Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Определение понятия «культурно-гигиенические навыки» и его значение в развитии детей младшего дошкольного возраста
1.2 Особенности и виды культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
1.3 Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков
Глава 2. Исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Методы исследования
2.2 Диагностика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.3 Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Период детства – это период, благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Ребенок пытается научиться действовать с объектами, для которых они необходимы. В младшем дошкольном возрасте ребенок проходит оперативно-техническую фазу, при этом осваиваются большинство культурных и гигиенических навыков. В ходе гигиенических процедур ребенок реализуется, формирует идею своего собственного тела, начинает контролировать свою внешность: обращает внимание на грязные руки, чистоту одежды и т.д. Обучение культурно-гигиеническим навыкам связано с использованием соответствующих элементов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т. д. Проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей изучали такие ученые, как Л.И. Каплан, С.В. Петерина, В.И. Теленчи.
Важным условием нормального роста и развития ребенка является не только соблюдение дневного режима, регулярное питание и создание оптимальных условий окружающей среды, но также наличие культурно-гигиенических навыков и способностей, привитых с детства. Однако на практике мы видим совершенно другую картину. В сегодняшнем мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому, приводя ребенка в сад, его родители раздевают его, переодевают и помогают вымыть руки. Родителям легче делать все для самих детей, чем ждать, пока ребенок это сделает. Вечером, когда детей забирают из засады, ситуация не меняется, так как родители устали и мчатся домой, и снова они одевают самих детей, не давая детям никакой независимости. Возможно, что дома родители также делают то, что ребенок может делать сам. Результатом этого родительского поведения является снижение интереса ребенка к овладению культурно-гигиеническими навыками и стремление делать все самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В этой связи проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребенок проводит большую часть времени.
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Определение понятия «культурно-гигиенические навыки» и его значение в развитии детей младшего дошкольного возраста
Культурно-гигиенические навыки являются важной частью поведенческой культуры. Необходимость опрятности для поддержания чистоты лица, тела, волос, одежды и обуви определяется не только требованиями гигиены, но и человеческими нормами. Дети должны понимать, что соблюдение этих правил свидетельствует об уважении к другим, что кому-то неудобно трогать грязную руку или смотреть на грязную одежду.
Формирование культурных и гигиенических навыков детей играет решающую роль в защите их здоровья, содействии правильному поведению в повседневной жизни, в общественных местах. Во многих отношениях не только здоровье, но и здоровье других детей и взрослых зависит от знаний и выполнения необходимых гигиенических правил и норм поведения детей. Постепенно, в процессе формирования культурных и гигиенических навыков, ребенок начинает понимать, что выполнение этих правил обусловлено нормами человеческих взаимоотношений и соблюдением их уважения к другим, и невыполнение правил может причинить вред как себе, так и окружающим.
Л. Бархатова отмечает, что воспитание культурных и гигиенических навыков важно не только для успеха социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни, в формировании культурных и гигиенических навыков, это не просто ассимиляция правил и норм поведения, но чрезвычайно важный процесс социализации, введение ребенка во взрослый мир. Нельзя отложить этот процесс «на потом», период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурных и гигиенических навыков, затем на их основе осуществляется развитие других функций и качеств [2, с. 21].
Глава 2. Исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Методы исследования
В ходе практической части исследования был проведен педагогический эксперимент.
База исследования: д/с №9 г. Лида. Всего в эксперименте участвовало 10 детей младшего дошкольного возраста.
Цель – изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. выявить уровень сформированности культурно–гигиенических навыков у детей данной возрастной группы;
2. провести анкетирование с родителями, с целью выяснения их мнения о культурно-гигиенических навыках;
3. подведение итогов.
Для выявления уровня сформированности культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста исследовались следующие навыки: навыки культуры еды и поведения за столом; навыки самообслуживания (одевание и раздевание); навыки мытья рук, умывание.
Сначала мы выявляли уровень сформированности культурно – гигиенических навыков, ориентируясь на следующие критерии и показатели.
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
1. Закатать рукава;
2. Смочить руки;
3. Взять мыло, намыливать до появления пены;
4. Мыть руки;
5. Смыть мыло;
Заключение
Культурно-гигиенические навыки являются важной частью поведенческой культуры. Необходимость опрятности для поддержания чистоты лица, тела, волос, одежды и обуви определяется не только требованиями гигиены, но и человеческими нормами. Дети должны понимать, что соблюдение этих правил свидетельствует об уважении к другим, что кому-то неудобно трогать грязную руку или смотреть на грязную одежду.
Формирование культурных и гигиенических навыков детей играет решающую роль в защите их здоровья, содействии правильному поведению в повседневной жизни, в общественных местах.
Обучение культурно-гигиеническим навыкам начинается очень рано. Подготовка к развитию навыков, самостоятельное движение к самообслуживанию – это создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.
Существует 5 видов культурно-гигиенических навыков: гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела, навыки культурной еды, навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования, навыки поддержания порядка в окружающей обстановке, навыки культурного поведения и взаимоотношений детей.
Режим дня обеспечивает повторение ежедневных гигиенических процедур – это способствует постепенному развитию навыков и привычек поведенческой культуры. Обучение проходит в играх, работе, занятиях, повседневной жизни. При обучении используют методы, поощрения, повторения и дидактических игр. Развитие культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, педагогов.
С целью изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста нами было проведено исследование.
1. Алямовская, В. Г. Ребенок за столом : методическое пособие по формированию культурно–гигиенических навыков / В. Г. Алямовская,. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
2. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения / Л. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 11. – 221с.
3. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 / Е.М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова и др. – М.:Просвещение,1991.
4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. – М.: Просвещение, 1987. – 95с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, К.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991 – 160с.
7. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика Синтез, 2007. – 240 с.
8. Гигиена: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Е. Н. Коршевер, В. Н. Шилов. – М.: Издательство во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2005. – 216 с.
9. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М. : Владос, 2010. – 130 с.
10. Кобелева, Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Г. Р. Кобелева. – Самара. 2004. – 23 с.
11. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е. Ю. Конина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112с.
12. Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 -7 лет. - М.: РИНО, 1998. – 180с.
13. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / Мухина, В.С. – М.: Академия, 2006.
15. Названова, Л. Чтобы зубки блестели / Л. Названова // Дошкольное образование. – 2004 – №14 – С.13 – 17.
16. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
17. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская — М.: Просвещение, 1987.
18. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
19. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
20. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 13–17.
21. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Г. А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 2005. – 346с.