Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста с в онтогенезе
1.2 Характер нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР
1.3 Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по формированию навыка словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР
Глава 2
2.3 Разработка методических рекомендаций по формированию словообразовательных умений у детей дошкольного возраста с ОНР (для родителей, педагогов)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) особое место отводится развитию словарного запаса. Основным способом пополнения словаря является словообразование.
Овладение ребенком операциями словообразования играет существенную роль в развитии его языковой компетенции, речевой коммуникации и связанной с ними полноценной адаптацией в социуме.
В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов. Анализируя состояние речи у детей с ОНР, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). У таких детей наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи. Вопрос особенностей формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста с в онтогенезе
В современной психолингвистике языковая способность ребенка рассматривается как сложная иерархически организованная система, включающая фонетический, грамматический и семантический компоненты. Если семантический компонент языковой способности представляет собой неосознаваемые правила выбора конкретных семантических элементов, существенных для данной ситуации и адекватных задачам коммуникации, то грамматический компонент включает систему языковых средств и правил их использования, которые и служат для передачи требуемого содержания. Именно благодаря овладению правилами грамматики ребенок получает возможность наиболее полно выражать знания о мире [1, с. 284].
В. В. Виноградов в своих работах считал, что основой формирования лексики и грамматики является процессы словообразования. При этом исследователи в большинстве случае отмечают спонтанность характера этого процесса, обусловленную пониманием используемых грамматических элементов [21, с. 258].
Под словообразованием русского языка понимается образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом [19, с. 162].
Предметом прямого изучения словообразования является производное слово, его состав, структура и методы его формирования как единицы, действующей на языке. Все основы русского языка делятся на производные и непроизводные. Производные базы характеризуются такой особенностью, как артикуляция – способность отдельных слов различать формальную и основную принадлежность слова от самих себя для сознания говорящих. Из этого следует, что производное слово действует как особая единица имени, обладающая свойствами двойного значения, поскольку содержит информацию об изменениях языка и действительности [4, с. 157].
Глава 2
2.3 Разработка методических рекомендаций по формированию словообразовательных умений у детей дошкольного возраста с ОНР (для родителей, педагогов)
Изучив данную проблему, нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей, педагогов и родителей по формированию словообразовательных умений у детей дошкольного возраста с ОНР.
Основная цель рекомендаций: повышение уровня словообразовательных умений у детей дошкольного возраста с ОНР, а также привлечение педагогов и родителей под руководством логопеда к активному участью в коррекционном процессе формированию словообразовательных умений у детей дошкольного возраста с ОНР.
Дидактический материал может быть использован родителями при самостоятельных занятиях с детьми, педагогами и воспитателями при проведении коррекционных занятий. Также эти рекомендации могут быть полезны родителям и педагогам в работе по формированию словообразовательных умений, а также в организации и в методике проведения занятий.
В основу методических рекомендаций положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Анализ и обобщение научных трудов Н. С. Жуковой [5], Р.И. Лалаевой [7], Н.В. Серебряковой [11], Л. В.Лопатиной [11], позволили разработать рекомендации по формированию словообразованию у детей с ОНР обследованной группы.
1. Трудности осознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости расширять ориентировочную часть, то есть необходимо неоднократно повторять задания; выделить в материале ориентировки; использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий; опираться на показ картинок, наводящие вопросы.
2. Словарь ребенка необходимо пополнять и расширять. Первостепенной задачей должно стать упорядочивание слов в языковом сознании ребенка.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования словообразования (словоизменения) у детей дошкольного возраста с ОНР, что общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. В специальной литературе существует условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразное овладение грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально–языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
У дошкольников с ОНР имеются нарушения словообразования. Это связанно: с трудностями выделения существенных признаков слов; с недоразвитием мыслительных операций сравнения и обобщения; с недостаточной активностью поиска слова; с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка; с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка; с ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Овладение словообразованием и словоизменением идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Используются беседы, наблюдения за предметом и действием, игры, опора на вербальный образец и т.д. Средствами обучения языку является дидактический материал, языковой материал педагога, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использованья в целях развития практики общения детей. При правильном подходе к формированию словообразования и словоизменения у детей дошкольного возраста обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 160 с.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351.
5. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 2008. – 320 с.
6. Короткова, А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. – 2004. – №1. – С. 27-34.
7. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
8. Лихач, Т.П. Языковая личность современного школьника: словообразовательный аспект (аналитико-статистический обзор) / Т.П. Лихач // Весн. Мазыр. дзярж. пед. ун-та. – 2006. – № 2 (15). – С. 149–153.
9. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М. : Просвещение, 2008. – Гл. 3. – С. 49-75.
10. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леонтьев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 34–45.
11. Лопатин, В. В., Улуханов, И. С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. / В. В. Лопатин, И. С. Улуханов. – М.: ИЦ «Азбуковник», 2016. – 812 с.
12. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
13. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991. – 364 с.
14. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995. – 414 с.
15. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) /под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – 348 с.
16. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
17. Сохин, Ф.А., Тамбовцева, А.Г., Шахнарович, А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахранович // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М.: Смысл, 1978. – С. 35-52.
18. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. – М.: Академия, 2000. – 453 с.
19. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
20. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
21. Фуфаева, И.В. Экспансия экспрессивных диминутивов в русском языке // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. / И.В. Фуфаева. 2016, – № 3. – С. 257–266.
22. Хохлова, А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А.А. Хохлова.– М., 1999. – 21 с.
23. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 188 с.
24. Шахнарович, А.М., Юрьева, Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. – М.: Смысл, 1990. – 124 с.
25. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.