ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста представлений
1.2. Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических преставлений в дошкольном возрасте
1.3. Методические подходы к формированию представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Практическая реализация методики формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений
2.3. Анализ эффективности использования дидактических игр и упражнений при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена познавательным развитием дошкольников, предполагающим развитие любознательности и познавательной мотивации детей; формирование познавательного поведения, формирование основных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форма, цвет, размер, материал, пространство и время и др).
В период детства ребенок начинает все более точно оценивать цвет и форму окружающих предметов, их вес, размер, форму, свойства поверхности и т. д. Неосознанно начинает впитывать в себя сенсорные эталоны – представления об основных типах атрибутов и отношений, которые возникали в ходе развития человеческой истории и использовались людьми в качестве моделей. Математика предоставляет большие возможности для развития познавательных навыков, что является основой для формирования математического мышления, но и создание этого мышления – это залог успешного усвоения математического содержания в будущем. Одним из важнейших свойств окружающего объекта является форма: она получает обобщенное отражение в геометрии. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Основой формирования представлений детей о геометрических фигурах является их способность воспринимать формы. Эта способность позволяет ребенку распознавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точки, прямые, кривые, линии, отрезки линий, углы, многоугольники, квадраты, прямоугольники. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Восприятие формы объекта должно не только видеть и распознавать форму, но и уметь абстрагировать форму от вещей, чтобы видеть ее в других вещах. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у ребенка умения распознавать форму различных предметов по критериям(той или иной геометрической фигурой), уметь абстрагировать форму от вещей, видеть ее в других предметах, осуществлять интеллектуальную обработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Степень разработанности темы. Области знаний о формировании математических представлений посвящены труды М. Монтессори, З.А. Михайловой, Л.С. Метлиной, Н.И. Непомнящей, А.А Столяра, Ф. Фребеля, Е.И. Щербаковой и другие. Исследования в области формирования элементарных геометрических представлений - Т.Н. Игнатова, А.Г. Рузская, Е.С. Рогалева и другие. Игровую деятельность исследовали – Н. А.Виноградова, Н. Ф. Губанова, И.В. Житко, Р. А. Жукова, Е. В. Кар.пова, Н. В Позднякова.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста представлений
Основным в содержании математического образования является достаточно разнообразный круг представлений и понятий. Изучаются такие понятия как количество, число, множество, величины, меры, форма предмета и геометрические фигуры, представления о пространстве (направление, расстояние, взаимное расположение предметов в пространстве) и времени (единицы измерения времени, некоторые его особенности). Таким образом, в содержание математического образования дошкольников включаются понятия, связанные с числами и операциями над ними; алгебраические понятия; геометрические понятия и понятия, связанные с величинами.
Содержание обучения математике условно можно разделить на три направления: представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия. При этом с учетом принципов обучения каждое математическое представление формируется постепенно, поэтапно. Например, в работе с детьми четвёртого года жизни основное внимание уделяется формированию знаний о множестве. Дети учатся сравнивать «контрастные» и «смежные» множества. В дальнейшем, в группах пятого, шестого, седьмого года жизни знания о множестве углубляются: дети сравнивают множество элементов по количеству составляющих, делят множество на подмножества, устанавливая зависимости между целыми и частями.
На основе представлений о множестве у детей формируются представления и понятия о числах, величинах и т.д. Ребенок, абстрагируя количественные отношения от всех других особенностей элементов множества (от величины, цвета, формы), усваивает понятия о числах. Это требует от ребёнка умения выделять отдельные свойства предметов, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формированию понятий о величинах должно предшествовать развитие у детей числовых представлений. Сформированность же оценок величины, знаний о числе влияет на успешное формирование знаний о форме предметов. В дошкольном возрасте основные математические понятия вводятся описательно. Так, при ознакомлении с числом, дети упражняются в счёте конкретных предметов, реальных и нарисованных. Изучая геометрические фигуры, дошкольники не знакомятся с определениями и даже с описаниями этих понятий.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста
С целью оценки уровня сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Из них 10 дошкольников составили экспериментальную группу, а 10 детей вошли в состав контрольной группы. Исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сад №262 г. Минска».
Была выдвинута следующая гипотеза: специально организованные занятия по ознакомлению старших дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами способствуют расширению знаний о геометрических фигурах и форме предметов.
В качестве диагностических заданий детям были предложены материалы и дидактические игры, позволяющие определить уровень элементарных математических представлений у детей. В ходе констатирующего эксперимента применялись задания для диагностики, которые были разработаны Г.А. Репиной и И.В. Житко [9; 19].
Каждому ребенку были предложены диагностические задания, которые предполагали количественный анализ. За успешность выполнения заданий выставлялись баллы, на основании которых можно было сделать вывод об уровне сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
Выбор диагностического инструментария основывался на программном требовании и критериях оценки уровня развития основных математических представлений старших дошкольников.
Задание 1. «Назови из каких фигур состоит предмет»
Цель задания: установить знание геометрических фигур, умение определять их форму в предметах.
