ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РОМАН» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. «Университетский роман» как художественный жанр в английской литературе
1.2. Биография и творческий путь Джонатана Коу
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПРИКОСНОВЕНИЕ ЛЮБВИ»
Выводы по Главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
«Университетский роман» появился в английской литературе совсем недавно. Данный жанр романа был осознан в 1950 - 1960-х годах и в наше время переживает настоящее возрождение. Все больше авторов обращаются к данному жанру, который позволяет на фоне студенческого быта раскрыть насущные нравственные и социальные проблемы.
Феномен «университетского романа» связан с английским культурным пространством, где университет играет одну из важнейших ролей в экономике, политике, в социальном устройстве современного общества как совокупность культурных и нравственных ценностей.
«Университетский роман» (англ. campus novel) – разновидность произведения, которые раскрывают бытовые проблемы главных героев на фоне университетского городка и систем высшего образования.
Джонатан Коу – один из представителей данного жанра.
Исследование сущности, развития и особенностей университетского романа привлекает современных литературоведов, которые пытаются определить и понять место и роль университетского романа в современной литературе.
Актуальность данного исследования обуславливается, тем что данная тема представляет интерес для современного литературоведения. Кроме того, университетский роман – явление яркое и интересное, но не изученное ещё максимально и находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей.
Среди исследований по данной теме выделяются работы O.Ю. Анцыферовой, B.A. Белоглазовой, E.H. Сердюк, A.M. Люксембурга, O.Ю. Масляевой, B.A. Пестерева, H.B. Шмелевой, Д. Лоджа, A. Эдемариам, E. Лабертсон.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РОМАН» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 «Университетский роман» как художественный жанр в английской литературе
Английская университетская проза – одно из ярчайших литературных явлений рубежа XX–XXI вв.
Один из выдающихся теоретиков и практиков университетского романа английский писатель Д. Лодж считает, что жанр «университетский роман» (англ. campus novel) возник в США в начале 1950-х гг. с выходом романа М. Маккарти «Академические кущи» (The Groves of Academe, 1952) [1, c. 156].
С самого рождения университетского жанра существенную роль играла тенденция к описанию быта, способствовавшая оформлению многих произведений на университетскую тематику в жанре романов-хроник, т.е. «без главного героя», представляющих собой «мозаику, сложенную из отдельных эпизодов, сценок, портретных и психологических характеристик преподавателей и ученых». Сюда можно отнести, к примеру, такие романы как «Любовь нечестивцев» (Unholy Loves, 1979) Д. K. Оутс или «Муу» (Moo, 1995) Дж. Смайли и другие [1, c. 168].
Сущность жанра университетского романа заключается в описании замкнутого мира университетского кампуса, изолированного от современной городской жизни, где социальное поведение героев раскрываются через взаимодействие персонажей, завышенные интеллектуальные амбиции которых зачастую приходят в комическое противоречие с их человеческими слабостями [1, c. 175].
Комическая природа университетского романа получила мощный стимул для развития в период постструктуралистских теорий конца ХХ века.
Выводы по Главе 1
В первой главе курсовой работы было рассмотрено понятие «университетский роман» как разновидность художественного жанра, а также изучены факты жизни и творчества английского писателя Д. Коу, который рассматривается как представитель жанра «университетский роман».
На основе изученной научной литературы можно сделать следующие выводы:
1) Сущность жанра университетского романа (англ. campus novel) заключается в описании своего мира университетского кампуса, изолированного от современной городской жизни, где социальное поведение героев раскрываются через взаимодействие персонажей, завышенные интеллектуальные амбиции которых зачастую приходят в комическое противоречие с их человеческими слабостями.
2) «Университетский роман» в плане литературной традиции имеет много общего с «интеллектуальным романом» или «романом идей».
3) «Университетский роман» (англ. campus novel) возник в США в начале 1950-х гг. в времена постмодернистской Британии.
4) Джонатан Коу – английский писатель, который с самого детства увлекался чтением книг о Шерлоке Холмсе.
5) На будущий талант Д. Коу повлияли его теплые семейные отношения с дедушкой и популярные в то время юмористические телесериалы. Уже в школе Коу понимает, что литература – его призвание. Первое произведение он написал в 8 лет.
