ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПРИТЕСНЕНИЯ СРЕДИ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Феномен притеснения и его социально-психологические основы
1.2. Особенности притеснения подростков в группах
1.3. Ценностные предпочтения подростков как детерминанты притеснения
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПРИТЕСНЕНИЯ СРЕДИ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, условия и методика проведения исследования
2.2. Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время власть и доминирование, агрессия, насилие и принуждение в человеческих отношениях обостряются и проявляются в поле зрения различных специалистов – учителей, социологов, психиатров, юристов и особенно психологов.
Современная действительность заставляет психологов пересмотреть проблемы агрессии и социального притеснения в обществе. К сожалению, такие формы поведения в подростковой и молодежной среде в наши дни скорее обыденность, чем исключение.
Притеснение между людьми является основой многих негативных социальных явлений, включая социальную напряженность, повышенный страх, эмоциональную нечувствительность и жестокость по отношению к различным категориям людей.
Притеснение среди подростков, особенно девочек старшего возраста, являются серьезной и актуальной проблемой в современном обществе. Важно помнить, что подростки впервые сталкиваются с различными аспектами жизни и им не хватает знаний и жизненного опыта. Непонятные девушке физиологические и эмоциональные изменения в ее теле вызывают чувство неуверенности и страха. Кроме того, девочки болезненно страдают от семейных проблем, отсутствия согласия сверстников или безответной любви. В результате многие из них теряются в жизненных ситуациях и в то же время пытаются решить свои проблемы, не желая просить о помощи.
Все это способствует развитию притеснения у старшеклассниц по сравнению со своими сверстницами, не соответствующими концепциям женственности, нежности, материнства и т.д. Притеснение, независимо от его формы, всегда связано с определенными психологическими эффектами, которые травмируют большинство людей.
Проблема межличностного притеснения обычно связана с проблемой агрессии и насилия. Зарубежные исследования накопили богатый теоретический и фактический материал, описывающий агрессивное поведение, предпосылки его возникновения и развития. Эти вопросы обсуждали А. Адлер, А. Бандура, А. Басс, JI. Берковиц, Р. Бэрон и Д. Рихард-Сон, К. Бютнер, Дж. Доллард, К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм и другие.
В отечественной психологии также много работ по учету характера и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте. Это работы таких авторов как T.В. Бурминская, О.С. Васильева Б.С. Журавлев, С.А. Заваржин, Ю.Б. Можгинский, Е. Ольшанская, А. Осницкий, А.А. Реана, И. Фурманова и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПРИТЕСНЕНИЯ СРЕДИ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Феномен притеснения и его социально-психологические основы
Изменения в социально-экономической жизни современного общества обострили многие проблемы, с которыми сталкивается молодежь. Именно молодые люди, чувствительные к изменениям в социальном мире, наиболее ярко показывают социальное неблагополучие общества. Сегодняшняя молодежь оказывается в условиях, к которым они адаптируются из-за насилия и агрессии.
Притеснение – это форма насилия. Притеснение как социальное явление существовало в различных формах на протяжении многих тысяч лет и в той или иной степени продолжается и по сей день. Сегодня это ясно проявляется в молодежной и подростковой среде, особенно среди девочек старшего подросткового возраста. В то же время как социально-психологический феномен притеснение остается малоизученным в науке явлением.
Для того чтобы понять природу явления притеснения, необходимо уточнить смысл и значение этого понятия. В словаре С.И. Ожегова термин «притеснение» трактуется как «несправедливое ограничение, стеснение свободы». Термин «притеснить» определяется как «репрессии, грубое ограничение прав и деятельности». С.И. Ожегов акцентирует внимание на наличии насильственных действий в отношении других людей в поведении притеснителей. Следует отметить, что в русском языке есть слова, имеющие значение, близкое к термину «притеснение»: угнетение, подавление, принуждение и т.д. [17]
И. П. Башкатов рассматривает притеснение как «процесс, направленный на сознательное, преднамеренное, мотивированное, социально детерминированное, информативное и технологически разнообразное влияние притеснителей для удовлетворения их эгоистичных личных или групповых потребностей и интересов с помощью аморальных преступных средств и методов». Следовательно, это определение акцентирует внимание на безнравственном и преступном характере притеснения; указывает на то, что в основном речь идет о взглядах, оценках, отношении и поведении других людей [5, c. 12].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПРИТЕСНЕНИЯ СРЕДИ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, условия и методика проведения исследования
Цель исследования – изучение межличностного притеснения среди девочек подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Подбор методик для изучение межличностного притеснения среди девочек подросткового возраста.
2. Проведение диагностики.
3. Анализ и интерпретация данных.
В исследовании принимали участие девочки-подростки 10 класса. В количестве 60 человек.
Для достижения цели мы использовали 3 методики:
– методика изучение ценностей личности (М. Рокич);
– методика выявления уровня агрессивности (А. Басса-А. Дарки);
– методика межличностных отношений (Т. Лири).