Материалы: различные предметы на столе.
Описание: перед дошкольником выкладываются разные предметы и ему необходимо назвать, из каких геометрических фигур они состоят.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция), а также легко находит их в представленных предметах;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Элементарные математические представления в дошкольных учреждениях образования представлена как образовательная область, которая в возрастных группах имеет свои собственные цели и задачи. В целом формирование основных математических представлений направлено на развитие знаний в следующих областях: формирование представлений о количестве и количестве, формирование представлений о размерах, формирование представлений о геометрии и форме объектов.
Дидактические игры имеют огромную роль в росте и воспитании дошкольника, в формировании его математических знаний и умений. Использование обучающих игр повышает эффективность учебного процесса, развивает память и мышление ребенка, оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Обучающие игры являются одним из основных средств формирования основных математических понятий у дошкольников. При подборе и содержании учебных игр учитываются не только возрастные особенности, но и модификации на разных этапах овладения ребенком программным материалом.
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников осуществляется с учетом их психологических особенностей и при определенных условиях. Развитие ребенка зависит от созданных педагогических условий и психологического комфорта, который обеспечивает единство познавательного, творческого и личностного развития ребенка.
Образовательные программы для старших дошкольников выделяют следующие задачи учебной деятельности по формированию геометрического представления: в игре научить ребенка распознавать и называть мяч, куб, кирпич, формировать чувственное восприятие формы предметов и геометрических фигур, развитие систематических знаний о геометрических фигурах и освоению ими начальных приемов и приемов «геометрического мышления».
В соответствии с целью и задачами курсовой работы было организовано экспериментальное исследование. Цель исследования: изучить процесс целенаправленного развития у детей представлений о геометрических фигурах и форме предметов. По результатам констатирующего исследования у 20% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы не сформированы представления о геометрических фигурах и форме предметов: дети не знают и не называют геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция), а также не знают объемные тела (куб, шар, цилиндр), не находят их в окружающем пространстве, не знают вершины (точки), углы (части) фигур плоскости), стороны (границы фигуры), не имеют представлений о структурных компонентах геометрических фигур, не устанавливают связи и зависимости групп фигур;
1. Арапова – Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду Н. А. Арапова-Пискарёва. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М .: Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
3. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург : УрГПУ, 2017. – 289 с.
4. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2010. – 400 с.
6. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Т. С. Будько; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест : Издательство БрГУ, 2006. – 46 с.
7. Будько, Т. С. Организация обучения детей математике в комплексе с физическим развитием ребенка / Т. С. Будько // Воспитание в процессе обучения : Материалы междунар. науч. – практ. конф., Минск, 17 февр.2005 г. В 2. ч. Ч.1. Материалы научных исследований отечественных и зарубежных ученых / Бел.гос.пед. ун-т им. М.Танка; редкол. Н.С. Старжинская [и др.]; отв. ред. Д.Н. Дубинина. – Минск : БГПУ, 2005. – С. 30 – 33.
8. Галкина, Л. Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста / Л. Н. Галкина // Вестник ЧГПУ. – 2016. – №6. – С. 32 –37.
9. В помощь организа.торам педагогического процесса: Пособ. Для руководителей дошк. Учреждений/ Авт.-сост. Е. Н. Радлинская. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 45 с.
10. Житко, И. В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования, родителей / И. В. Житко. – Минск : Выш. шк., 2005. – 78 с.
11. Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. – Мн : Выш. шк., 2007. – 72 с.
12. Жукова, Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе / Р. А. Жукова. – Волгоград : Учитель-АСТ, 2005. – 108 с.
13. Карпова, Е. В. Дидактические игры / Е. В. Карпова. – Ярославль : Академия развития, 2017. – 240 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2007. – 416 с.
15. Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
16. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития / Н. А. Менчинская. – М. : МПСИ, 2004. – 512 с.
17. Миронова, Р. М. Вместе весело играть / Р. М. Миронова. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 52 с.
18. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 384 с.
19. Непомнящая, Н. И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики) / Н. И. Непомнящая. – М., 1983. – 112 с.
20. Попова, В. И. Игра помогает учиться / В. И. Попова // Начальная школа. – 1997. – № 2. – С. 39 –41.
21. Репина, Г. А. Диагностика логико-матема.тического развития детей с помощью материалов для математического моделирования / Г. А. Репина // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 16–21.
22. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 2012. – 376 с.
23. Старжинская, Н. С. Некоторые особенности развития детской игры в современном социокультурном пространстве / Н. С. Старжинская // Сб. науч. статей. – Витебск : УО ВГУ им. П. М. Машерова, 2011. – С.61 – 67.
24. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е. А. Стребелева. – М. : «ВЛАДОС», 2017. – 330 с.
25. Тимофеева, Н. А. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях / Н. А. Тим.офеева // Инновационная наука. – 2017. – №1. – С. 176–179.
26. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных матматических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1980. – 65 с.
27. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербак.ова. – Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 392 с.
28. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Академия, 2009. – 188 с.