / Д. Д. Гальчина, М. А. Губанова, Г. И. Латыненко // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. – №2. С. 12-17.
17. Lindgren, M. Hans Scenario planning: the link between future and strategy / H. Bandhold, M. Lindgren – Palgrave Macmillan, 2009 – 217 c.
18. Meadows, D. , Thinking in systems : a primer / D. Wright, D. Meadows – Earthscan, 2009 – 223 c.
19. Mescon, M., Business Today / C. L. Bovee, J. V. Thill, M. Mescon – 10, 1998 – 672 c.
20. Мусаева, в.а. экономикалық жүйеде болжау мен жоспарлаудың әдістемелік тәсілдері. М.: – 2017. – № 1-Б.233-238.
21. Нестеров, А. В. Инновации: системный подход. // Модернизация. Инновации. Развитие. – 2017. – № 17. С. 28-31.
22. O'Connor, J. The Art of Systems Thinking - Essential Skills for Creativity and Problem Solving / I. McDermott, J. O'Connor, Thorsons, 2005 – 286 c.
23. Оптнер, С. Л. Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности – М. : Концепт, 2003. – 206 с.
24. Паркинсон, С.Н. Искусство управления / С.Н. Паркинсон, М. Рустомджи, С. Норткот. ˗ М. : Искусство, 1997. ˗ 143 с.
25. Пичугин, В. Г. Психология влияния в управлении персоналом ˗ М. : Прометей. 2020. ˗ 144 с.
26. Психология управления: Учебное пособие / Под ред. А.А. Урбанович. – М.: Харвест, 2008. – 640 с.
27. Психогигиена труда руководителя. // Социально-экономические и морально-правовые проблемы формирования управленческого персонала в условиях рынка: Материалы науч.-практич. конф., Минск, 12 февраля 2004. - Мн., 2004. - С. 92-96.
28. Психология управления : электронный учеб.-метод. комплекс для специальностей: 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», 1-23 01 04 «Психология» / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис ; БГУ, Фак. философии и социальных наук, Каф. психологии. – Минск : БГУ, 2016. – 519 с. – Библиогр.: с.408–409
29. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего ‒ СПб. : Речь, 2003. ‒ 351 с.
30. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. ‒ М. : ИНФРА-М, 2007. ‒ 304 с.
31. Saaty, L. Decision Making With The Analytic Network Process / L. Vargas, L. Saaty – Springer, 2006 – 282 c.
32. Старинский, И. В. Современные проблемы прогнозирования рыночных ситуаций // Экономика. Бизнес. Право. – 2017. № 1-3. – С. 4 – 14.
33. Сысоев, В. В. Теоретические основы психологии управления. ˗ М. : Юрайт, 2019. ˗ 394 с
34. Тетеринец, Т. А. Модернизация системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития в РБ в условиях Евроинтеграции // Д. А. Чиж, Т. А. Тетеринец // Экономический вестник университет. – 2014. – № 22 (1). – С. 195–201.
35. Hanke, J. E. Business forecasting / D. W. Wichern, J. E. Hanke, Pearson, 2014 – 510 c.
36. Хонский, С.И. Межкультурная компетентность менеджера поликультурной организации / С.И. Хонский // Актуальные проблемы управления персоналом: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Уфа : БАГСУ, 2013. – С. 159–163.
37. Шорникова, Н. Формирование организационной структуры и кадрового потенциала предприятия // Человек и труд. – 2004. – № 11. – С. 84-85.
38. Эддоус, М. Методы принятия решений / Р. Стэнсфилд, М. Эддоус, под ред. И.И. Елисеевой – М. : Аудит; ЮНИТИ, 1997, - 590 с.
39. Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. Вып. 3 Материалы Второй международной научно-практической конференции 24-28 мая 2016 г. / под ред. А.Н. Неверова, А.В. Латкова. В 2-х ч. Ч. 2 – Саратов: ЦПЭИ СНЦ РАН; Буква, 2016 - 302 с.