ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть словарным запасом, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе и общаться.
Необходимость данного исследования определяется программой, согласно которой развитие речи ребенка зависит от окружающей среды, индивидуальных особенностей и его познавательной активности. В то же время развитие словарного запаса, значения слов, формирование лексической системы играют важную роль в формировании познавательной активности детей. Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте является важным средством выражения отношения к происходящему, способом выражения личных переживаний ребенка, эмоциональных переживаний. Эмоциональная лексика служит средством общения дошкольников. В связи с этим особенно важно изучить особенности эмоциональной лексики дошкольников с патологией речи.
Словарь эмоций является частью общего словаря и способствует более точному пониманию и описанию настроения, чувств, переживаний человека, лучшей оценке текущих событий, а также решению коммуникативных задач. Однако вопрос овладения эмоциональной лексикой у детей с тяжелыми нарушениями речи изучен в меньшей степени. В этой категории дошкольников нет специальных мероприятий, посвященных формированию эмоционального словаря.
Актуально изучение особенностей словарного запаса дошкольников с патологией речи, поскольку развитие словарного запаса, значения слов, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной активности детей. У дошкольников с недоразвитием речи наблюдаются особенности лексической стороны речи, а также недостатки в выражении эмоционально-смыслового содержания высказывания, что проявляется в затруднениях в выражении эмоциональных состояний.
Многочисленные исследования показали, что дети с ТНР испытывают трудности со словарным запасом своего родного языка. В работах, посвященных изучению словаря у дошкольников с ТНР особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии (Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшиков, Б.М. Гриншпун, Б.Халилова, Г.С.Гуменная, Р.И.Лалаева, Г.В.Бабина и д.р.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Развитие словаря эмоций у детей в онтогенезе
Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте - это средство выражения личного субъективного отношения к определенной ситуации. Это средство выражения личных чувств, эмоциональных переживаний ребенка (доброта, грусть, радость, гнев и пр.). Эмоциональный словарный запас служит средством общения между дошкольниками, выражая им симпатию или антипатию.
В современной литературе нет общепринятого определения эмоций. Термин «эмоции» обычно означает особую обширную группу психических явлений, а не только сами эмоции.
В «Психологическом словаре» эмоция определяется как ментальное отражение в форме непосредственного предвзятого переживания смысла жизненного явления или ситуации, обусловленного соотношением их объективных свойств с потребностями субъекта [5, с. 135]. Таким образом, словарь эмоций закрепляет понимание чувств как одного из видов психических процессов, отражающих субъективное отношение человека к происходящему, т.е. эмоции в узком смысле.
До сих пор существовали разные взгляды на понимание сути термина «эмоция». Согласно С.Л. Рубинштейна, эмоции - это субъективная форма существования потребности, выражающая ее активную сторону [23, с. 168].
В произведениях П.К. Анохина эмоция рассматривается как физиологическое состояние тела, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее все типы чувств и переживаний человека - от травматических страданий до форм радости и жизненных ощущений в целом. Эмоции охватывают все тело, придают человеческому состоянию определенный тип переживания [17, с. 24].
1.2. Нарушения словаря эмоций у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Согласно В.И. Шаховскому, словарь эмоций есть форма вербализации эмоций, которая возможна двумя способами:
1) Называние эмоциональных состояний как фактов. В этом случае эмоция – не непосредственное чувство, а лишь логическая мысль о нём. Лексика, называющая эмоции, носит ассоциативно-эмотивный характер, т.к. она, не выражая эмоции, ассоциативно отсылает сознание говорящего к сфере эмоций.
2) Выражение эмоциональных состояний с помощью экспрессии – непосредственная манифестация эмоций в речи, сопровождающаяся внутренним и внешним переживанием [5]
В исследовании О.А. Злобич и А.А. Кочаряна [6] выделяются следующие особенности словаря эмоций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: затруднения в подборе синонимов и антонимов, ограниченность словарного запаса, множественные замены слов близких в контексте ситуации или по значению; лексические замены при назывании синонимических и антонимических отношений.
Таким образом, словарь эмоций у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи характеризуется негативным отношением к речевому общению, отмечаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность выразить свои пожелания; ярко выраженный негативизм (неприятие просьб и указаний других лиц); агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенная впечатлительность; чувство подавленности, состояние дискомфорта; повышенная чувствительность, уязвимость.
В настоящее время приоритетным является интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Родители «бегут» впереди времени, лишая своих детей детства. С одной стороны, это можно объяснить тем, что родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был лучше, даже можно сказать умнее других детей. Для этого они отдают детей на курсы подготовки к школьному обучению, отдают на курсы иностранного языка, который им совершенно не нужен в данном возрасте, записывают во всевозможные кружки (рисование, танцы, спорт и т. д.). Конечно, это неплохо, что родители стремятся всесторонне развивать своих детей, но все это должно быть в меру, в соответствии с возрастом и, самое главное, с возможностями и желаниями ребенка. С другой стороны, дети старшего дошкольного возраста замыкаются на телевизорах и компьютерах, ни на что не обращая внимание. Это происходит по той причине, что родители в силу разных причин (нехватка времени и сил, нежелание заниматься с детьми) включают разнообразные передачи, мультфильмы, в надежде, что ребенок не будет «путаться» у них под ногами, а будем занят делом и тем самым активно развиваться. Но на самом деле это не так, это глубокое заблуждение родителей.
