ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1.1. Вопросы психического развития дошкольников в трудах психологов и педагогов
1.2. Диагностика психологического развития детей дошкольного возраста с помощью проективных методик
1.3. Использование продуктов изобразительной деятельности как средства диагностики детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика психического развития детей старшего дошкольного возраста с помощью продуктов изобразительной деятельности (детских рисунков) и ее результаты
2.2. Рекомендации педагогам дошкольного учреждения образования по использованию проективных техник в работе с детьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Первые шесть или семь лет жизни – это самый чувствительный и ответственный период в умственном развитии ребенка. Это время, когда закладывается фундамент для всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и деятельности [1, c. 76].
Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле слова, – это превращение беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам и принципам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и трансформацию, при которой количественные осложнения становятся качественными. А новое качество, в свою очередь, создает основу для новых количественных изменений. Таким образом, преемственность психического развития прерывается, когда в психике появляются новые качественные приобретения, что делает скачок вперед [1, c. 77].
Психическое развитие зависит от многих факторов, в основном от наследственных характеристик организма, общего состояния здоровья, гендерных и экологических воздействий. Решающую роль в умственном развитии ребенка играют его деятельность и общение с другими людьми.
В дошкольном возрасте также преобладает изобразительная деятельность.
Любая деятельность ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любой деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Для достижения цели нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.
Я.Л. Коломинский утверждал, что психологические методы – это средства, с помощью которых можно диагностировать психическое развитие ребенка и получать научные факты о его внутреннем мире. Рисовальные тесты особенно продуктивны для изучения психики ребенка. Таким образом, происходит прямое изучение всех психических процессов: воображение, мышление, внимание, восприятие и память, так как все образы, полученные ребенком позже, пытаются воссоздать в реальной жизни, изображая его на листе бумаги.
Изучением вопросов использования продуктов изобразительной деятельности дошкольников в диагностических целях занимались Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, М. Кашляк, В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Е. Е. Кравцова, В.С. Мухина, М.А. Панфилова и др.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку и взрослому чувствовать и понимать внутренний мир, свободно выражать мысли и чувства, избавляться от конфликтов и переживаний, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Достоинство рисования заключается в том, что оно требует скоординированного участия многих психических функций [2, c. 36].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1.1. Вопросы психического развития дошкольников в трудах психологов и педагогов
Основные теории психического развития получили концепцию в психологии 20 века, которая непосредственно связана с методологическим кризисом психологии в начале этого века. Поиск объективных методов исследования выявил проблему конечности психологического исследования. Научные дискуссии выявили различия в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его развития.
Различные подходы породили разные взгляды на роль биологических и социальных факторов, на важность наследственности и окружающей среды в развитии личности. В то же время, подготовка различных научных школ по психологии развития способствовала накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в различные периоды жизни. Построение теорий психического развития позволило объяснить особенности поведения, выявить механизмы формирования этих психических качеств личности.
Психическое развитие представляет собой формирование функциональных систем и качественное изменение отдельных психических функций, процессов, условий и свойств. Понятие «возрастное развитие», не случайно - в первую очередь, потому, что психическое развитие можно рассматривать не только по отношению к изменениям в возрасте. Например, это может относиться к психическому развитию человека в различные исторические периоды, к развитию психических процессов как динамическим особенностям психической жизни человека в рамках одного и того же возраста и т.д. [2, c. 23]
Психическое развитие - процесс накопления прогрессивных количественных и качественных изменений в психике, определяющих формирование личности. Психическое развитие человека происходит в процессе онтогенеза.
Развитие психики ребенка представляет собой сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, который происходит под воздействием ряда факторов - наследственных, биологических и социальных [3, c. 14].
Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика психического развития детей старшего дошкольного возраста с помощью продуктов изобразительной деятельности (детских рисунков) и ее результаты
Детская среда наиболее подвержена воздействию различных факторов, в том числе деструктивного характера. Одной из актуальных проблем является агрессивное поведение у детей дошкольного возраста. Ведь именно в этот возрастной период закладываются основные стереотипы поведения. Понимание механизма формирования агрессивных действий у детей дошкольного возраста помогает не только объяснить причины агрессивного поведения дошкольников, но и найти средства педагогического и психологического воздействия на ребенка, выяснить основные направления психолого-педагогической коррекции и профилактики агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка.
Предмет исследования: феномен детской агрессивности.
Цель исследования: выявление особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка, состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленности и интенсивности.
Задачи эмпирического исследования:
- сформировать выборку старших дошкольников.
- подобрать проективную диагностическую методику, адекватную цели исследования.
- провести эмпирическое исследование, провести анализ и сформулировать выводы.
- разработать рекомендации педагогам дошкольного учреждения образования.
В исследовании приняли участие 24 воспитанника старшей группы в возрасте 5-6 лет (12 мальчиков и 11 девочек).
