ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К УСЛОВИЯМ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Адаптация как психологическая проблема
1.2 Социально-психологическая адаптация у военнослужащих к условиям воинской службы
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СВЯЗИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ВНУШАЕМОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня проблема адаптации военнослужащих к условиям воинской службы представляет собой одну из важнейших задач, которая поднимается в военной педагогике и психологии. На современном этапе важными представляются проблемы снижения готовности юношей к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, ухудшение адаптации молодых воинов в первые месяцы службы на фоне повышенных информационных, физических и нервно-психических нагрузок, увеличение процента возврата военнослужащих из войск по нервно-психическим заболеваниям. Это обстоятельство связано с тем, что от характера адаптации к условиям воинской службы зависит ее прохождение. Кроме того, от адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности зависит успешность этой деятельности, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой и вся система социальных связей личности в условиях службы. Другими словами, гарантией успешного прохождения воинской службы является устойчивая адаптация личности к ее условиям.
Перед личностью военнослужащего стоит необходимость приведения социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями воинской среды как внешнего фактора. К ним предъявляются требования к преодолению трудностей вхождения в новую социальную общность, осознанию необходимости изменить привычный образ жизни, установления оптимальных внутригрупповых отношений, приспособления к ряду требований и специфики военно-профессиональной деятельности. Особенности адаптации личности в процессе воинской службы обусловлены, с одной стороны, содержанием и интенсивностью воздействия на нее специфических факторов воинской социальной среды, с другой - уровнем развития адаптивных способностей военнослужащих.
Военная служба создает условия для совершенствования и более глубокого развития социально типических черт личности. Возрастает уровень профессиональных и социальных знаний, активно формируются соответствующие навыки. В процессе службы воины приобретают значительный жизненный опыт, развивают свое умение ориентироваться в социальной среде.
В научном плане изучение проблемы адаптации личности, развития адаптационных возможностей военнослужащих различных категорий нашло свое отражение в ряде исследований таких психологов, как Л.С. Мальцев, Л.Ф. Железняк, В.Н. Ковалев, В.В. Чепляев, О.С. Васильев, А.Г. Маклаков, М.И. Дьяченко, И.А. Погодин и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К УСЛОВИЯМ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Адаптация как психологическая проблема
Термин «адаптация» (от лат. «приспособление») рассматривается в психологическом, педагогическом, социальном, медицинском аспектах. Адаптация представляет собой совокупность реакций организма человека, которые поддерживают его функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды [13, с. 7].
В психоанализе З. Фрейда и А. Адлера адаптация представлена с точки зрения анализа защитных механизмов личности. Адаптация включает в себя ситуации, связанную с разрешением конфликтов, и процессы из области эго, свободной от конфликтов. Хорошо адаптированный человек живет без нарушений продуктивности и со сбалансированным психическим состоянием. В процессе адаптации меняется личность, меняется и окружающая среда, которая регулирует процесс адаптации [22, с. 88].
Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) считают адаптацию механизмом и условием позитивной социализации, реализованную потребность в самореализации. По К. Роджерсу дезадаптация – это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, основной источник которого заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом индивида. А. Маслоу считал, что психологическая адаптация – это оптимальное взаимодействие личности и окружающей среды. Целью адаптации является достижение позитивного здоровья. Противоречие личностных ценностей с восприятием социальной ситуации вызывает конфликт, который индивид пытается устранить посредством мыслительной и трудовой деятельности [23, с. 55].
По словам Р. Лазаруса, в процессе восприятия мира личность получает информацию, противоречащую установкам. В результате возникает конфликт между личностными установками, а также образом реальности. Интенсивность реакций индивида, направленных на устранение раздражающего фактора, указывает на степень адаптации [2, с. 19].
В контексте когнитивного подхода к проблеме социально-психологической адаптации личности преобладает идея о том, что нелогичные мыслительные процессы и ложные представления об окружающем мире способствуют выбору неэффективных приспособительных стратегий в поведении, что в итоге приводит к дезадаптации личности.
Выводы по главе 1
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды. Социально-психологическая адаптация строится на взаимодействии личностей и групп, в которых личность в нормальном режиме не имеет серьезных и длительных конфликтов с внутренней и внешней средами, то есть выполняет свою роль, удовлетворяет свои социальные потребности, самоутверждается и проявляет нормальную, девиантную и патологической адаптации.
