ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность специально-подготовительных упражнений
1.2 Методика обучения выполнению специально-подготовительных упражнений
1.3 Особенности физической подготовки в вузах
2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Анализ литературы
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольное испытание (тест по единой полосе препятствий)
2.4 Статистико математические методы
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УПРАЖНЕНИЮ 2 – КОНТРОЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА ЕДИНОЙ ПОЛОСЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
3.1 Экспериментальная методика использования специально-подготовительных упражнений при обучении упражнению 2 – контрольное упражнение на единой полосе препятствий
3.2 Экспериментальное обоснование методики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что благодаря применению комплекса упражнений единой полосы препятствий осуществляется совершенствование физической подготовки военнослужащих. Немаловажную роль в обучении прохождения единой полосы препятствий играют специально-подготовительные упражнения.
К задачам физической подготовки относится не только совершенствование общей, силовой и скоростной выносливости, силы, быстроты и ловкости, но и развитие специальных качеств, обеспечивающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов, овладение навыками индивидуальных и коллективных действий при передвижении по пересеченной местности.
Единая полоса препятствий представляет собой оборудованный участок местности, основным назначением которого является обучение приемам и способам преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий, развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости. Отработка преодоления единой полосы препятствий позволяет тренировать как общефизические, так и специальные качества, поэтому общий показатель прохождения полосы препятствий прежде всего будет зависеть от промежуточных показателей отдельных видов нормативов.
Прохождение полосы препятствий реализует также возможность эффективной и результативной тренировки способности справляться с новой возникшей двигательной задачей, а также своевременно перестраивать свою деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой.
За годы внедрения полосы препятствий в учебный процесс физической подготовки были разработаны разнообразные методики и организации проведения занятий. Накопленный опыт позволяет улучшить не только физические качества военнослужащих, такие как ловкость, быстрота, выносливость, сила, но и тренировать многозадачность.
Объект исследования – специальные подготовительные упражнения.
Предмет исследования – использование специальных подготовительных упражнений при обучении упражнению 2 – контрольное упражнение на единой полосе препятствий.
Цель курсовой работы – разработать методику использования специально-подготовительных упражнений при обучении упражнению 2 – контрольное упражнение на единой полосе препятствий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать особенности специально-подготовительных упражнений;
- охарактеризовать методику обучения выполнению специально-подготовительных упражнений;
- разработать методику использования специально-подготовительных упражнений при обучении упражнению 2.
1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность специально-подготовительных упражнений
Специально-подготовительными упражнениями называются элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей.
Специально-подготовительные упражнения помогают лучше и быстрее осваивать технику и тактику избранного вида спорта, развивать специальные физические и психические качества, так как по своей форме и характеру проявления качеств они сходны с соревновательными действиями спортсмена [22].
Состав специально подготовительных упражнений определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену [6].
Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, к числу специально подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков - игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.) [2].
К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы. Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины.
Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену. Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не позволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Причина этого прежде всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в индивидуальных видах спорта [10].
2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Анализ литературы
Первоначально проводился анализ научно-методической литературы. Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения состояния проблемы исследования. Были изучены литературные источники по вопросам физического воспитания в высших учебных заведений, методики специально-подготовительных упражнений, особенностям использования специально-подготовительных упражнений при обучении упражнению 2 – контрольное упражнение на единой полосе препятствий. Всего было проанализировано 22 литературных источника в области физического воспитания, особенностей специально-подготовительных упражнений.
2.2 Формирующий эксперимент
На формирующем этапе эксперимента реализовывалась разработанная методика использования специально-подготовительных упражнений при обучении упражнению 2 – контрольное упражнение на единой полосе препятствий. Методика реализовывалась на протяжении полугода. Занятия с экспериментальной группой проводились четыре раза в неделю.
На констатирующем этапе эксперимента проводилось первичное тестирование. Целью первичного тестирования было определить исходные данные выполнения контрольного упражнения на единой полосе препятствий. В процессе исследования велось наблюдение за количественными характеристиками выполняемого контрольного упражнения. На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности разработанной методики.
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УПРАЖНЕНИЮ 2 – КОНТРОЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА ЕДИНОЙ ПОЛОСЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
3.1 Экспериментальная методика использования специально-подготовительных упражнений при обучении упражнению 2 – контрольное упражнение на единой полосе препятствий
Специальные подготовительные упражнения занимают основное место в системе физической подготовки и охватывают целый ряд инструментов, в том числе элементы соревновательной деятельности и сходные с ними действия по форме, структуре, а также по характеру качеств и деятельности функциональных систем организма [12].
Считается, что такие упражнения с точки зрения воздействия должны быть аналогичны соревновательным или даже превосходить их. Только в этом случае возможен положительный «перенос».
Таким образом, наиболее эффективными являются те специально-подготовительные упражнения, которые меньше всего отличаются от соревновательных.
Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.
По направленности воздействия физические упражнения как средства спортивной тренировки разделяются на следующие группы:
- преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической и т. д.);
- преимущественно связанные с развитием двигательных качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости и др.) [1].
Таким образом, эффективная организация и проведение занятий с использованием специально-подготовительных упражнений является следствием высокой технической подготовленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, к специально - подготовительным упражнениям относятся упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование и формирование специальных качеств, необходимых для данного вида деятельности. Состав специально - подготовительных упражнений зависит от специфики избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются так, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на развитие и формирование навыков, физических способностей.
В зависимости от направленности специально - подготовительные упражнения подразделяются на подводящие и развивающие. К подводящим упражнениям относится (освоению формы и техники движений, а к развивающим воспитание физических качеств таких как силы, быстроты, выносливости и т.д. Имитационные упражнения относятся к специально - подготовительным, и подбираются так, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по структуре характеру избранной спортивной дисциплины. Преподаватель должен уметь и подбирать и создавать новые из частей, элементов, связок движений для решения конкретной поставленной задачи. Эти упражнения, должны быть похожи по характеру и координации, усилиям и амплитуде. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся.
На констатирующем этапе эксперимента проводилось первичное тестирование. Целью первичного тестирования было определить исходные данные выполнения контрольного упражнения на единой полосе препятствий. В процессе исследования велось наблюдение за количественными характеристиками выполняемого контрольного упражнения. На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности разработанной методики.
На формирующем этапе эксперимента реализовывалась разработанная методика использования специально-подготовительных упражнений при обучении упражнению 2 – контрольное упражнение на единой полосе препятствий. Методика реализовывалась на протяжении полугода. Занятия с экспериментальной группой проводились четыре раза в неделю.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что разработанная методика использования специально-подготовительных упражнений при обучении упражнению 2 – контрольное упражнение на единой полосе препятствий является эффективной.
1. Аксенов, К.В. Пути повышения качества профессиональной подготовки выпускника военного вуза / К.В. Аксенов // Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе: материалы област. науч.- практ. конф. – Ярославль, 2001. – С. 112–114.
2. Артемьев, В. П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества : учебное пособие / В. П. Артемьев, В. В. Шутов. – Могилев : Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, 2004. – 284 с. : ил.
3. Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое пособие / С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. – Минск: РИВШ, 2015. – 253 с.
4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – Москва : Академия, 2000. – 288 с.
5. Давиденко Д.Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004. – 112с.
6. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена // Основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – М. : Физическая культура и спорт, 1996. – 200 с.
7. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
8. Купчинов, Р. И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / Р. И. Купчинов. – Минск : БНТУ, 2006. – 279 с.
9. Лавшук, Д. А. Оптимизация техники гимнастических упражнений на основе данных имитационного моделирования двигательных действий : автореф. ... канд. пед. наук / Д. А. Лавшук. – Москва, 2007. – 24 с.
10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для институтов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил.
11. Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) [Текст] / П.П. Мельников. — М.: КноРус, 2013. — 240 c.
12. Методические рекомендации о порядке организации и проведения физической подготовки на этапе комплексного тестирования военнослужащих по боевой подготовке: методические рекомендации – Минск: МО РБ, 2007 г.
13. Моторин Л.В., Тюленев С.Н., Цыденов И.А. Применение единой специальной полосы препятствий при подготовке сотрудников органов внутренних дел // Мир педагогики и психологии. - 2017. - №9. - с. 1-6.
14. Наскалов, В. М. Теория спорта : учеб.-метод. комплекс / В. М. Наскалов. – Новополоцк : ПГУ, 2008. – 308 с.
15. Руководство по боевой подготовке в Вооруженных Силах: Мн: МО РБ, 2014 г.
16. Саяпина, С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта [Текст] / С.Г. Саяпина // РЭУ имени Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал). Форум молодых ученных. – 2017. — С. 162-167
17. Скобликова, Т.В. Актуальные направления научных исследований в области физической культуры и спорта: от теории к практике [Текст] / Т.В. Скобликова, В.Ю. Андреева, А.В. Скриплев // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 441-443.
18. Скобликова, Т.В. Содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры личности студента в университете [Текст] / Т.В. Скобликова, Е.В. Скриплева, В.Ю. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2014. – №4. – С. 104–110.
19. Теоретико-методические основы физической подготовки военнослужащих: учебно-методическое. пособие / А.К. Лушневский, В.И.Гавроник, В.В.Руденик / Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2010. – 320 с.
20. Федоренко, А.В. Методические рекомендации для организации и проведения методических занятий по физической подготовке / А.В. Федоренко, В.В. Ращупкин; ВА РБ. – Минск: Издание академии, 2001. – 72 с
21. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008. – 700 с.
22. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 10-е изд., испр. – Москва : Академия, 2012. – 480 с.