ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ
1.1. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Роль и значение аппликации в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ
2.1. Характеристика методов и приемов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликации
2.2. Разработка направлений деятельности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – один из самых благоприятных периодов в жизни ребенка и его развития. В этот период у ребенка формируется психофизиологическая основа всей последующей системы психических норм и отношений, которая является основой для будущей реализации человека во всей его будущей жизни.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу – воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьезных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении проблем развития творческих способностей детей дошкольного возраста, так как по своей природе она является художественной деятельностью. Каждый вид изобразительной деятельности, помимо общего творческого воздействия, имеет свои специфические влияния на ребенка. Ее применение имеет большое значение в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Она способствует воспитанию и развитию многих личностных характеристик личности, ее умственных и творческих способностей. Современные педагогические и психологические исследования доказывают необходимость художественного образования для творческого развития детей дошкольного возраста, развития их творческих способностей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ
1.1. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
«Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, не сводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности» [7, с.21].
В психологии способности обычно рассматриваются как личностные индивидуальные особенности, такие свойства личности или ее качества, которые отличают одного человека от другого и которые определяют успех от выполнения им какой-либо работы или же деятельности. Также в науке считается, что в основе способностей лежат анатомические и физиологические задатки человека, которые даются ему от рождения. Так, например, В.Д. Шадриков, автор одной из современных концепций способностей, рассматривает их как свойства функциональных систем, которые реализуют отдельно взятые психические функции. Автор считает, что способности имеют индивидуальную меру выраженности, которая может проявляться в успешности выполнения деятельности, а также в ее качественном разнообразии [21, с.254].
В способностях также выделяют несколько компонентов, обычно это общий компонент и операционный. Если же общий компонент способностей в основном стабилен и передается по наследству от родителей, то операционный компонент может изменяться, он довольно вариативен. Операционный компонент зависит от других видов деятельности, от характера и способа труда, от его индивидуальных особенностей. Обобщая, можно говорить о том, что специальные способности – это варианты проявления общих способностей, форма общих способностей, которая может образовываться под влиянием условий деятельности.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ
2.1. Характеристика методов и приемов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликации
Изобразительная деятельность современной теории, а также практике образования в дошкольном периоде рассматривается в качестве наиболее доступного средства, которое детям предоставляет широкие возможности для наиболее полного и при этом осмысленного выражения своих впечатлений об окружающей их жизни, своих переживаний, а также проявления детской непосредственности и эмоциональности. При помощи художественно-творческой деятельности происходит развитие эстетического отношения, мелкой моторики руки, ребенок учится думать проводить анализ, соизмерять и проводить сравнение, сочинять и воображать. Первоначально у детей возникает интерес к определенным изобразительным средствам, проводя манипуляции с ними, их интересуют следы, оставленным на листах бумаги, следы от действий карандашом либо кистью и только потом постепенно, они начинают осваивать изобразительные приемы, у них появляется мотивация к творчеству – то есть желание получать результат, и как следствие – создать изображение [6, с.126].
Детям дошкольного возраста доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Деятельность детей дошкольного возраста приобретает все более осознанный характер. У детей воспитывается умение сначала придумать, представить себе то, что он собирается изобразить, а потом начинать действовать. Дети понимают, хорошо или плохо выполнена работа, оценка работы в конце занятия приобретает развернутый и обоснованный характер. Повышение уровня оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении умений. У детей развивается способность работать без отвлечений, вырабатывается хороший темп работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности – способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. Психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, являются: наличие творчески работающего педагога, опора в образовательной деятельности на положения гуманистической педагогики, включение детей в позитивно-мотивированную деятельность, раскрытие индивидуальных возможностей детей, создание ситуаций успеха, проблемных учебных и воспитательных ситуаций.
Развитие творческих способностей в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. В этом возрасте происходит активное развитие психических процессов, произвольного поведения, мыслительной деятельности, что является основой развития творческих способностей. Творческое воображение как предпосылки творческих способностей развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта.
Занятия аппликацией являются важным средством всестороннего развития детей. В процессе развития творческих способностей у детей главное научить их эмоционально-образному восприятию произведений искусства, изобразительно-выразительных средств. Формирование интересов, предпочтений. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениям навыками, способность самостоятельно их использовать. Всем этим ребенок овладевает. Главная задача педагога детского сада состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка творческой деятельностью, пробудить использование новых методов для работы в данном направлении: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (он же эвристический) метод, исследовательский метод.
1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1988. – 253 с.
2. Бунина, А.П. Аппликация – как средство развития дошкольника / А.П. Бунина // Семья и школа. – 2011. – № 3. – С.34–36.
3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – 265 с.
4. Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. – 1987. – 122 с.
5. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М., 1992. – 143 с.
6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер-ком., 2002. – 368 с.
7. Жарова, Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: Автореф. дисс. канд. психол. наук Т.В. Жаровой [19.00.07]. – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 27 с.
8. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г. Казакова. – М., 1980. – 160 с.
9. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
10. Комарова, Т.С. Метода обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова и др. – М., 1991. – 256 с.
11. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчикова. – Ростов Н/Д.: Феликс, 2002. – 243 с.
12. Лыкова, И.А. Аппликация из бумаги / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2005. – 12 с.
13. Малик, О.А. Занятие по аппликации: развиваем самостоятельно дошкольников / О.А. Малик. – М., 2009. – 287 с.
14. Малышева, А.Н. Аппликация / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004. – 142 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2002. – 456 с.
16. Мышкин, С.М. Аппликация в детском саду / С.М. Мышкин. – М.: Просвещение. – 2010. – 398 с.
17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М., 1982. – 208 с.
18. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина – Ярославль: Академия Развития, 1996. – 208 с.
19. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с.
20. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 2006. – 366 с.
21. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования РБ. – Минск: НИО; Аверсэв. – 2019. – 479 с.
22. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2011. – 160 с.
23. Щербатова, И.О. Аппликация в детском саду / И.О. Щербакова. – М.: Просвещение. – 2010. – 223 с.