Для осуществления диагностики была использована следующая методика: «Кактус», М.А. Панфиловой.
Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Ребенку необходимо на листе бумаги нарисовать кактус, таким как ребенок его представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Время не регламентировано. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Данная методика универсальна, как и все проективные методики и позволяет широко и глубоко проанализировать детский рисунок и через него выявить состояние эмоциональной сферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст - важный и ответственный этап психического развития ребенка; в отечественной периодизации он происходит между началом и окончанием школьного возраста - от 3 до 6-7 лет. В этот период происходит быстрое и стремительное развитие всех аспектов психики ребенка: формируются основы личности, совершенствуются эмоциональная и познавательная сферы, что во многом определяет поведение детей дошкольного возраста. Психическое развитие представляет собой формирование функциональных систем и изменение качества отдельных психических функций, процессов, состояний, свойств. психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности.
При изучении эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста используются такие методы, как наблюдение, эксперименты, анализ продуктов деятельности и беседы, стандартизированные методы используются реже. Изучая методы диагностики, используемые в УДО, мы обнаружили, что графические проективные методики заслуживают особого внимания и более широкого применения. Данные проективные методики можно использовать при изучении эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста: «Дом - Дерево - Человек», «Кактус», «Мои праздники», психогеометрический тест С.Деллингера, «Рисунок человека», «Руки» (Hand test), тест «Домик» и другие.
Детские рисунки могут быть успешно использованы при определении эмоционального состояния у детей разного возраста и психофизиологической зрелости, при диагностике задержки развития, леворукости, гиперактивности, тревоги, агрессии и других неврологических расстройств, а также при диагностике различных психических заболеваний ребенка. Применение графических методик способствует укреплению психологического здоровья детей, созданию необходимых условий для оптимизации их поведения и эффективной психологической реабилитации.
С целью выявить особенности эмоционально-личностной сферы ребенка, состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличия агрессивности: ее направленности и интенсивности нами было проведено педагогическое исследование. В исследовании приняли участие 24 воспитанника старшей группы в возрасте 5-6 лет (12 мальчиков и 11 девочек). Для осуществления диагностики была использована следующая методика: графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой. Диагностика проводится индивидуально, во избежание копирования элементов рисунка соседа, а также потому, что каждую работу необходимо обсудить с ребенком, уточнить элементы на рисунке.
Таким образом, по результатам графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы: повышенный уровень агрессии показали - 9 детей, тревожности – 4-е детей, стремление к защите – 4-е детей, эгоцентризма – 3-е детей, интровертированности – 4-е детей.
1. Андреева Г. М. Социальная психология / г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс. – 1997. – 376 с.
2. Баранова О. М. Дополнительные возможности методики «Рисунок семьи» / О.М. Баранова // Школьный психолог. – 2001. – № 29. – С. 3–7
3. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка Р.Ф. Беляускайте // Психологическая диагностика. – №4. – 2004.
4. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В Столин. – СПб.: Изд–во «Речь», 2003.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.
6. Бурлачук Л. Ф. Словарь–справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
7. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
8. Венгер, Л.А. Психологические рисуночные тесты / Л.А. Венгер. – М.: Изд. ВЛАДОС–ПРЕСС. – 2003.
9. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
10. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников / Р.А. Кирьянова. – СПб., 2002.
11. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение. – 1988.
12. Лубовский Д. В. О применении теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в школьной психодиагностике / Д.В. Лубовский // Вопр. Психологии. – 1990. – № 3. – С. 151–154.
13. Люблинская, А.А. Воспитателю о психологии ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение. – 1974.
14. Полуянов, Ю.А. Дети рисуют / Ю.А. Полуянов. – М.: Педагогика, 1988.
15. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М.: Дидакт, 1992.
16. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльконин. – М.: Изд–во «Институт практической психологии». – 1995. – 416 с.
17. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной – М.: Просвещение. – 1978.
18. Boldireva S.А. The drawings children of preschool age, patients with schizophrenia. – Мoscow: Меditsina. – 1974. – 160 p.
19. Doskin V.А., Pechora К.L. Children’s drawings. A psychological analysis. Doshkolnoe vospitanie. – 2000. – 12. – 15–9.
20. Polin R.А., Ditmar М.F. Secrets of Pediatrics: transl. from English. – Мoscow, Sankt–Petersburg: BINOM; 1999. – 784 p.
21. Spivak I.М., Lazurenko S.B. Graphical visualization in the diagnosis and correction of emotional stress in children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013. – 3. – 30–5
22. Temmoeva L.A., Shakova Ch.Ch. Features of psychosomatic disorders in children. – Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. – 2007 – 6. – 27–31
23. Venger A.L. Psychological pictures tests: an Illustrated guide. – Moscow: Vlados–press – 2003. – 160 p.