ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 Психолого-педагогическое формирование представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников
1.2 Дидактические игры как средство развития у младших дошкольников представлений о домашних и диких животных
1.3 Методика развития представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников посредством дидактических игр
1.4 Содержание обучения детей младшего дошкольного возраста о домашних и диких животных в процессе дидактических игр
Выводы по 1 главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - это начальный этап в формировании личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период происходит положительное отношение к природе, к себе и к окружающим.
Изучение природы, начиная с раннего дошкольного возраста, открывает для ребенка дальнейший путь к логическому пониманию законов мира. Живой контакт с природой усиливает эмоциональную полноту ее восприятия. Все вместе это рождает чувство единства человека и природы, взаимозависимость их влияния друг на друга, воспитывает ответственность человека перед миром за свои действия.
Экологическое образование дошкольников основано на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, включая домашних и диких животных, на сенсорном познании и наблюдении за понятными взаимосвязями в дикой природе. Животные - самый интересный и самый ценный предмет для изучения маленькими детьми, потому что они динамичны и поэтому интересны.
Использование дидактических игр на развивающих и образовательных занятиях средового содержания в младших возрастных группах способствует активизации деятельности ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает у детей утомляемость. игра делает процесс обучения увлекательным для ребенка. Соответственно, такие игры имеют большое значение для развития ребенка в целом. Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 Психолого-педагогическое формирование представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников
Первые основные представления об окружающем мире, включая живые организмы, человек получает еще в детстве. Для развития дошкольников очень важно понимание разнообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий жизни. Животные и растения окружают ребенка с рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления идей, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Представление - это визуальное изображение предметов, созданное на основе воображения [8].
Формирование знаний о домашних и диких животных - одна из важнейших задач экологического образования дошкольников. Знания являются основой формирования мировоззрения человека, в том числе естественнонаучного представления о живой и неживой природе, основой формирования человеческой культуры и мотивов поведения [5].
Э. Золотова отмечает, что экологическое образование и воспитание нацелены на формирование у человека научных знаний о природе, верованиях и практических навыках, определенных ориентациях и активных жизненных позициях в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природы и природных ресурсов - объективная необходимость всего человечества.
1.2 Дидактические игры как средство развития у младших дошкольников представлений о домашних и диких животных
Чтобы рассмотреть сущность дидактической игры, необходимо понять, что же такое игра вообще.
Игра – это общенаучное понятие. Термин «игра» имеет большое количество определения в различных областях, в психологии, педагогике, философии.
Толковый словарь С.И. Ожегова даёт следующие определения: Игра – 1. занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. 2. Создание типичных для профессий ситуаций и нахождение в них практических решений [21, с. .235.].
Своё определение игры даёт американский психологи и психиатр Э. Берн. Игрой он называем серию последовательных дополняющих скрытых трансакций, приводящих к чётко определённому предсказуемому исходу с замаскированной мотивацией. Серия ходов, содержащих скрытую ловушку или подвох [1]. Автор говорит о том, то вся наша жизнь состоит из игр, форм поведения со скрытыми мотивами. В основе игр лежит программа, заложенная в детстве под влияние воспитания и социальной среды.
Знаменитый советский педагог С.А. Шмаков определяет «игру как способность, т. е. индивидуально – психологическую способность личности, являющуюся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» [20, с. 12.].
1.3 Методика развития представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников посредством дидактических игр
Наиболее эффективным методом формирования представлений о диких и домашних животных у младших дошкольников является дидактическая игра, в которой дети дополняют, закрепляют и систематизируют представления. Дикая природа - удивительный, сложный, многогранный мир. Животные занимают особое место в этом мире: они составляют всего 2% всего живого на Земле, но, несмотря на это, их роль в биосфере огромна.
Воспитатель не только знакомит детей с животными, но и учит бережно обращаться с ними.
Поощрение интереса и любви детей к животным с самого раннего возраста необходимо, во-первых, для воспитания правильного отношения к животному миру, а во-вторых, для развития более сложных нравственно-эстетических чувств, предполагающих активную позицию ребенка по отношению к природным объектам.
Развитие представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников происходит в работе с картинками: они используются для решения когнитивных задач. Для этого используются изображения с изображениями животных, которые можно сгруппировать по обобщениям:
- Домашние питомцы.
- животные-лесные обитатели (дети выкладывают картинки, посвященные среде обитания животного).
- экзотические животные (слон, жираф, крокодил) [2].
1.4 Содержание обучения детей младшего дошкольного возраста о домашних и диких животных в процессе дидактических игр
Знакомить детей с представлениями о домашних и диких животных у младших дошкольников должно быть весело и интересно, для этого следует использовать различные инструменты для формирования представлений о домашних и диких животных у младших дошкольников, в том числе дидактические игры «Детеныши», «Домино»; картинки «Разрезные картинки», «Складные кубики» и др.
