ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Память как научно-практическая проблема
1.2 Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста
1.3 Факторы, влияющие на развитие памяти
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Программа и методы исследования
2.2 Результаты исследования памяти в дошкольном возрасте
2.3 Методические рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Характерной особенностью современности является переход человечества к новому этапу развития – информационному обществу, оказывающее воздействие на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на развитие детей. На фоне интенсивной информатизации отмечается снижение умственного развития детей, познавательной активности, психического развития дошкольника.
Умственное развитие детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня развития отдельных видов памяти. Ученые признают, что важнейшую роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста играет память. Именно благодаря памяти возможен процесс обучения и воспитания, приобретение знаний, формирование навыков, обогащение жизненного опыта. Развитие памяти выступает одним из условий успешного обучения ребенка в детском саду и подготовки к школе. В дошкольном возрасте происходит активное развитие познавательных процессов, что особенно важно учитывать педагогам и родителям.
Память в психолого-педагогической литературе рассматривается как одно из необходимых условий для умственного развития дошкольника (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.). Ученые сосредоточили свое внимание на условиях и способах развития памяти, прежде всего, н игровой деятельности.
Вместе с тем, проблема особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста в зависимости от пола требует дальнейшего изучения.
Проблема исследования: каковы особенности развития памяти у детей дошкольного возраста:
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности развития памяти.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Память как научно-практическая проблема
В современной психологии память рассматривается как важнейший психический процесс, который играет большую роль в жизни человека, так как она обеспечивает накопление индивидуального опыта. Преломляясь через все психические процессы, память обеспечивает целостности и единство личности. Как согласно А.Г. Маклакову, «память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многие исследователи память характеризуют как универсальный, «сквозной» процесс, который обеспечивает преемственность познавательных психических процессов и объединяет все эти процессы в единое целое» [17, с. 321].
По определению В.Н. Дружинина и Д.В. Ушакова, «память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении» [9, с. 276].
Память представляет собой психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом знаний и прошлого опыта. В памяти принято выделять следующие ее ключевые процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы – это не автономные психические способности, они формируются в деятельности и определяются ею. Так, запоминание конкретного материала связано с накоплением индивидуального опыта человека в процессе жизнедеятельности. Использование им в дальнейшем того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение какого-либо материала из деятельности приводит к его забыванию [11, с. 178].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Программ и методы исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 36 города Барановичи».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 14 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, из них 7 мальчиков и 7 девочек.
С целью проведения экспериментального исследования была составлена программа эксперимента, которая включает:
Первый этап – теоретический анализ литературы по исследуемой теме, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования.
Второй этап – проведение эксперимента, направленного на изучение
развития памяти у детей дошкольного возраста;
Третий этап – на основании полученных данных был проведен качественный и количественный анализ результатов исследования.
Цель экспериментального исследования: экспериментально изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: в дошкольном возрасте имеются особенности развития памяти: у мальчиков выше уровень опосредованного запоминания и слуховой памяти, у девочек выше уровень зрительной и образной памяти.
Для реализации цели исследования применялись следующие методы диагностики:
1. Методика «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву) [15].
Цель: исследование способности использования вспомогательными средствами (предметными картинками) для запоминания и припоминания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В психологии память рассматривается как психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом знаний и прошлого опыта. Память обеспечивает продуктивную реконструкцию формируемого и актуализируемого опыта индивида в соответствии с его ценностями, убеждениями и смысла. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти – образную, зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и т.п. Память позволяет человеку накапливать и сохранять его жизненный опыт, нормально функционировать в социуме. Память носит «сквозной» характер, объединяя все психически процессы в единое целое, и лежит в основе психической деятельности.
В период дошкольного возраста наблюдается активное развитие памяти и ее процессов. Переход от непроизвольной памяти к произвольной памяти осуществляется поэтапно и предполагает появление мотивации что-либо и развитие мнемических действий и операций. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольная образная память; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность. На протяжении дошкольного возраста память ребенка носит избирательный характер, то есть ребенок лучше запоминает то, что ему интересно. В конце старшего дошкольного возраста происходит активное развитие произвольной памяти, прежде всего, в игровой деятельности. Развитие процессов памяти обусловлено интересом и мотивацией дошкольника к определенной деятельности.
На процесс развития памяти влияют многие факторы: возраст, физическое состояние, особенности подачи информации, важность, потребность в информации, страх, беспокойство и другие эмоции, которые захватывают нас при записи и запоминании информации.
1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – Москва : Академический Проект, 2005. – 256 с.
2. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 288 с.
3. Веракса, А.Н. Развитие памяти дошкольников / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. – Москва : «Мозаика – Синтез», – 2008. – С. 46-54.
4. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Соч. – М., 1982, Т. 2, с. 381 – 395.
5. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы. 2–е изд.– М. : Академический Проект, 2005. – 256 с.
6. Галкина, И.А. Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольников / И.А. Галкина, Е.В. Никифорова // Молодёжь в науке : Новые аргументы. Сборник научных работ. – 2015. – С. 85–88.
7. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гомезо, И.А. Домашенко. – Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
8. Горькина, Е.В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е.В. Горькина // Молодой ученый. — 2011. – № 5 (28). – С. 135-137.
9. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – Москва : ПЕР СЭ, 2002 – 480 с.
10. Зяблицева, М. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения / М. Зяблицева. – М.: 2005. –189 с.
11. Иванова, В.А. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста / В.А. Иванова, В.В. Карих // Сборник статей Международной научной конференции : педагогика, психология, общество – 2017. – № 2. – С. 176-180.
12. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html
13. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. – 289 с.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – М., 2001. – 287 с.
15. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва : ЧеРо, 2002. – С. 420-436.
16. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти : ум мнемониста // Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – Москва: ЧеРо, 2000. – С. 112–116.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 583 с.
18. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2004. – 255 с.
19. Морозова, Ю.В. Особенности развития образной памяти у детей дошкольного возраста / Ю.В. Морозова // Молодой ученый. – 2016. – № 23. – С. 85-89.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
21. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – Москва : Владос, 2003. – Кн. 1. – 654 с.
22. Разинова, А.А. Коррекционная программа по устранению недостатков развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А.А. Разинова. – Екатеринбург, 2018. – 79 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 712 с.
24. Савельев, А.Е. Концепция памяти : история развития и современные исследования / А.Е. Савельев // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2012. – № 2. – С. 88–91.
25. Саитгалина, Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста / Э.С. Саитгалина // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – С. 1-5.
26. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – С. 160-161.
27. Тимошенко Т.В. Роль памяти в развитии детей / Т.В. Тимошенко, С.Ю. Васильева, Н.А. Алифанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы III Международной научно – практической конференции. – Чебоксары, 2015. – С. 240-245.
28. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Т.Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 2002. – 190 с.
29. Файзуллина, М.Р. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста / М.Р. Файзуллина // Сборник статей Международной научно-практической конференции : «Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения». – М., 2016. – С. 282-284.
30. Юзеф, М. Психология / М. Юзеф. – М. : Смысл, 2003. – 425 с.