ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
1.1 Подходы к профессиональной успешности и неуспешности психологии
1.2 Понятие и сущность профессиональной компенсации
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей компенсации личностью профессиональной неуспешности
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня социально-экономические и глобализационные процессы, происходящие в нашей стране и в мире в целом, вызывают объективные процессы глубокой трансформации сферы профессионального труда, возрастание роли профессионализма во всех областях деятельности человека, требования к личности работника. В настоящее время остро стоит вопрос о профессиональной успешности специалиста, которая выступает барьером для различных профессиональных деформаций и дезадаптации личности субъекта труда.
Профессиональная успешность специалиста предполагает наличие таких психологических характеристик, которые обеспечивали бы ее функциональность, адаптивность, благополучие. В профессиональной деятельности возникают ситуации, приводящие к психическому напряжению, повышенному эмоциональному реагированию, что отражается на результатах деятельности, выборе способов решения возникающих проблем, способах построения взаимоотношений. Успешность профессиональной деятельности определяется степенью соответствия психологических характеристик личности содержательным специфическим требованиям профессии.
На профессиональную успешность влияет много различных внешних и внутренних факторов. Особое влияние оказывают индивидуально-психологические факторы: наличие определенных характерологических особенностей личности (профессионально важных качеств), развитых коммуникативных умений, навыков саморегуляции и т.д.
Индивидуально-психологические особенности человека влияют на его деятельность не непосредственно, а через сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции активности, которые опосредуют достижение профессиональных целей, проявления самостоятельности, автономности, настойчивости и других субъектных системных свойств, способствующих компенсации неуспешности профессиональной деятельности.
Неуспешным считается работник, несущий слишком большие затраты для достижения заданного уровня профессиональной эффективности. Однако, субъект труда может компенсировать отсутствие тех и иных способностей, которые необходимы для продуктивного выполнения своей деятельности.
Проблемной профессиональной компенсации занимались такие зарубежные (А. Адлер, К. Юнг) и советские (Н.А. Вигдорчик, А.К. Маркова, Е.П. Ильин и др.) психологи. Среди современных ученых, которые интересовались данной проблемой, можно назвать В.В. Пронина, В.А. Толочек Я.С. Хаммера, Р.Н. Хакимзянова и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
1.1 Подходы к профессиональной успешности и неуспешности психологии
Успешность представляет собой способность и умение достигать успеха. Успешным принято считать человека, успешно достигающего своих целей, ощущающего это и имеющего в этом признание окружающих. Под профессиональной успешностью понимается совокупность позитивных результатов, накопленных в течение карьеры. Существуют как объективные, так и субъективные компоненты профессиональной успешности. К объективным компонентам традиционно относятся размер заработной платы, уровень занимаемой должности, карьерный рост. К субъективным компонентам относятся совокупность суждений человека о собственных профессиональных достижениях и результатах [16, с. 296].
Профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации труда (регламентации), условий и процесса (содержания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом [24, с. 149].
В научной литературе представлены два концептуальных направления, в которых осуществляются попытки дать определение успешности профессиональной деятельности, или деятельностного успеха: «линейный» и «категориальный» подходы (Р. Стивенс, В.М. Розин, В.С. Степин). С точки зрения линейного подхода успех деятельности специалиста традиционно ассоциируется с эффективностью этой деятельности. Здесь особое внимание уделяется метрическим показателям успеха – производительности, статусу, должности, заработной плате.
В рамках категориального подхода исследуются профессиональные и личностные особенности, внутренних факторы тех действий, которые имеют решающее значение для достижения успешности. Различные авторы изучают личностные и индивидуальные показатели успешности профессиональной деятельности [21, с. 93]. Исследования Р.Г. Тернера показали, что успешность сотрудника организации зависит от его личного усилия, отношений сотрудника с другими людьми – с наставников, имеющего вес в профессиональной среде. Дж. Г. Гринхаус выделил семь групп характеристик, которые тем или иным образом связаны с успешностью в профессиональной деятельности: стратегии карьеры, межличностные отношения, семейные отношения, инвестиции в человеческий капитал, мотивационные факторы, организационные характеристики и характеристики личности [15, с. 113].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИИ ЛИЧНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления индивидуально-психологических особенностей компенсации личностью профессиональной неуспешности нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление индивидуально-психологических особенностей компенсации личностью профессиональной неуспешности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ООО «Сервисный центр Веста». В исследовании приняли участие 20 сотрудников в возрасте 20-30 лет. Выборку исследования составили неуспешные сотрудники (на основании экспертной оценки руководителя организации). Неуспешность сотрудников проявляется в низкой результативности, пассивности в трудовой деятельности.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник структуры темперамент (ОСТ) В.М. Русалова [17].
Цель: диагностика особенностей индивидуальности, свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Шкалы методики: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность.
Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). В нашем исследовании применялся опросник для взрослых.