М. Рокич выделяет два класса значений: терминальные и инструментальные. Это ценности-цели и ценности-средства. Стимулирующий материал методики состоит из двух списков по 18 терминальных и инструментальных значений с краткой расшифровкой каждого (приложение А).
Опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивности.
Цель: выявление форм агрессивности.
Используемый материал: опросник, состоящий из 75 утверждений, бланк для ответов и ключ (приложение А)
Третья используемая методика: тест межличностных отношений Лири. Текст методики представлен в Приложении А.
Методика состоит из 128 утверждений.
Обработка результатов: производится подсчет баллов по каждой шкале с помощью ключа к опроснику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В словаре С.И. Ожегова термин «притеснение» трактуется как «несправедливое ограничение, стеснение свободы». Термин «притеснить» определяется как «репрессии, грубое ограничение прав и деятельности».
И. П. Башкатов акцентирует внимание на безнравственном и преступном характере притеснения; указывает на то, что в основном речь идет о взглядах, оценках, отношении и поведении других людей.
Д. Олвьюс видит притеснение в ситуациях, когда один человек подвергается негативным действиям других людей в течение длительного времени. Притеснение – это форма отношений между субъектами, в которой одна сторона ограничивает права и свободы другой стороны, чтобы получить и извлечь выгоду из доминирующего положения (постоянного или временного) в отношениях. Их цель – не столько навредить другим, сколько принести пользу себе.
В подростковой среде группа сверстников является наиболее важной, поскольку в такой группе молодые люди обсуждают близкие им темы, находят понимание и поддержку и имеют возможность сравнить себя со сверстниками. Группа способствует развитию у подростка чувства единства, посредством которого он формирует групповую идентичность, чувство принадлежности к группе, повышает уверенность в себе и создает условия для самоутверждения.
В каждой группе есть процессы, которые могут привести к высоким чувствам и благородным поступкам (любви, героизму, самопожертвованию), с одной стороны, и к разрушительным, агрессивным и угнетающим действиям, с другой. У каждой группы свои правила и регламенты взаимодействия. Способность группы влиять на поведение подростков определяется их индивидуально-психологическими особенностями, а также структурой и социальной ориентацией группы.
Ценности приобретаются человеком, и процесс приобретения – это процесс развития личности. Ценности играют ключевую роль в развитии личности: они являются основными характеристиками личности, показателями ее стержня, моральной стороной. Формирование ценностных ориентаций происходит под влиянием социальной среды и общих социальных условий.
Целью нашего исследования было изучение межличностного притеснения среди девочек подросткового возраста. Для достижения цели мы использовали 3 методики: методика изучение ценностей личности (М. Рокич), методика выявления уровня агрессивности (А. Басса-А. Дарки) и методика межличностных отношений (Т. Лири).
1. Алишев Б. С. Психологическая теория ценности: системно-функциональный подход: Дис. на соис. учен, степени д-ра психол. наук. / Б. С. Алишев. – Казань: ИСПО РАО, 2008. – С. 356.
2. Алишев Б.С. Структура ценностей и ценностные типы личности современных студентов / Б.С. Алишев // Проблемы профессионального образования в России: методология и теория. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛА-ДОС; Казань: ИСПО РАО, 2010. – С. 232-275.
3. Алишев Б.С. Феномен притеснения и его проявления среди девочек-подростков // Психология притеснения: обидчики и обиженные. Материалы шестой Всерос. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. И.П. Башкатова. – Коломна: Коломен. гос. пед. ин-т., 2010. – С. 5-10.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 376 с.
5. Башкатов И. П. Притеснение: обидчики и обиженные // И.П. Башкатов – Социс. 2008. – № 12. – С. 44.
6. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. – М.: Изд-во «Информпечать», 2010. – 336 с.
7. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э.Берн. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2002. – 320 с.
8. Волков Ю.Г. Социология Серия «Высшее образование» / Ю.Г. Волков. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2014. – 676 с.
9. Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / JI.C. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
10. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – 156 с.
11. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами / Д.В. Каширский // Вопросы психологии. – 2012. – № 1. – С. 26-37.
12. Крысько, В. Г. Социальная психология : учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 553 с.
13. Личко А.Е. Психопатологии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 248 с.
14. Нелидов А.Л. профилактика формирования асоциальных групп в школе: (психолого-педагогические аспекты) / А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина // Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – С. 35-45.
15. Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии / P.C. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.
16. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Непомнящая. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 190 с.
17. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1989. – 750 с.
18. Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей / И.С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии – М.: Наука, 2003. – С.52-69.
19. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества / Л.М. Попов. – Казань: Изд-во Казанский Университет, 1990. – 230 с.
20. Шакуров Р.Х. Психология межличностных отношений в ССУЗ / Р.Х. Шакуров. – Казань: ИССО РАО, 2009. – 124 с.
21. Шибутани Т. Социальная психология / Т.Шибутани; пер с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2013. – 544 с.