ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Профессиональная деформация: междисциплинарный подход к изучению феномена
1.2 Факторы и причины профессиональной деформации у медицинских работников
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Профилактика как социальная технология
2.2 Профилактика профессиональной деформации у медицинских работников: анализ зарубежного и отечественного опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема устойчивости к стрессам людей в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности из-за необходимости постоянного контакта с другими людьми. Медицинские работники по уровню психоэмоционального истощения находятся на первом месте среди профессий «человек – человек», так как в своей повседневной деятельности постоянно сталкиваются со страданием людей и нуждой воздвижения своеобразного барьера психологической защиты от пациента, иначе его отсутствие грозит им возникновением профессиональной деформации.
Медицинские работники в процессе профессиональной деятельности сталкиваются с различными сложными ситуациями, в процессе преодоления которых они вынуждены ставить своеобразный барьер психологической защиты, становиться менее эмпатичными с целью предотвращения профессиональной деформации. При этом возникают вторичные переживания, связанные с ответственностью, возложенной на медицинских работников за жизнь и здоровье людей. Следствием этого может стать не только проявление психосоматических расстройств, но и стойкое снижение результативности работы.
В самой природе медицинского труда заложена эмоциогенность, причем спектр испытываемых эмоций весьма разнообразен: медики вынуждены постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить то утешителем, то мишенью для раздражения и агрессии. Тем не менее, психика людей от природы устроена так, что человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, человек «заражается» эмоциями других людей. Кроме того к этому добавляются еще и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи медиков грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья, стойкое снижение результативности его работы. Риски возникновения профессиональной деформации оказывают негативное влияние не только на личность работника, но и на коллектив в котором ему приходится работать, а значит снижает качество жизни общества в целом.
В течение последних трех десятилетий проблема исследования феномена профессиональной деформации встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к данной профессии и личности работников так называемых «помогающих» профессий, обладающих огромной социальной важностью.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Профессиональная деформация: междисциплинарный подход к изучению феномена
Термин, обозначающий профессиональную деформацию («professional deformation») был введен в 1915 году Х. Ландероком. Автор в своей статье «Профессионализм: Исследования профессиональной деформации» под этим понятием изменение процессов мышления у индивида и нездоровую оценку важности его деятельности в общей работе трудового коллектива. В русскоязычной литературе термин «профессиональная деформация» появилось благодаря П. Сорокину. Автор определял профессиональную деформацию в качестве результата негативного влияния профессиональной деятельности на психическое состояние и поведение индивида [18, с. 21].
В настоящее время в психологической литературе не существует общепринятого определения понятия «профессиональная деформация». Сущность профессиональной деформации описывается с позиций разных подходов, представители которых акцентируют внимание на том или ином аспекте рассматриваемого феномена.
В своей работе С.В. Иванов предпринял попытку выделения концепций формирования профессиональной деформации: адаптационную, ролевую, концепцию нормативного описания деятельности, самореализации, деформированных потребностей [12, с. 19]. Рассмотрим каждый подход более подробно.
В рамках адаптационного подхода (Т.А. Жалагина, Н.В. Панова, В.П. Подвойский) профессиональная деформация рассматривается как личностное образование, которое развивается в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Профессиональная деформация возникает и развивается на фоне негативного изменения психологического опыта. Согласно Н.В. Пановой, сущность содержания профессиональной деформации состоит в нарушении профессионального развития, что проявляется в искажении достигнутых результатов в профессии, в отсутствии профессиональных знаний и умений, которые выражаются в негативных социально-психологических изменениях личности, снижающих уровень ее адаптивности [23, с. 98].
В контексте ролевого подхода (С.П. Безносов, Р.М. Грановская, А.П. Свенцицкий) профессиональная деформация личности рассматривается в виде результата перенесения профессиональной роли в повседневную жизнь.
