Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития речи детей раннего и дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности развития детей раннего возраста
1.2 Особенности развития речи детей раннего возраста
Глава 2 Экспериментальное исследование развития речи детей раннего возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Детство требует наибольшего внимания к себе с точки зрения возможностей ускоренного умственного развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Согласно данным, имеющимся в настоящее время в психологической науке, этот возраст является одним из ключевых факторов жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст особенно важен, поскольку он напрямую связан с тремя основными жизненными приобретениями ребенка.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит индикатором общего развития ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и сильно зависит от достаточной речевой практики, нормальной речевой среды, а также от образования и тренировок, которые начинаются в первые дни жизни. Именно в этом заключается актуальность выбранной темы работы.
Изучение ребенком родного языка проходит по жесткой схеме и характеризуется рядом особенностей, общих для всех детей. Для правильной диагностики речевых нарушений, для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представить весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок» должен быть четко представлен, чтобы вовремя заметить определенные отклонения в том или ином процессе. Знание законов речевого развития детей в онтогенезе также необходимо для правильного построения всей коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.
Глава 1 Теоретические аспекты развития речи детей раннего и дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности развития детей раннего возраста
На ранней возрастной стадии (от 1 года до 3 лет) начинает ломаться ситуация неразрывного единения ребенка и взрослого – наступает ситуация «мы» и психологической разлуки с матерью, что связано не только с новыми физическими возможностями, но и с интенсивным развитием психологических функций, а в конце периода появляются исходные основы (рудименты) самосознания [4, с. 116].
Речь. Автономная речь ребенка трансформируется и исчезает достаточно быстро (обычно в течение шести месяцев); слова аналогичны речи взрослых, но переход речевого развития на новый уровень возможен только в благоприятных условиях – когда ребенок общается со взрослыми в полном объеме. Самое важное изменение в речи заключается в том, что слово приобретает предметное значение. Ребенок обозначает в одном слове объекты, отличающиеся по своим внешним свойствам, но схожие по любому знаку или способу действия с ними. С появлением сюжета значение слов ассоциируется, поэтому первые обобщения. В раннем детстве пассивный словарь – количество понятных слов – растет. Позже, в возрасте 2-3 лет, возникает понимание речи и сюжета. Активная речь также интенсивно развивается, но количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понятных слов. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает в возрасте от 2 до 3 лет. Круг общения расширяется – он уже может общаться не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. В основном обсуждаются практические действия ребенка, визуальная ситуация, в которой и о которой происходит общение [7, с. 155].
Восприятие. В раннем возрасте развиваются психические функции – восприятие, мышление, память, внимание, но доминирует восприятие, т.е. от этого зависят другие.
Глава 2 Экспериментальное исследование развития речи детей раннего возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является изучить особенности процесса развития речи и общения ребенка раннего возраста. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 46 города Пинска».
Выборка исследования: в исследовании приняла участие группа детей третьего года жизни (10 человек в группе).
Возраст от 2 до 3 лет является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностике речевого развития в этом возрасте следует уделять более пристальное внимание, чем на предыдущих этапах. Особенно быстро в это время развивается активная речь ребенка. Вместе с тем, количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития. Важно, чтобы между активным и пассивным словарями ребенка существовала тесная взаимосвязь, а каждое слово было наполнено определенным смыслом [6, с. 173].
Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной (Приложение А и Приложение Б): «Изучение понимания речи», «Найди игрушку» и др.
Данные методики позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого, умение действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.
Заключение
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в умственном развитии ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Предметная деятельность является ведущей, потому что именно в этот период развиваются все аспекты психики и личности ребенка. Восприятие на протяжении всего периода раннего детства тесно связано с предметной деятельностью. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешном выполнении практических заданий, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такие эксперименты. Одним из главных событий в развитии раннего детства является овладение речью.
Развитие речи – появление понимания речи и ее воспроизведение в раннем возрасте в общении со взрослыми с последующим обогащением словарной, грамматической и стилистической структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения. Речное развитие ребенка связано с органическим развитием его мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребенка окружающими взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте очень интенсивное. Самое важное изменение в речи заключается в том, что слово приобретает предметное значение. Ребенок обозначает в одном слове подопытных, отличающихся внешними свойствами, но похожих в каком-то смысле или в каком-то смысле действий с ними. С появлением сюжета значение слов ассоциируется, поэтому первые обобщения. В раннем детстве пассивный словарь – количество понятных слов – растет. В детстве речь развивается по двум основным направлениям: во-первых, интенсивно накапливается словарный запас и ассимилируется морфологическая система языка, на котором говорят другие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов.
1. Агапова, И. Литературные игры для детей / И. Агапова, М. Давыдова. – М., 2010. – 192 c.
2. Бондарева, Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Л.Ю. Бондарева. – М.: «Академия Развития». – 2008. – 288 c.
3. Бунеев, Р.Н. По дороге к Азбуке. Учебник-тетрадь для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2; Баласс. – М., 2008. – 450 c.
4. Варенцова, Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми / Н.С. Варенцова. – М., 2009. – 112 c.
5. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. – М., 2011. – 112 c.
6. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М., 2008. – 567 c.
7. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М., 2013. – 120 c.
8. Кирьянова, Р.А. 70 игр для обучения чтению. Рабочая тетрадь / Р.А. Кирьянова. – КАРО , 2005. – 144 c.
9. Коноваленко, В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей / В.В. Коноваленко. – Москва, 2009. – 157 c.
10. Маханева, М.Д. Обучение грамоте детей / М.Д. Маханева, Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева. – М., 2010. – 799 c.
11. Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Новиковская. – М., 2011. – 878 c.
12. Парамонова, Л.Г. Упражнения для развития речи / Л.Г. Парамонова. – М., 2012. – 208 c.
13. Перова, О. Домашняя грамматика / О. Перова. – Росмэн-Пресс, 2006. – 644 c.
14. Петрова, Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 2. / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. – М., 2010. – 118 c.
15. Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 176 c.
16. Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 128 c.
17. Пожиленко, Е.А. Энциклопедия развития ребенка / Е.А. Пожиленко. – КАРО, 2006. – 640 c.
18. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. – М., 2009. - 451 c.
19. Резниченко, Т. Русский язык. От игры – к знаниям / Т. Резниченко, О. Ларина. – М., 2010. – 176 c.
20. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва, 2010. – 288 c.
21. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольника / А.В. Чулкова. – М., 2008. – 224 c.
22. Шалаева, Г. Грамота с мамой / Г. Шалаева. – М., 2009. – 176 c.
23. Янушко, Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года / Е.А. Янушко. – М., 2010. – 628 c.