2. Адаптация военнослужащих к условиям службы представляет собой процесс установления оптимального соответствия личности и воинской среды через военно-профессиональную деятельность в первый год службы, в ходе которого военнослужащий включается в систему социальных связей и ролей в воинских коллективах, усваивает ценности, приспосабливается к ролевым функциям, воинским нормам, условиям воинского труда. Результатом адаптации военнослужащего является обретение военнослужащим системы качеств необходимых для получения статуса военнослужащего и включения в деятельность военной организации, становление устойчивой модели поведения. В основе процесса адаптации лежат индивидуальные психологические особенности характера военнослужащих, что во многом приводит к их успешной адаптации. Основной механизм адаптации солдата к условиям службы заключается в создании стереотипа нового поведения, потому адаптация заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить работу функциональных систем его организма и психики на уровне психических процессов и условий, в соответствии с новыми условиями деятельности и поведением.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СВЯЗИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ВНУШАЕМОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи адаптации военнослужащих к условиям воинской службы и уровня их внушаемости нами было проведено эмпирическое исследование.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
- изучить характеристики социально-психологической адаптации военнослужащих к условиям воинской службы;
- определить уровень внушаемости военнослужащих;
- установить наличие или отсутствие взаимосвязи адаптации военнослужащих к условиям воинской службы и уровня их внушаемости.
В исследовании приняли участие 80 солдат-срочников – 120-ой Отдельной Механизированной Бригады (Войсковая часть 04147) г. Минска.
В основе исследования лежала гипотеза о то, что существует взаимосвязь адаптации военнослужащих к условиям воинской службы и уровня их внушаемости.
Методики исследования:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда (Приложение А).
Цель: диагностика комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации.
Опросник социально-психологической адаптации был разработан К. Роджерсом и Р. Даймонд в США в 1954 г. Методика адаптирована Т.В. Снегиревой. Опросник включает 101 утверждение, сформулированное в третьем лице с целью избежать влияния «прямого отождествления», потребности давать испытуемыми социально-желательные ответы. Испытуемым предлагается оценить утверждения по 7-балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
Шкалы методики (характеристики социально-психологической адаптации): 1) адаптивность; 2) дезадаптивность; 3) принятие себя; 4) непринятие себя; 5) принятие других; 6) непринятие других; 7) эмоциональный комфорт; 8) эмоциональный дискомфорт; 9) внутренний контроль; 10) внешний контроль; 11) доминирование; 12) ведомость; 13) эскапизм.
2. Тест «Внушаемость» С.В. Клаучек и В.В. Деларю (Приложение А).
Цель: диагностика уровня внушаемости.
Выводы по второй главе
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Военнослужащие обладают преимущественно высокой адаптивностью к требованиям социума в соответствии с собственными потребностями и интересами. Они характеризуются высокой степенью принятия себя и удовлетворенностью своими характеристиками; умеренной потребностью в общении, взаимодействии, совместной деятельности с другими людьми; проявляют позитивное эмоциональное отношение к окружающей действительности, оптимизм, уравновешенность. Военнослужащие склонны принимать ответственность за события, происходящие в их жизни, преимущественно на себя, объяснять результаты деятельности собственным поведением, характером и способностями. У них ярко выражен ведомость, что говорит о стремлении быть подчиненным, выполнять поставленные кем-либо задачи. При этом, военнослужащие предпочитают не избегать принятия решений, касающихся различных сфер жизнедеятельности, а решать имеющиеся проблемы.
2. Большая часть военнослужащих характеризуется средним уровнем внушаемости – они характеризуются умеренно выраженной восприимчивостью к внушению, обусловленной субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Для них характерно поддаваться мнению группового большинства при реальном или мнимом давлении группы, а также поведение, зависимое от мнения группы. При этом, многие военнослужащие обладают высоким уровнем внушаемости.
3. В результате корреляционного анализа установлено, что чем выше адаптивность, тем выше уровень внушаемости. Чем выше принятие себя, тем выше уровень внушаемости. Чем выше эмоциональный комфорт, тем выше уровень внушаемости. Чем выше внутренний контроль, тем ниже уровень внушаемости. Чем выше ведомость, тем выше уровень внушаемости. Следовательно, гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь адаптации военнослужащих к условиям воинской службы и уровня их внушаемости, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ литературы показал, что адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды. Социально-психологическая адаптация строится на взаимодействии личностей и групп, в которых личность в нормальном режиме не имеет серьезных и длительных конфликтов с внутренней и внешней средами, то есть выполняет свою роль, удовлетворяет свои социальные потребности, самоутверждается и проявляет нормальную, девиантную и патологической адаптации.
Адаптация военнослужащих к условиям службы представляет собой процесс установления оптимального соответствия личности и воинской среды через военно-профессиональную деятельность в первый год службы, в ходе которого военнослужащий включается в систему социальных связей и ролей в воинских коллективах, усваивает ценности, приспосабливается к ролевым функциям, воинским нормам, условиям воинского труда. Результатом адаптации военнослужащего является обретение военнослужащим системы качеств необходимых для получения статуса военнослужащего и включения в деятельность военной организации, становление устойчивой модели поведения. В основе процесса адаптации лежат индивидуальные психологические особенности характера военнослужащих, что во многом приводит к их успешной адаптации. Основной механизм адаптации солдата к условиям службы заключается в создании стереотипа нового поведения, потому адаптация заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить работу функциональных систем его организма и психики на уровне психических процессов и условий, в соответствии с новыми условиями деятельности и поведением.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что Военнослужащие обладают преимущественно высокой адаптивностью к требованиям социума в соответствии с собственными потребностями и интересами. Они характеризуются высокой степенью принятия себя и удовлетворенностью своими характеристиками; умеренной потребностью в общении, взаимодействии, совместной деятельности с другими людьми; проявляют позитивное эмоциональное отношение к окружающей действительности, оптимизм, уравновешенность.
