ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты изучения методических приемов и средств изучения хронологии на уроках истории
1.1 Особенности преподавания истории в школе
1.2 Изучение хронологии на уроках истории
1.3 Методические приемы и средства изучения хронологии на уроках истории
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2 Практическое использование методов и приемов изучения хронологии на уроках истории
2.1 Проведение урока в рамках изучения хронологии на уроках истории
2.2 Анализ уроков изучения хронологии на уроках истории
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. История – это одна из наук, которая дает возможность заглянуть в прошлое и, изучив его, не ошибиться в настоящем и будущем. Исторические знания способствуют становлению и развитию полноценной личности, а главное, ее образованию. Изучая историю, учащиеся знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, которые действовали в разные эпохи. События происходят в пространстве и времени. В связи с этим первая и непроизвольная ассоциация истории как образовательного предмета тесно связана с датами, ведь локализация фактов во времени, безусловно, требует от школьников знаний хронологии.
История – одна из немногих наук, которая дает возможность увидеть прошлое и изучить его. Изучение истории – это формирование, развитие и воспитание патриотизма, уважения к своим предкам, а также уважения к культуре и истории других людей. Изучая историю, студенты узнают о предметах и событиях прошлого, о людях их культуры и традициях разных эпох, и это неразрывно связано с изучением дат, периодов и хронологии событий.
Хронология, устанавливающая ход и картину событий, их причины и последствия, имеет большое значение в исторической науке. Только выяснив время наступления событий, можно определить их связь с предыдущими и последующими событиями. Согласно принятой научной периодизации, систематические курсы истории, изучаемые в школе, разделены на части, разделы и темы. Они содержат только базовую периодизацию. При изучении истории учащиеся информируются о хронологических пределах периодов, датах основных событий, явлений, процессов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 Особенности преподавания истории в школе
Современный этап развития исторического образования характеризуется новыми образовательными задачами. С одной стороны, предметная область методики преподавания значительно расширяется за счет абсолютной доступности познавательной информации и значительного расширения площадок исторических знаний для учащегося. С другой стороны, современное образование является инклюзивным по своей сути и направлено на образовательную интеграцию всех участников учебного процесса, независимо от их физиологических, психических и личностных особенностей. Эти тенденции не могут не влиять на расширение горизонтов методики преподавания и организацию урока истории [2, с.17].
Традиционно цели образования закреплены в государственной концепции исторического образования, которая была принята в Беларуси в начале 1990-х годов. Программа исторического образования, которая действует с 2006 года определяет цель исторического образования следующим образом:
1) овладение школьниками основами системных знаний о глобальном историческом процессе;
2) ознакомление с достижениями национальной и мировой культуры;
3) воспитание гражданственности, патриотизма, национальной самоидентификации.
Принцип науки сегодня рассматривается не столько в контексте исторического знания учащегося и формирования его единой целостной картины, сколько в перспективе научно-педагогического конструирования его познавательной деятельности и формирования компетенций и результатов. Наряду с научно-исследовательскими методами в преподавании используются и ненаучные с точки зрения традиционных практик – художественных или театральных.
Содержание обучения определяется целями обучения, которые учитывают развитие состояния, а также возраст, психологические и физиологические особенности Содержание оформляется в виде государственных документов, стандартов, программ и учебников. На этой основе методология должна развивать содержание каждого класса. Преподавательская деятельность учителя: Методика определяет наиболее подходящие способы организации учебного процесса (т.е. методы), определяет эффективные методы и средства обучения, развивает методический контекст, позволяющий повысить эффективность обучения.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ИЗУЧЕНИЯ ХРОНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 Проведение урока в рамках изучения хронологии на уроках истории
Тема урока: хронология – наука о времени.
Тип урока: комбинированный урок.
Класс: 5.
Цели урока:
- формировать у учащихся представления о хронологических датах в рамках исторических знаний;
- продолжить формирование навыков счета лет в истории.
- представить понятия: век, тысячелетие и эпоха.
- привести учеников к выводу, что счет лет, который мы используем сейчас, является наиболее удобным.
- развить у учащихся умение соотносить год, столетие, тысячелетие; установить длительность и последовательность событий; умение использовать римские цифры; умение решать проблемы с прямым и обратным подсчетом лет в истории.
Основные методы обучения:
- методы приобретения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, решение хронологических задач.
- методы закрепления знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на репродуктивном и преобразующем уровне познавательной деятельности.