Выводы по главе 1
В отечественной психологии феномен профессиональной деформации изучается с точки зрения адаптационного, ролевого, самореализации, нормативного кризиса, личностного подходов. В зарубежной психологии широко исследуется такая форма профессиональной деформации как эмоционально выгорание, которое негативно влияет на эффективность профессиональной деятельности и характер межличностного взаимодействия. Проявлениями профессиональной деформации выступает дезинтеграция профессионального развития, разрушение профессионального сознания, возникновение негативных качеств личности, появление эмоционального истощения. Факторы возникновения профессиональной деформации подразделяют на: субъективные, которые включают психологические особенности человека, особенности его социализации; объективные, связанные со спецификой деятельности. Под профессиональной деформацией в данной работе понимается искажение личностных особенностей, обусловленное особенностями профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими качествами работника.
Условия труда медицинских работников обладают спецификой, которая может быть значимой для возникновения профессиональной деформации. Во-первых – это противоречивые требования, которые предъявляются к эмоциональной сфере медицинских работников. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми, наряду с необходимостью иметь «подходящие» чувства, медицинскому работнику нередко приходится скрывать свои спонтанно возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало сил уходит на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с пациентом, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств пациента. Во-вторых, медицинские работники вообще представляют собой особую группу среди других помогающих профессий, им приходится работать в жестком дефиците времени, когда на счету каждая секунда. Медицинский персонал работает с максимальными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях.
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Профилактика как социальная технология
Технологии социальной работы рассматривали многие ученые. Е.И. Холостова определяет технологию социальной работы как прикладную часть теории социальной работы, которая изучает и разрабатывает методологические основы формы, методы и средства взаимодействия и взаимодеятельности с человеком в проблеме по выявлению его способности к активному социальному функционированию, а также выработку и реализацию программ и конкретных мер восстановления его социальности [25, с. 85]. Т.Б. Соколова рассматривает технологию социальной работы как одну из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [18, с. 15]. М.В. Фирсов раскрывает термин «технология социальной работы» как целенаправленный, специально организованными операциями и процедурами процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам. В этом подходе явно можно определить две составляющие технологии социальной работы: процесс помощи, включающий операции, процедуры и ее результат.
В перечне функциональных технологий социальной работы социальная профилактика занимает особое место. Именно с помощью профилактических мер можно устранять социальные проблемы личности или группы лиц в период зарождения проблематики, тем самым создавая основу для снижения темпов прироста проблемного поля социума.
В общем виде социальную профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума.
Под профилактикой также можно подразумевать научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие индивидам в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Выводы по главе 2
Социальная профилактика – это комплекс государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-просветительских мер, направленных на профилактику, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различные социальные отклонения негативного характера и другие социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе. Принцип социальной профилактики заключается в том, что помощь людям должна основываться на их социальном и физическом состоянии. Профилактика основывается на этом принципе. Социальная профилактика носит системный характер, т.е. направлена на устранение источника стресса как у человека, так и в социальной среде, в которой он живет. Социальная профилактика не реагирует на проблему, а предотвращает ее возникновение. Социальная профилактика проводится не только для решения проблемы, но и для обучения навыкам, которые помогают достичь цели и сохранить здоровье.
За рубежом, в отличие от нашего государства, профилактика профессиональной деформации у медицинских работников продвинулась далеко вперед. Зарубежные исследователи в качестве рекомендаций для профилактики профессиональной деформации медицинских работников, рекомендуют использовать как основной метод – балинтовские группы. Профилактическая деятельность социального педагога или психолога в рамках профессиональной деформации медицинского персонала осуществляется по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение научной и специальной литературы по проблеме исследования профилактики профессиональной деформации у медицинских работников позволило решить поставленные в данной курсовой работе задачи.