Опросник содержит 105 утверждений. Испытуемым предлагается оценить ряд утверждений, выбрав один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что профессиональная успешность представляет собой интегральный показатель позитивных результатов, накопленных работником в течение профессиональной карьеры с личностными характеристиками. Основными составляющими профессиональной успешности сотрудника выступают: соответствие характеристик, качеств сотрудника организации требованиям определенной профессии; результативность в профессиональной деятельности; карьерное продвижение; уровень профессиональных знаний, умений и навыков; эффективность построения межличностного общения на различных уровнях взаимодействия в профессиональной деятельности. Выраженные анти-профессионально-важные качества выступают предпосылкой профессиональной неуспешности. Анти-профессионально-важные качества – это качества, которые в случае своей интенсивной выраженности, с одной стороны, и нескомпенсированности профессионально-важным качествами, с другой стороны, будут приводить к отрицательным результатам профессиональной деятельности.
Профессиональная компенсация рассматривается как форма профессионального приспособления, направленная на возмещение недостатка соответствия субъекта труда требованиям профессиональной деятельности. Профессиональная компенсация представляет собой заменяемость недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высоким уровнем развития другого качества. Это происходит путем использования имеющихся в наличии свойств и качеств, свойств и качеств другого человека, особенностей субъект-субъектных взаимосвязей, возникающих в процессе профессиональной деятельности, отличных от возмещаемых. В процессе профессиональной компенсации дефект, мешающий выполнять определенный вид деятельности, между наличными индивидуально-личностными особенностями и требованиями профессии уравновешивается. Существуют различные типы компенсации: интропсихический тип компенсации, компенсация на уровне стратегии, компенсация на уровне опыта, компенсация на уровне стиля деятельности.
Проведенное эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей компенсации личностью профессиональной неуспешности позволило выявить, что неуспешные сотрудники обладают такими свойствами темперамента, как: низкая эргичность, высокая социальная эргичность, низкая пластичность, высокая социальная пластичность, средний темп, средний социальный темп, низкая эмоциональность, средняя социальная эмоциональность.
1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб. : Академический проект, 2000. – 254 с.
2. Анисимова, Н.П. Компенсация как универсальный механизм адаптации и развития личности / Н.П. Анисимова // Ярославский педагогический вестник. – 1996. – № 2. – С. 10-12.
3. Видгорчик, А.А. Компенсаторное профессиональное приспособление. История советской психологии труда / ред. В.П. Зинченко. – М. : Изд-во МГУ.1983. – С. 213-222.
4. Деркач A.A. Развитие ценностной сферы профессионала / А.А. Деркач. – М. : Изд-во РАГС, 2001. – 482 с.
5. Дикая Л.Г. Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 942 с.
6. Ильин, Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. – 1983. – № 5. – С. 95-99.
7. Карпов, А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности / А. В. Карпов // Психология труда. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
8. Каяшева, О.И. Представления о профессиональной успешности у преподавателей высших учебных заведений с разным уровнем макиавеллизма / О.И. Каяшева, З.Г. Ханова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 159-163.
9. Клищевская, М.В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М.В. Клищевская. Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. – 1999. – № 4. – С. 177–182.
10. Кондрашихина, О.А. «Темные» качества личности в контексте анти-профессионально-важных качеств студентов-психологов / О.А. Кондрашихна // Психолого-педагогический журнал «Гудеамус». – 2020. – № 1. – С. 53-60.
11. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
12. Опросник В.Ф. Ряховского для определения уровня общительности // Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб., 2010. – С. 153-155.
13. Пронин, В.В. Индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности : автореф. дис. канд. психол. наук / В.В. Пронин. – М., 2002. – 28 с.
14. Родина, О.Н. О понятии «Профессиональная успешность» / О.Н. Родина // Вестник Московского Университета. – 1996. – № 3. – С. 60-67.
15. Родионова, Е.А. Психологические факторы эффективности сотрудников современного предприятия / Е.А. Родионова. – СПб. : Научно-технические ведомости. – СПбГПУ. 2011. Выпуск 2 (124). – С. 109-115.
16. Родионова, Е.А. Субъектный подход к определению профессиональной успешности / Е.А. Родионова // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. – М., 2013. – С. 295-308.
17. Русалов, В.М. Опросник структуры темперамента (ОСТ) / В.М. Русалов. – М.: ИП АН СССР, 1990. – 50 с.
18. Сабиров, Р.Г. Факторы и условия профессионального становления будущих офицеров / Р.Г. Сабиров // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 1. – С. 379-383.
19. Смирнова, Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография / Е.А. Смирнова. – Шуя: Издательство «Весть», 2006. – 132 с.
20. Соколова, А.С. Критерии профессиональной успешности специалистов службы технической поддержки / А.С. Соколова // Современная психология : материалы науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 64-65.
21. Теплинских, М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы / М.В. Теплинских // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 92-97.
22. Толочек, В.А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) / В.А. Толочек // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 3. – С. 27-62.
23. Хакимзянов, Р.Н. Психологическое содержание профессиональной успешности субъекта деятельности / Р.Н. Хакимзянов // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 3. – С. 250-253.
24. Хаммер, Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я.С. Хаммер // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 147-153.
25. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: «Университетская книга, 1997. – 709 с.