6) Во время учебы в университете, Коу занимается изучением структурализма и чтением романов Г. Филдинга, что в последствии вдохновило его на литературную деятельность.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПРИКОСНОВЕНИЕ ЛЮБВИ»
В современной литературе, как и в литературе прошлого столетия остро поднимаются вопросы, непосредственно связанные с проблемами высшего образования, а также социальными проблемами, главными фигурантами которых являются молодые люди. Это обусловлено тем фактом, что молодое поколение всегда сталкивается с проблемами современного общества, стараясь привнести нечто новое, то, что не всегда понятно традиционному складу общества. В связи с этим молодежь оказывается уязвима.
Однако, следует заметить, что молодое поколение – это те люди, которые будут управлять и направлять развитие государства, общества и всего мира, а потому взаимодействие и взаимосвязь молодого поколения с современным обществом очень важна.
Раскрывает и описывает вышеназванные проблемы такой жанр художественной литературы, как университетский роман, ярким представителем которого является роман Джонатана Коу «Прикосновение любви» (A Touch of Love, 1989).
Университетские романы не просто описывают и повествуют о проблемах взаимодействия молодого поколения с обществом и его устоями, но и поднимает более глубинные проблемы всего человечества: демократия, высшее образование и доступ к нему, вопросы о будущем как одного человека, как всего человечества и т.д.
В своем университетском романе «Прикосновение любви» Дж. Коу раскрывает проблемы современного общества через наиболее уязвимую его часть – студентов университета.
Наиболее остро в романе встает вопрос о целесообразности процесса демократии в сфере высшего образования. Молодые люди убеждены, что получив заветный диплом об окончании высшего учебного заведения, они получат к доступ в обеспеченной жизни, полной всех благ и удовольствий.
Выводы по Главе 2
Во второй главе курсовой работы произведен анализ проблематики романа «Прикосновение любви» как жанра университетского романа. На основании данного анализа сделаны следующие выводы:
1) Проблемы в сфере высшего образования и молодежная политика являются важнейшими элементами не только в современной жизни любого государства, но и в литературе т. к. молодое поколение зачастую оказывается уязвимым перед лицом вызовов современных реалий.
2) Роман Д. Коу «Прикосновение любви» продолжает традицию развития жанра университетского романа, зародившегося в 1950-е гг. Данный жанр романа стал своего рода реакцией на реформационные демократические процессы, которые в свою очередь коснулись и сферы высшего образования, когда молодые люди всех слоев общества получили доступ к высшему образованию.
3) Проблемы и вопросы высшего образования привели к значительным реформам в английской литературе. В английскую литературу начали проникать огромное количество диалектов, жаргонных высказываний, да и просто современных молодежных сленговых словечек, которые стали частью массовой культуры.
4) По структуре роман представляет собой заметки в дневнике в период с апреля по декабрь 1986 г, хронология событий не соблюдается. Заметки на протяжении романа прерываются серией рассказов, написанных главным героем романа Робином Грантом, в которых он ищет отдушину от проблем в университетском кампусе.
5) Главные герои – Робин Гранд, профессор Дэвис, индианка Апарна и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой работы было рассмотрено понятие «университетский роман» как разновидность художественного жанра, а также изучены факты жизни и творчества английского писателя Д. Коу, который рассматривается как представитель жанра «университетский роман».
Во второй главе курсовой работы произведен анализ проблематики романа «Прикосновение любви» как жанра университетского романа
На основе изученной научной литературы и анализа можно сделать следующие выводы:
Сущность жанра университетского романа (англ. campus novel) заключается в описании своего мира университетского кампуса, изолированного от современной городской жизни, где социальное поведение героев раскрываются через взаимодействие персонажей, завышенные интеллектуальные амбиции которых зачастую приходят в комическое противоречие с их человеческими слабостями.
«Университетский роман» (англ. campus novel) возник в США в начале 1950-х гг. в времена постмодернистской Британии.
«Университетский роман» в плане литературной традиции имеет много общего с «интеллектуальным романом» или «романом идей».
