ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические аспекты художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
1.2 Воспитательные возможности художественной литературы
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Диагностика исходного уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста
2.2 Повышение уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько лет система дошкольного образования претерпела значительные метаморфозы, так как она совершенствуется и меняется в динамичном развитии белорусского общества. На первый план выходит сама идея развития личности дошкольника.
Проблема художественно-эстетического образования является одной из важнейших задач в формировании восприятия явлений жизни и природы, эстетического сознания. Художественно-эстетическая культура приобретает общественную значимость, что является ключом к саморазвитию личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое развитие детей дошкольного возраста связано со всеми аспектами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других аспектов воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической восприимчивости, начальных этических понятий и оценок. В настоящее время существуют публикации психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов и др., которые убедительно доказывают, что дети для полноценного гармоничного развития нуждаются не только во внимании взрослых, в доброжелательном, эмоциональном и тактичном общении, но и в эстетически оформленном предметном пространстве, окружающем ребенка и развивающем его эстетическое восприятие окружающего мира и творческие способности [1, с. 10].
Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Необходимость видеть красоту в окружении самого себя ребенок отмечает с раннего детства. Ребенку необходимо научиться видеть красоту вокруг себя, любоваться предметами быта, замечать красоту в окружающем мире, развивать способность наслаждаться красотой окружающей природы.
Современные дети дошкольного возраста имеют различный художественный и эстетический опыт, формирующийся под влиянием информационных ресурсов, технологий и средств массовой информации современного общества.
Художественно-эстетическое развитие рассматривается как непрерывный, социально контролируемый, органичный процесс «вхождения» ребенка в общество в процессе освоения культурных средств под непосредственным руководством взрослого.
В условиях реализации основных направлений реформирования системы дошкольного образования, с целью повышения эффективности образовательного процесса, необходимо искать и применять новые методы и совершенствовать уже известные методы работы с детьми. Особое место в системе работы педагога занимает умение творчески и конструктивно организовать систему занятий, в которых осуществляется художественно-эстетическое развитие, обогащение духовного мира ребенка. Наиболее эффективным способом развития индивидуальных творческих способностей является приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы, начиная с младшей группы детского сада.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические аспекты художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время в образовательном пространстве учреждений дошкольного образования особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется за всем ярким и привлекательным, наслаждается блестящими игрушками, разноцветными красками и предметами. Все это дает ему ощущение удовольствия и интереса. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, смотрят на картинки. В то же время, вместе с реальностью, искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безответственного отклика на все яркое и прекрасное к сознательному восприятию красоты.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшим аспектом воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Художественно-эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Дети в дошкольном возрасте и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивые вещи в окружающей среде, музыке, поэзии, предметах изобразительного искусства, природе; они сами склонны рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Изначально они являются творцами своей природы, и наша задача - помочь каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал и индивидуальные творческие способности.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на моральное, физическое, умственное и даже психическое развитие ребенка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
Художественно-эстетическое развитие направлено на формирование у ребенка художественного вкуса, эстетических ценностей и творческого предпочтения, чувства красоты, знакомство с разными видами искусства. Дети должны научиться чувствовать искусство, передавать заложенный сюжет и эмоционально сопереживать происходящему.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Диагностика исходного уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста
Для определения уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста мы провели педагогическое исследование.
В данном исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, в том числе 13 девочек и 7 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет.
Представим критерии развитости эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
- устойчивость интереса при восприятии художественного произведения;
- характер инициативности и самостоятельности при эстетическом восприятии произведения (раскрывается в наличии самостоятельных действиях при изучении объекта, изучении его свойств и особенностей).
Для выявления уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста была выбрана следующая диагностическая методика – метод анализа литературного произведения - сказки (А.А. Лопатина, М.В. Скребцова)
Цель: изучить уровень развитости восприятия художественных произведений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание: в группе детей было организованное чтение художественной литературы. После было дано задание нарисовать рисунок по мотивам произведения.
Далее, в процессе наблюдения была зафиксирована степень интереса к эстетическому восприятию произведений искусства: чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия произведения, тем выше уровень интереса к этому виду искусства, тем сильнее и ярче будет проявляться их эстетическая, нравственная и познавательная активность.
Долгосрочные наблюдения были введены для того, чтобы выявить инициативу и самостоятельность детей и речевого общения. При анализе работ было обращено внимание на следующие моменты:
1. Сколько времени ребенок затратил на рассматривание чужих детских работ?