Грубость и невнимательность врачей – проблема, с которой постоянно сталкиваются посетители больницы. Медицинские работники часто страдают от эмоционального выгорания, результатом чего становится их профессиональная деформация. К профессиональному выгоранию больше всего склонны представители профессий, связанных с коммуникацией. В результате воздействия внешних и внутренних факторов человек становится безразличным к окружающим, больше не чувствует ценности жизни, его ничего не радует. Медицинский работник не только хуже выполняет свою работу, у него появляются проблемы с психическим и физическим здоровьем. По причине этого необходимо совершенствовать методы профилактики профессиональной деформации у медицинских работников.
На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы и проведенного исследования некоторых работ и статей авторов можно подвести итог и сделать следующие выводы:
1. Профессиональная деформация это обусловленные многолетним выполнением профессиональной деятельности изменения энергетических ресурсов человека, активности его поведения и психомоторных функций, ранее сложившейся структуры отношений, позиций, нарушений устойчивости организма и психики по отношению к воздействиям внешней среды. Также по профессиональной деформацией понимают изменение качеств личности: стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, способов общения и поведения, проявляющихся по влиянием выполнения профессиональной роли.
2. Главной обязанностью медицинского работника является спасение человеческой жизни и исключение причинения ее вреда для здоровья. Данная профессия предполагает огромную ответственность не только перед самим собой, но и перед всем обществом. К факторам и причинам профессиональной деформации медицинских работников относятся: высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства, недостаточное вознаграждение за работу, высокая степень неопределённости в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений, двусмысленные, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям и т.д.
1 Багрий, М. А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / М. А. Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
2 Баженова, А. Н. Особенности профессиональной деформации школьных психологов на разных этапах профессионального развития : автореф. дис. канд. психол. наук / А. Н. Баженова. – Омск : Омский ГПУ, 2007. – 186 с.
3 Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
4 Бердяева, И. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И. А. Бердяева, Л. Н. Войт // Дальневосточный медицинский журнал. – 2012. – № 2. – С. 117–120.
5 Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
6 Болотникова, О. П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. П. Болотникова, А. С. Порох // Научное отражение. – 2016. – № 1. – С. 5–7.
7 Васева, Л. Е. Профилактика эмоционального выгорания медицинских работников / Л. Е. Васева, Е. В. Маратканова // Личность в современном мире: сб. научных статей. – Екатеринбург, 2016. – С. 47–54.
8 Водопьянова, Н. Е. СИНДРОМ психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г. С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
9 Вьюшкина Д. А. Профессиональная деформация педагога / Д. А. Вьюшкина // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 90–92.
10 Доскин, В. А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В. А. Доскин // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57–62.
11 Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2005. – № 4. – С. 149.
12 Иванов, С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию / С. М. Иванов // Современная психология. – Казань, 2016. – С. 19–22.
13 Карнаухова, А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации / А. О. Карнаухова // Молодой ученый. – 2017. – № 1. – С. 393-399.
14 Коновалова, О. В. Особенности копинг–поведения у медицинских работников / О. В. Коновалова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 320–325.
15 Кораблина, Е. П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е. П. Кораблина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – Т. 3. – № 6. – С. 104–114.
16 Кухтова, Н. В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н. В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
17 Логинова А. В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А. В. Логинова // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 150–152.
18 Лозинская, Е. И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей–психиатров: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.18 / Е. И. Лозинская. – СПб., 2007. – 25 с.
19 Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Академия, 2003. – 230 с.
20 Методика «Профессиональная деформация педагогов» // Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е. П. Ильин. – СПб., 2013. – 304 с.
21 Мусалаева, А. Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации / А. Р. Мусалаева // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». – 2011. – № 1 (9). – С. 26–31.
22 Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
23 Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90 – 101.
24 Петрова, Н. Г. Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Н. Г. Петрова, В. Б. Брацлавский // Здоровье и образование в 21 веке. – 2016. – № 1. – С. 452–454.
25 Полякова, Л. Б. Подходы к пониманию и структуре профессиональных деформаций в отечественной и зарубежной психологии / Л. Б. Полякова // Человеческий капитал. – 2013. – № 5-6. – С. 81-88.
26 Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е. Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2011. – №5. – С. 92 – 97.
27 Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2003. – 336 с.