ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ТИПЫ
1.1 Понятие художественного конфликта в литературе
1.2 Типология художественного конфликта
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В РОМАНЕ Д ЛЕССИНГ «ПЯТЫЙ РЕБЕНОК»
2.1 Основные этапы жизни и творчества Д. Лессинг
2.2 Характеристики и типы конфликтов в романе Д. Лессинг «Пятый ребенок»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С понятием «конфликт» человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Противостояние во взглядах и силах может проявиться в самых разных жизненных сферах: бытовой, общественно-политической, профессиональной и многих других.
Существование конфликта всегда демонстрирует определенную оппозицию, которая определенно вызывает интерес.
Конфликт, помимо реальной жизни, является неотъемлемой частью искусства. Искусство может быть самых различных направлений: изобразительное, музыкальное, литературное. Автор произведения в своем творчестве проецирует те конфликты, которые являются значимыми для него в реальной жизни.
Для нашего исследования представляет интерес изображение конфликта в художественной литературе. Практически все литературные произведения содержат в себе различные их типы: на этом в значительной степени основывается сюжет, а также автор передает свое истинное отношение к тем или иным явлениям.
В качестве литературного произведения, выбранного для анализа существующих в нем конфликтов, было выбран роман Д. Лессинг «Пятый ребенок». Произведение имело оглушительный успех в конце ХХ веке. Роман продолжает вызывать неподдельный интерес читателей и по сей день, причиной чего является талант и своеобразная изобразительная манера автора, а также проблематика романа. Роман считается одним из важнейших произведений в позднем творчестве писательницы Д. Лессинг. В 2000 году было опубликовано продолжение романа под названием «Бен среди людей».
Актуальность исследования заключается в том, что роман Д. Лессинг «Пятый ребенок» ранее не получал подробного анализа своей конфликтной наполненности, несмотря на широкое освещение других параметров в критической литературе.
ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ТИПЫ
1.1 Понятие художественного конфликта в литературе
Конфликт (в литературоведении), или художественный конфликт – одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения (в первую очередь драмы или произведения с ярко представленными драматическими чертами).
В теории литературы художественный конфликт понимается как «противоположность», «противоречие» во взаимоотношениях в системе образов героев произведения. Отечественными литературоведами дается целый ряд определений данному явлению, однако, по сути, эти формулировки можно считать аналогичными.
Так, по мнению В. Кожинова, «коллизия (от лат. collisio – cтолкновение) – противоборство, противоречие между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия литературного произведения. Коллизия далеко не всегда выступает ясно и открыто; для некоторых жанров, особенно для идиллических, коллизия не характерна: им присуще лишь то, что Гегель назвал «ситуацией». В эпосе, драме, романе, новелле коллизия обычно составляет ядро темы, а разрешение коллизии предстает как определяющий момент художественной идеи» [1, с. 259].
По мнению советского литературоведа Л. Тимофеева: «В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении – в эпических и драматических широко и полно, в лирических – в первичных формах» [2, 457].
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В РОМАНЕ Д ЛЕССИНГ «ПЯТЫЙ РЕБЕНОК»
2.1 Основные этапы жизни и творчества Д. Лессинг
Английская писательница. Дорис Мей Тейлор родилась в октябре 1919 в Керманшахе (ныне Иран). В 1925 семья переехала в Южную Родезию (ныне Зимбабве), бывшую тогда английскую колонию [12, c. 345].
Сама Лессинг описывала годы, проведённые в африканской глуши, как «кошмар, в котором лишь иногда было немного удовольствия». По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с чёрными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами. Африканские впечатления своего детства Лессинг красочно описала в новелле «Колдовство не продаётся» (1951).
Дорис получила образование в католической школе, а затем в школе для девочек, которую она так и не окончила. Никакого дополнительного образования в дальнейшем она не получила. В юности сменила несколько профессий, в том числе работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом.