2. Проявил ли желание узнать автора рисунка и ее название?
3. Обращался ли с вопросами к взрослым по поводу сюжета или изображенных действий?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественно-эстетическое развитие является важнейшим аспектом личностного развития детей. Это включает в себя знакомство с различными видами искусства, накопление художественно-эстетических впечатлений и образов, возбуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги в сознательном творческом процессе, умение понимать, просматривать и оценивать произведения искусства, воспитание в видении красоты во всех проявлениях жизни. Основы художественно-эстетического образования создаются с участием взрослых сразу после рождения ребенка и продолжаются на протяжении многих лет. Семья, детский сад и школа играют очень важную роль в развитии искусства. Поэтому необходимо как можно раньше создать атмосферу, в которой формируются эстетические чувства ребенка, такие как чувство красоты и вкус к искусству.
Признанным носителем духовности человека, идеалов добра, любви и сострадания является художественная литература. Чтение художественной литературы может повлиять на ребенка целостным образом, расширить его жизненный горизонт, дать ему радость полноты собственной внутренней жизни, обогатить его эмоционально и пробудить человечность.
Так, для выявления уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста мы провели педагогическое исследование. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, из них 13 девочек и 7 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет. Так, в ходе исследования нами была использована диагностическая методика – метод анализа литературного произведения - сказки (А.А. Лопатина, М.В. Скребцова).
Результаты исследования позволили нам сделать вывод, что уровень эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Работа по развитию эстетического восприятия художественных произведений у детей 5-6 лет должна быть регулярной и целенаправленной.
На основе полученных результатов диагностики уровня эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста разработана программа повышения художественно-эстетической воспитанности. Целью программы является совершенствование представлений по художественно-эстетическому развитию, воспитание интереса к художественно-творческой и самостоятельной деятельности посредством чтения художественной литературы. Мы также подготовили рекомендации для педагогов по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет / Е.А. Алябьева. – М.: Творческий Центр Сфера, 2009. – 128 с.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. – М.: Просвещение, 1968. – 445 с.
3. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности/ Т.А. Барышева – СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 140 с.
4. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С. Буре, Г.Н. Година. – М.: Просвещение, 1989. – 85 с.
5. Бутенко Н.В. Теоретико–методологический регулятив художественно эстетического развития детей дошкольного возраста: моногр. / Н.В. Бутенко. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 386 с.
6. Быховец, Г.В. Воспитание самостоятельности и активности у детей 5–7 лет в условиях учреждения школа – детский сад: автореф. дис. …канд. пед. наук / Г.В. Быховец. – М.: Просвещение, 1993.– 24 с.
7. Ветлугина Н. Художественное творчество и ребенок / Н. Ветлугина. – М, 1987. – 287 с.
8. Волынкин В.И. Художественно–эстетическое развитие и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
9. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / И.Д. Запорожец. – М. 2005. – 186 с.
10. Золотухина А.А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста / А.А. Золотухина, Т.А. Чичканова // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 72-73.
11. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2005. – 146 с
12. Комарова Т.Н. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно–творческих способностей. Дошкольное воспитание / Т.Н. Комарова. – 1998. –№10. – С. 65-67.
13. Мосина Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников / Н.В. Мосина // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 119-125
14. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
16. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: Эмоциональное развитие дошкольника / Л.П. Стрелкова. – М.: Просвещение, 1985.
17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. –М.: Просвещение, 1979
18. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://adu.by/images/2019/10/up-doshkolnoe-2019-rus-bel.pdf. – 11.11.2020
19. Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения» / К.Д. Ушинский. – М., 2004
20. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флёрина – М.: Учпедгиз, 1956.– 91 с.
21. Фокина Т. Программа художественно–эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999. – №1. – С. 35-38
22. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада: [Пер. с рус. / Н. А. Ветлугина и др.]. – Фрунзе: Мектеп, 1988. – 235
23. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства: (Учеб.–метод. пособие для студентов пед. отд–ний вузов и педколледжей) / М–во общ. и проф. образования РФ. Шадр. гос. пед. ин–т. Каф. методик дошк. воспитания; [Авт.–сост.: Бубнова С. Ю. и др.]. – Шадринск: Шадр. гос. пед. ин–т, 1999. – 102 с.