В зависимости от характера действия в игре выделяют следующие виды дидактических игр:
- игры-путешествия;
- игры-предположения;
- игры-поручения;
- игры-загадки;
- игры-беседы.
Вторая классификация дидактических игр основана на познавательном интересе детей. В связи с этим выделяют следующие виды игр:
- интеллектуальные (головоломки, игры в слова, угадайки, головоломки, пазлы, шашки, логические игры);
- эмоциональные (игры с народными игрушками, веселые игры, повествовательные игры с обучающим содержанием, словесные игры, разговорные игры);
- нормативные (игры в прятки, компьютерные игры, задания по заданию, соревновательные игры, игры для коррекции речи);
- творческие (фокусные игры, музыкальный хор, рабочие игры, театр, фанты);
Выводы по 1 главе
Первые основные представления об окружающем мире, включая живые организмы, человек получает еще в детстве. Для развития дошкольников очень важно понимание разнообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий жизни. Животные и растения окружают ребенка с рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления идей, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
У младших дошкольников должны быть следующие представления о домашних и диких животных: кошке, собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе, волке, лисе, медведе, лосе и пр. Детям необходимо знать их характеристики, а также адаптацию к окружающей среде, чтобы они могли заботиться о них.
Дидактическая игра – это игровая форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное, учебное и игровое, развлекательное. Это связано с необходимостью смягчить переход от одного лидера класса к другому, а также с тем, что во время игры дети легче усваивают знания и получают представление об окружающей жизни. В отличие от учебных классов, в дидактической игре образовательные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда учитель объясняет, преподает, а косвенно – ученики приобретают знания, играя. Задача обучения в таких играх кажется замаскированной для игрока, естественное желание ребенка играть и выполнять определенные игровые действия становится мотивом для ее реализации.
Эффективность дидактических игр для развития представлений о домашних и диких животных у детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от эмоциональности их поведения.
1. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 10-12.
2. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе : учебное пособие / Т. В. Аристовский, И. Д. Зверев, З. П. Плохий. – М.: Наука, 2013. – 634 с.
3. Артемова, Л. В. Игры в ДОУ : методическое пособие / Л. В. Артемова, Н. И. Ветрова. – М.: ЦГЛ, 2014. – 488 с.
4. Арсентьева, В. П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие / В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
5. Вербицкая, В. В. Формирование знаний о животных у детей среднего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности / В.В. Вербицкая // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1666/21534 30.10.2020 г.
6. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой : методическое пособие / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011. – 345 с.
7. Виноградова, Н. В. Экологическое развитие детей дошкольного возраста : учебник / Н.В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2007. – 735 с.
8. Выготский, Л. С. Психология : учебник / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.
9. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлениям 050100.62 «Педагогическое образование» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» / О.М. Газина, В. Г. Фокина. - Электрон. текстовые дан. - М.: Прометей, 2013. - 254 с.
10. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных : Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд. Пере. раб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
11. Иоганзен, П. Г. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста / П.Г. Иоганзен // Открытый урок. - 2012. - № 14. – С. 17-18.
12. Кавтаридзе, Д. Н. Экологическое образование в дошкольном возрасте : монография / Д. Н. Кавтаридзе. – М.: Академия, 2012. - 208 с.
13. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства : методическое пособие / С. Н. Николаева. – Пермь, 1992. – 234 с.
14. Печка, Л. И. Игровая деятельность в детском саду : методическое пособие / Л. И. Печка. - М.: Просвещение, 2009. – 256 с.
15. Пономарева, И. Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : учебное пособие / И. Н. Пономарева. – М.: Творческий центр, 2014. – 513 с.
16. Саморукова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой : методическое пособие / С. А. Саморукова. – М., 2008. - 56 с.
17. Саморукова, П. Г. Систематизация знаний детей о природе / П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание, 1973. - № 4. - С. 26-32.
18. Соломенникова, О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. –2008. - № 7 - С. 21 - 27.
19. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии : учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, доп. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 456 с.
20. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир : кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
21. Тайны природы: Загадочные животные / авт. текста А. Абрамов; худож. Е. В. Володькина и др. - М.: Белый город, 2000. - 48 с.
22. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 11 т. / К.Д. Ушинский. – РСФСР, Изд-во Академии педагогических наук, 1948-1952. - Т.2. – 656 с.
23. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: : Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М: Советская энциклопедия. 1983. - 1200 с.
24. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Книга по требованию, 2013. – 228 с.