Джонатан Коу (рассматривается как представитель жанра университетского романа) – английский писатель, который с самого детства увлекался чтением книг о Шерлоке Холмсе. На будущий талант Д. Коу повлияли его теплые семейные отношения с дедушкой и популярные в то время юмористические телесериалы. Уже в школе Коу понимает, что литература – его призвание. Первое произведение он написал в 8 лет. Во время учебы в университете, Коу занимается изучением структурализма и чтением романов Г. Филдинга, что в последствии вдохновило его на литературную деятельность.
1. Анцыферова, О. Университетский роман: жизнь и законы жанра, 2008. – с. 345.
2. Анцыферова, О.Ю. Университетский роман: жизнь и законы жанра // Вопросы литературы. – 2008. – № 4. – [Электронный ресурс]. – http://magazines.russ.ru.
3. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – 6-е изд. – М, 2009. – 496 с.
4. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 570 с.
5. Гиршман, М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа / М. М. Гиршман – М.: Высш. школа, 1991. – 99 с.
6. Горбачева, M. Жизнь есть сон... / M. Горбачева // Иностранная литература. – 2003. – N 12. – 302 c.
7. Ивашева, В.В. Литература Великобритании XX века: учеб. для филол. спец. вузов / В.В. Ивашева. – М.: Худож. лит., 1984. – 488 с.
8. Любимова, А.Ф. Проблематика и поэтика романов Г. Уэллса 1900-1940-х гг. / А.Ф. Любимова. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. – 103 с.
9. Люксембург, А.М. Англо-американская университетская проза. Проблемы эволюции и типологии. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. – М., 1989. – 43 с.
10. Михальская, Н.П. История английской литературы – М., Академия, 2006. – с 418-419.
11. Парулина И.Ю., Удлер И.М. Жанр американского университетского романа (на примере романа Д. Тартт «Тайная история»)//Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. – Пермь, 2012. – С. 433 – 439.
12. Пестерев, В.А. Романная проза Запада рубежа ХХ и ХХI веков // Вестник Пермского университета. – 2011. – № 3 (15). – С. 155–166.
13. Саруханян, А. Английская литература 1945–1980. – М.: Наука, 1987. – 345 с.
14. Толмачева, В.М. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие для студ. вузов. В 2-х т. Т.1 / под ред. В.М. Толмачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2007. – 303 с.
15. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие / Б. В. Томашевский. – М., 2002. – 334 с.
16. Хализев, В. Е. Теория литературы: учебник для вузов / В. Е. Хализев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 437с.
17. Clark A. The Terrible Privacy of Maxwell Sim by Jonathan Coe [Electronic resource] A. Clark // The Guardian. – 2010. – 22 May. – URL: https://www.theguardian.com/books/2010/may/22/terrible-privacy-maxwell-simcoe.
18. Coe, J. A Touch of Love. – London: Penguin Books, 2000.
19. Coe J. Novelist Jonathan Coe reveals how he was inspired by Wilder’s mix of savage wit, silliness and pathos [Electronic resource] / J. Coe // The Guardian. – 2002. – 31 March. – URL: https://www.theguardian.com/theobserver/2002/mar/31/features.review7
20. Connor, St. The English Novel in History 1950 – 1995. – London: Routledge, 1996.
21. Kakutani M. Book of the Times: Madcap Tale of a Family With Green in Its Blood [Electronic resource] / M. Kakutani // The New York Times. – 1995. – 10 March. – URL: http://www.nytimes.com/1995/03/10/books/books-of-the-timesmadcap-tale-of-a-family-with-greed-in-its-blood.html.
22. Laity P. A life in writing: Jonathan Coe [Electronic resource] / P. Laity // The Guardian. – 2010. – 29 May. – URL: https://www.theguardian.com/books/2010/may/29/life-writing-jonathan-coe
23. Shilling J. Age cannot wither them [Electronic resource] / J. Shilling // The Telegraph. – 2004. – 15 September. – URL: http://www.telegraph.co.uk/culture/3623967/Age-cannot-wither-them- JaneShilling-enjoys-this-tale-of-millennial-middle-age-The-Closed-Circle-by-JonathanCoe-Viking-17.99-432-pp-15.99-2.25-pandp-0870-155-7222.html.