1. Александрович, П. И. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности / П. И. Александрович. – Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. С. С. Бирюзова, 1991. – 89 с.
2. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 92–100.
3. Бачерников, Н. Е. Ситуационные реакции у военнослужащих: автореф. дис. д-ра мед. наук / Н. Е. Бачерников. – Л .: ВМедА, 1965. – 25 с.
4. Белозерова, Н. Н. Факторы успешности физиологической адаптации в экстремальных условиях несения службы солдат-срочников / Н. Н. Белозерова // Экология человека : Концепция факторов риска, экологической безопасности и управления рисками : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза : РИО ПГСХА, 2004. – С. 25 – 27.
5. Белозерова, Н. Н. К проблеме повышения адаптации военнослужащих в экстремальных условиях несения службы / Н. Н. Белозерова // Личность : культура и образование : материалы научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региона». – Ставрополь : СГУ, 2002. – С. 25-29.
6. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – М. : 1988. – 270 с.
7. Бодров, В. А. Информационный стресс / В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЕ, 2000. – С. 44–45.
8. Вызулина, К. С. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности : теоретико-методологические основы исследования / К. С. Вызулина, Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 180–185.
9. Глемба, Л. В. Методика работы заместителя командира по воспитательной работе по организации и обеспечению условий адаптации и социализации военнослужащих в подразделении / Л. В. Глемба. – Новосибирск: НВВКУ, 2008. – 98 с.
10. Громов, Д. В. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат срочной службы и курсантов вузов вследствие прохождения службы (обучения) / Д. В. Громов // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета. – 2002. – Выпуск 2. – С. 21-35.
11. Денисов, Р. А. Подготовка молодёжи к военной службе : учебно-методическое пособие. / Р. А. Денисов, С. В. Михайлова. – Саров : СГТ, 2010. – 161 с.
12. Диденко, И. В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / И. В. Диденко. – Ростов-н/Д., 2007. – 19 с.
13. Исаев, А. П. Теория функциональных систем и состояний. Современные проблемы адаптации и стресса / А. П. Исаев, А. В. Шевцов // Вестник ЮУрГУ. – 2005. – № 4. – С. 6–13.
14. Квасов, С. Е. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе / С. Е. Квасов, А. А. Кузнецов. – Н. Новгород. : Военно-медицинский институт, 1999. – 120 с.
15. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – М. : Наука, 2004. – 192 с.
16. Костюк, А. И. Адаптация и военная служба / А. И. Костюк // Вестник ПВО. – 1973. – № 1. – С. 49-52.
17. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография / С. А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.
18. Лебедев, В. И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Ларионова. – М. : Смысл, 1989. – 304 с.
19. Маклаков, А. Г. Военная психология. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2005. – 464 с.
20. Медведев. Г. П. Адаптация - важная проблема педагогики высшей школы / Ю.С. Колесников, Б.Г. Бубин, Г.П. Медведев – М. : Советская педагогика, 1969. – 31 с.
21. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация : механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. – М.: Эксмо. – 368 с.
22. Николаева, Э. Ф. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности / Э. Ф. Николаева, Е. А. Денисова, С. Ю. Николаева // Концепт. – 2015. – № 4. – С. 126–130.
23. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С. 43–56.
24. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / В. В. Шиманский, А.В. Петровский – М. : Просвещение, 1978. – 26 с.
25. Сенокосов, Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: автореф. дис. канд. психол. наук / Ж. Г. Сенокосов. – М. : ВПА, 1990. – 26 с.
26. Ситмбетов, Д. А. Адаптация военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года / Н.Г. Коршевер, Д.А. Ситмбетов // Актуальные вопросы военной медицины и военно-медицинского образования: сборник научных работ / Под общ. Ред. М. С. Громова. – Саратов : СарВМедИ, 2009. – С. 75-76.
27. Ситмбетов, Д.А. Исследование комплексного адаптационного фактора / Н. Г. Коршевер, Д.А. Ситмбетов // Актуальные вопросы военной медицины и военно-медицинского образования : сборник научных работ. / Под общ. ред. М. С. Громова. – Саратов : СарВМедИ, 2009. – С. 76.
28. Утлик, Э. П. Естественно-научные основы военной психологии / Э. П. Утлик – М. : Военная мысль, 1980. – 76 с.