Дорис Лессинг была замужем дважды. В 1939 году она вышла замуж за Франка Чарльза Висдома, от которого у нее родились дочь и сын. В 1943 году она развелась с мужем, оставив детей с отцом. В 1945 году писательница повторно вышла замуж, ее избранником стал немецкий эмигрант Готтфрид Лессинг. От этого брака у Дорис остался сын.
В 1949 Дорис Лессинг покинула Африку и переехала в Лондон, оставив брата, первого мужа, с которым она развелась, а также двоих детей от этого брака, второго мужа, Готфрида Лессинга, брак с которым также распался. Дорис уехала в Лондон чтобы начать новую жизнь писательницы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив библиографические источники по проблематике исследования, было выявлено, что конфликт – одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения.
Стало очевидно, что без этого элемента невозможно создание такого произведения, которое притягивало интерес читателя.
Вопросами теории художественного конфликта занимаются многие исследователи, среди которых Виноградов В.В., Тимофеев Л.М., Лотман, Ю.М., Лихачев Д.С., Поспелов Г.Н., Бахтин М.М., Максимов Д.Е. и другие.
Существует несколько классификаций конфликтов, в нашем исследовании мы обратились к следующей: «человек против человека», «человек против самого себя», «человек против природы», «человек против общества». Конфликты бывают внешними и внутренними.
Также был изучен творческий путь английской писательницы Дорис Лесссинг, где выявлено, что с самого начала своей карьеры Капоте завоевал признание общественности.
Творческий путь писательницы можно условно разделить на:
- период коммунистической тематики (с 1949 по 1956 год);
- период психологической тематики (1956—1969 годы);
- период суфизм.
По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, часто свои воспоминания Лессинг упоминала в своих произведениях.
Также нами были рассмотрены доминирующие конфликты в произведении писательницы «Пятый ребенок».
1) Айвина, К.М. Художественные произведения в контексте современной литературы / К.М. Айвина, В.Г. Боровиков. – М.: Куб, 2009. – 312 с.
2) Бочаров, С.Г. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / С.Г. Бочаров. – М.: изд-во АН СССР, 1962. – 515 с.
3) Гусев, Ю. Художественные конфликты и реальность // Вопросы литературы, № 2, 1986. – C. 47.
4) Коваленко, А.Г. Художественный конфликт в русской литературе ХХ века (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века). Пособие по спецкурсу / А.Г. Коваленко. – М.: РУДН. 2001. – 57 с.
5) Кормилов, С.И. Конфликт / С.И. Кормилов // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001. – 1600 с.
6) Кредлович, В.С. Структурная композиция романа / Кредлович, В.С. – СПб.: Авангард, 2015. – 420 с.
7) Кредлович, В.С. Структурная композиция романа / Кредлович, В.С., Карепнко, П.М. – СПб.: Авангард, 2015. – 420 с.
8) Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 457 с.
9) Семенов, А.Н. К проблеме конфликта художественного текста / А.Н. Семенов // Вестник Югорского государственного университета. – Югра, 2011. – № 1. – С. 101-106.
10) Синица, М.И. Анализ литературного произведения / М.И. Синица, О.С. Корнеевец, В. А. Осидченко. – СПб.: Лофт, 2012. – 407 с.
11) Тамарченко, Н.Д. Конфликт / Н.Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. – М., 2008 – 358 с.
12) Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Академия, 2004. – 405 с.
13) Шкловский, В.Б. Художественная проза: размышления и обзоры / В.Б. Шкловский. – М.: Наука, 1959. – 452 с.
14) Эпштейн, М. Конфликт / М. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – 620 с.
15) Lessing D. The Fifth Child. London: Flamingo, 2001. 159 p.
16) Rubenstein R. Doris Lessing‘s Fantastic Children // Doris Lessing: Border Crossings / еd. A. Ridout, S. Watkins. N. Y., 2009. Р. 61-74.