Основные понятия и термины темы урока: хронология, дата, год, столетие, тысячелетие, хронология, наша эпоха.
План изучения нового материала:
Год, век, тысячелетие;
Как считалось время в древности?
Современная хронология.
Ход занятия
1 этап. Организационный момент.
Приветственное слово от учителя, проверка посещаемости, готовность к уроку.
Надпись на доске: тема урока, лента времени.
II этап. Подготовка учеников к изучению нового материала.
Учитель: при изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, землетрясение), какое из двух событий произошло раньше, а какое – позже, насколько позже. Сегодня на этом уроке мы поговорим о единицах измерения времени, использованных нашими предками, узнаем, как различные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном отсчете лет и научимся решать проблемы. Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Счет лет в истории».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что методика преподавания истории в школе является особым направлением в воспитании и обучении подрастающего поколения. История направлена на формирование патриотически ориентированной человеческой личности, формирование знаний и представлений об истории в рамках воспитания детей школьного возраста разных возрастов.
Мы определили, что изучение истории в школе не отделено от процесса изучения хронологии, что позволяет выявить основные временные периоды и их связь с событиями той или иной эпохи. Основными задачами изучения хронологии на уроках истории являются формирование у учащихся основных гражданских и патриотических качеств, а также популяризация представлений об их времени и определение представлений об их времени и его исторических особенностях.
Можно выделить такие методы и приемы, как составление хронологических таблиц, диаграмм, ассоциаций и т.д., которые помогают изучать хронологические особенности изучения конкретного исторического периода. Хронологические таблицы различных типов позволяют осмысленно изучать хронологию и являются ценным материалом для характеризации отдельных исторических событий и целых периодов.
Кроме того, существуют и другие методы запоминания хронологии. Запоминание основано на семантических отношениях и связях с событием; при хорошем знании фактов и причинно-следственных связей, студенты могут легко размещать в курсах истории события, не датированные временем. Для этого важно знать основные особенности или события, связанные с определенным веком.
Нами было проведено занятие в рамках изучения хронологии на уроках истории для 5 класса. Урок состоял из определенных этапов, таких как организационный момент, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление полученных данных, домашнее задание. Урок в основном состоял из теории и решения хронологических задач.
1. Алексашкина, Л. Н. Изучение хронологии на уроках истории / Л.Н. Алексашкина. – М.: Дрофа, 2004. – 315 с.
2. Алексашкина, Л. Н. Использование познавательного потенциала хронологии при изучении истории школьниками // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2019. – № 1. – С. 16-25.
3. Алексашкина, Л. Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике / Л.Н. Алексашкина. – М.: Русское слово, 2018. – 270 с.
4. Берельковский, И.В. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе / Л.С. Павлов. – М.: Академия, 1996. – 256 с.
5. Вагин, А.Л. Методика преподавания истории в средней школе / А.Л. Вагин. – М.: Академия, 2008. – 265 с.
6. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе / О.Ю. Стрелова. – М.: Академия, 2009. – 254 с.
7. Ворожейкина, Н. И. Преподавание истории в основной школе: проблемы и пути их решения // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 4. – С. 19-27.
8. Вяземский Е. Е. Способы формирования хронологических знаний и умений // История: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 23. – С.11-22
9. Гевуркова, Е. А. Планирование уроков предэкзаменационного повторения // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 5. – С. 39-47.
10. Дэвис, Н. История в школе / Н. Дэвис. – М.: АСТ; Транзиткнига, 2005. – 943 с.
11. Жулябин Ю. Н. О работе с хронологией / Ю.Н. Жулябин // Преподавание истории в школе. – 1982. – № 6. – С.14-22
12. Кареев Н.К. О школьном преподавании истории / Н.К. Кареев. – СПб.: Питер, 2005. – 245 с.
13. Комиссаренко А. И. Дилетантизм в исторической хронологии // Вопросы истории. – 1996. – № 1. – С. 171-174.
14. Крючкова Е. А. Синхронизация курса отечественной истории и курса всеобщей истории в учебниках по истории России / Е. А. Крючкова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 6 (56). – С. 136-146.
15. Крючкова Е. А. Урок знакомства с исторической хронологией и исторической картой в IV классе / Е.А. Крючкова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С. 55-59.
16. Манданова Е. С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников // История и обществознания в школе. – 2006. – № 10. – С.14-15
17. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: Академия, 2003. – 256 с.