ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема развития исследовательской деятельности детей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.3 Формы и методы развития исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методика исследования особенностей развития навыков исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
2.2 Описание использованных методов и методик исследования процесса развития навыков исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследовательская деятельность чрезвычайно важна в жизни каждого человека любого возраста. Наиболее характерна исследовательская деятельность для человека зрелого возраста, однако, что сформировать правильные задатки и способности, развивать исследовательские навыки необходимо с ранних лет. Если ребенок приучен в каждом явлении или событии видеть не только банальные факты, но также и причины, следствия, то он научится смотреть глубоко в суть вещей и предметов окружающего мира. Он будет стремиться узнать историю интересующего его предмета, явления или события, он овладеет необходимыми навыками анализа и последующего синтеза известной ему информации. Впоследствии такому ребенку будет гораздо проще, нежели другим детям, не в полной мере владеющими навыками исследовательской деятельности, постигать окружающий мир и определять для самого себя свое место в этом мире.
Исследовательская деятельность движет нашим миром в полной мере. Благодаря природному любопытству, неуемному интересу, энтузиазму людей, «живущих свои делом», и происходят важные открытия в научном мире, движется вперед технический прогресс, и человечество все глубже постигает тайны Вселенной. Поэтому, чтобы таких людей становилось все больше, необходимо еще с дошкольного возраста формировать навыки исследовательской деятельности, расширять горизонты детского сознания и грани их природного любопытства, которое в будущем, возможно, позволит совершиться великим открытиям.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема развития исследовательской деятельности детей в психолого-педагогической литературе
Исследовательская деятельность присуща каждому человеку, и эта деятельность может быть выражена в той или иной мере. Порой сами того не осознавая, мы активно исследуем окружающий нас мир, открываем его маленькие тайны и постигаем таинственные основы мироздания. Однако дети исследуют окружающий мир с удвоенным или даже утроенным любопытством, так как для них все в жизни ново и интересно, в отличие от взрослых, которых уже порой сложно удивить чем-либо, сложно по-настоящему «расшевелить», вызвать их интерес и побудить исследовать то или иное явление.
А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [17, с. 33].
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.
Исследовательское поведение выполняет важную функцию развития человека, уникального личностного начала в каждом из нас. Так, А.И. Савенков отмечает, что у человека оно проявляется в основном в творчестве [17, с. 35].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методика исследования особенностей развития навыков исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
Для исследования особенностей развития навыков исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать цикл занятий с применением опытов и экспериментов. При отборе содержания занятий изучалась методическая литература, сборники игр, дидактических упражнений и заданий для детей, учитывалась тематика планируемого исследования, цели образовательного процесса, возрастные особенности детей. Занятия проводились в первую и во вторую половину дня.
С целью развития интереса к исследовательской деятельности в группе был переоборудован уголок для самостоятельной исследовательской деятельности и индивидуальных занятий по время проведения опытов и экспериментов.
Занятия с использованием экспериментирования были разделены на три блока. Серия экспериментов подобрана таким образом, чтобы просмотреть все качественные характеристики объекта неживой природы (Приложение А).
Первый блок. Опыты и эксперименты с воздухом. Цель: развивать познавательную активность воспитанников, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека; совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некого противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне простого восприятия.
Детей в старшем дошкольном возрасте сильно интересуют те связи, которые существуют между предметами и явлениями окружающего их мира. В старшем дошкольном возрасте активно развивается познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность ребенка. В условиях общения со своими сверстниками и также с квалифицированными воспитателями навыки исследовательской деятельности ребенка имеют все шансы развиваться в полной мере, составив фундамент дальнейшего успешного развития ребенка.
1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике / А.С. Агафонова. – СПб.и др.: Питер, 2003. – 416 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
4. Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С. Варивода. – Изд. 3-е. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 2004. – 156 с.
6. Дорошко, О.М. Экологическая педагогика / О.М. Дорошко; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 175 с.
7. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
8. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
9. Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Г.Н. Казаручик. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – 72 с.
10. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
11. Кураев, Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов на Дону, 2002. – 162 с.
12. Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб. метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – 255 с.
13. Лещинская, Т.Л. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы / Т.Л. Лещинская, О.Х. Серединская, А.Н. Гринько; под ред. О.Х. Серединской. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 216 с.
14. Методика организации познавательно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / nios.ru. – Режим доступа : http://ds-304.nios.ru/slovo_pedagogam/baeva/detsk_exp.pdf.
15. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева [и др.]: под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 319 с.
16. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г.А. Кудрявцева. – Мозырь, 2005. – 55 с.
17. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. – М., 2003. – 64 с.
18. Петрикевич, А.А. Экологическая мозаика (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 с.
19. Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / под ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с.
20. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Электронный ресурс] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – Режим доступа :http://www.lib.mdpu.org.ua/.../poddyakova_razvitie_ mishleniya_i_ymstvenoe_vospitanie_doshkoln.
21. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И. Смолер. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 104 с.
22. Стреха, Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников / Е.А. Стреха. – Минск: Зорныверасень, 2007. – 80 с.
23. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Стреха; рец. : Г.Н. Казаручик, С.В. Шкляр. – Минск: Народная асвета, 2012. – 64 с.
24. Стреха, Е.А. Познаем мир природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Стреха. – Минск: Жасскон, 2012. – 24 с.
25. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с.
26. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой [Электронный ресурс]. – Минск: Стреха Е.А., 2018. – Режим доступа: http://www.elib.bspu.by /bitstream/doc/.../Стреха%20Е.А.