1.3. Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по преодолению трудностей в овладении словарём эмоций у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Наиболее яркое проявление ТНР – недоразвитие лексической стороны речи. Анализ исследований, проведенных в последние годы, показывает, что дошкольникам этой категории особенно сложно усвоить предикативную лексику и лексемы, обозначающие и выражающие чувства и эмоции [2; 4] и др.
Анализ логопедической литературы позволяет сказать, что, несмотря на наличие отдельных рекомендаций [14], организация работы по формированию эмоционального словаря у дошкольников с ТНР недостаточно развита: четко не обозначен порядок работы, ее место в общем процессе коррекционной логопедии. Учитывая индивидуальные особенности детей, варианты взаимодействия со специалистом не прописываются. Все это делает проблему организации работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ТНР особенно актуальной.
Как известно, эмоциональность как языковая категория – это свойство выражения эмоциональности как факта психики [21]. С другой стороны, эмоциональность тесно связана с когнитивными структурами. С.Л. Рубинштейн отметил, что эмоциональность также входит в семантику, а семантика осуществляется через эмоциональное выражение [23]. Эмоциональность существенно влияет на содержание речи и ее внешнюю форму, что проявляется в интонации и соответствующей лексике. В речевой деятельности это влияние проявляется на всех этапах формирования и восприятия речи. В принципе, не только качество речи, но и способность произносить и воспринимать речь во многом определяется эмоциональным состоянием человека, способностью понимать и адекватно его выражать. Социально-психологические исследования показали, что адекватность понимания и использования эмоциональной лексики может значительно улучшить качество общения, благотворно повлиять на социальные и перцептивные процессы и способствовать взаимопониманию участников. Другими словами, эмоциональная лексика и процесс ее использования находятся в фокусе воли, аффекта и интеллекта, а процесс формирования эмоциональной лексики может служить основой для развития коммуникативной, речевой и умственной деятельности дошкольников.
У детей с ТНР эмоциональность как факт психики и эмоциональность как свойство речи имеют свою специфику. Особенности эмоциональности выражаются в асинхронности процесса возбуждения и торможения, в неадекватности эмоциональной реакции, в выраженной гипомимичности, в трудностях понимания и сознательного контроля эмоциональных состояний [31]. Недостатки эмоциональности проявляются в ограниченности слов, в отсутствии сформированности их семантического поля, в трудностях выделения лексем, обозначающих и выражающих эмоции [15].
1. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
2. Бабина, Г.В. Методика обогащения словарного запаса учащихся старших классов школы для детей с общим недоразвитием речи (На материале лексико-семантич. групп глаголов): Автореф. дис... канд. пед. наук / Г.В. Бабина. – М., 1990.
3. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c.
4. Безрукова, О.А. Нарушения структурно-семантической организации текста и пути их преодоления у младших школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис... канд. пед. наук / О.А. Безрукова. – М., 2003.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак., 2008. – 862 с.
6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М. : Смысл, 2004. – 544 с.
7. Васильев, И. А. Место и роль эмоций в психологической системе / И. А. Васильев // Вестник Московского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 113-116.
8. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 2006. – 220 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2004.
10. Горбунова, М. Ю. Социальные функции эмоций / М. Ю. Горбунова // Научный журнал КубГАУ. – 2011. – № 67. – С. 1 – 5.
11. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2005. – 336 с.
12. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2000. – 464 с.
13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб : Питер, 2009. – 368 с.
14. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Метод. пособие / И.Ю. Кондратенко. – М., 2005. – С. 149 – 190.
15. Леханова, О.Л. Развитие эмоционально-экспрессивной выразительности речи детей с ТНР / О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета: Науч. журнал. – 2004. – № 1. – С. 138 – 142.
16. Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
17. Лупиногина, Е. Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования / Е. Н. Лупиногина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5. – С. 23 – 28.
18. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 – 36.
19. Люсин, Д. В. Структура самоописания эмоциональных состояний на русском языке // Материалы XI Междун. чтений памяти Л. С. Выготского / под ред. В. Т. Кудрявцева. – М. : РГГУ, 2010. – С. 316 – 320.
20. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р. С. Немов. – М. : Владос, 1999. – 394 с.
21. Пиотровская, Л.А. Лингвистика природы эмотивных высказываний / Л.А. Пиотровская. – М., 1995. – 115 с.
22. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / А. В. Погодаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 625 – 627.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
24. Слинько, О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. – 1992. – № 1. – С. 62 – 67.
25. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 62 – 66.
26. Тарасова, С. Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста / С. Е. Тарасова // Символ науки. – 2016. – № 2. – С. 191 – 194.
27. Тяжина, Е. Б. О соотношении понятий оценочность, эмоциональность, экспрессивность / Е. Б. Тяжина // Модернизационный вектор развития науки в 21 веке : традиции, новации. – СПб., 2016. – С. 205 – 208.
28. Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
29. Хабарова, С. П. Особенности коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи : теоретический аспект / С. П. Хабарова // Актуальні питання корекційної освіти, 2015. – № 2. – С. 404 – 411.
30. Цветкова, И. В. Социализация и адаптация детей с общим недоразвитием речи в условиях интегрированной группы детского сада / И. В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 168 – 170.
31. Шипицина, Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-разви-вающего обучения / Л.М. Шипицина // Дефектология. – 1999. – № 5. – С. 3 – 10.
32. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева; Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.