ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Характеристика понятия «семейные традиции»
1.2 Характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся старших классов
1.3 Содержание работы школы по формированию семейных традиций
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ полученных результатов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
3.1 Характеристика проекта
3.2 Ход и результаты частичной апробации проекта
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев. Это обусловлено усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Подрастающее поколение, сталкиваясь с рядом социальных проблем, все больше становится ориентированной на индивидуализм и потребительство, при которых происходит снижение значимости семейных ценностей. В то же время в усложнившихся условиях современного бытия нельзя сказать, что семья потеряла свою уникальность как посредник между интересами личности и общества. Стоит отметить, что такие причины как, например, переход к рыночным отношениям, снижение доходов у немалой части населения резко отразилась на стабильности семьи, в частности ее воспитательном потенциале. Эти причины привели к кризису семейных ценностей в современной семье. Как итог этого кризиса – разъединение старших и младших поколений. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.
Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для подростка семья является определенной общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции поддерживают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают их.
Становление системы семейных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является подростковый возраст. В этот период закладываются основы формирования таких семейных ценностей как готовность к семейной жизни, ориентация на родительство, преемственность поколений, стабильность, наличие поддержки.
Формирование семейных ценностей представляет собой социальный процесс становления и дальнейшего развития у молодого поколения представлений о содержании семейных норм, семейных ролей, а также представлений о различных сторонах семейных отношений, характерных для того или иного типа семьи на протяжении всего процесса социализации молодого поколения. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Характеристика понятия «семейные традиции»
В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла.
Семья является предметом изучения многих наук – социологии, экономики, юриспруденции, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из этих наук, в соответствии со своей темой, изучает конкретные аспекты функционирования и развития семьи. Экономика – аспекты семейного потребления и его участия в производстве материальных товаров и услуг. Этнография – характеристика образа жизни и опыта семей с различными этническими особенностями. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее образовательные возможности [9, 56].
Семья – это первая социальная общность в жизни человека, благодаря которой он приобретает опыт и пример социального поведения. В семье человек делает свои первые шаги, испытывает свои первые радости и печали. Семья – первый скульптор, который формирует, как физическую, так и духовную личность. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнана [15, 60].
В широком смысле семья как социальный институт представляет собой модель социальных отношений, отражение современного состояния личности, социально–психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.
В узком смысле семья – это небольшая социальная группа общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на браке и родстве, то есть это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственники, которые живут вместе и ведут общее хозяйство [24, 52].
Содержание семьи определяется ее функциями:
1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ
2.1 Организация и методики исследования
Целью исследования является выявление ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников.
База исследования: ГУО «Средняя школа №108 города Минска».
В исследовании ценностного отношения к семейным традициям приняли участие ученики 10 класса – 30 человек, возраст старшеклассников 15–17 лет.
Задачи исследования:
- выявление уровня ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников;
- определение сформированности представлений о семейных ценностях у подростков;
- определение психологического климата в семье.
1. Для выявления ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников была использована методика: анкета для учащихся «Семейные традиции» (Приложение 1).
2. С целью определения сформированности представлений о семейных ценностях у подростков нами был использован опросник «Семейные ценности» (М.В. Мартынова) [16] (Приложение 2).
3. С целью определения психологического климата в семье, который позволяет чувствовать себя комфортно рядом с близкими был использован тест «Биополе семьи», В.В. Бойко [5]. (Приложение 3).
Подобранный комплекс методик диагностических методик, позволяет определить:
– представления подростков о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, продолжении рода, заботе о младших и старших;
– выявить положительный или отрицательный психологический климат, сложившийся в семье;
– полноту и глубину знаний о значимости семейных традициях у старшеклассников;
– характер эмоционального восприятия семейных ценностей и традиций.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
3.1 Характеристика проекта
На базе ГУО «Средняя школа №108 города Минска» в соответствии с целями и задачами исследования, нами был разработан проект, направленный на формирование ценностного отношения к семье и семейным традициям у старшеклассников.
Целесообразность разработки проекта обоснована тем, что, дети и их родители не до конца понимают значения семейных ценностей и традиций, не осознают их значимость. Старшеклассники редко проявляют заботу по отношению к младшим сестрам и братьям, а также к старшим взрослым, что может быть связанно с отсутствием такого опыта в своей семье. Также большинство старшеклассников имеет мало опыта культурного времяпровождения всей семьей и организации уюта в домашнем пространстве. При этом по категории «любовь» большинство старшеклассников склонны признавать любовь – важной и главной ценностью, на которой строиться семья. Преобладающий уровень психологического климата в семье – средний, а это значит, что для таких семей характерно наличие редкий скрытых конфликтных взаимоотношений, а также отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивная энергетика.
По мнению многих ученых, семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни нация, ни культура, ни сообщество не могут обойтись без семьи. Общество и государство заинтересованы в его позитивном сохранении, укреплении и развитии. Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в крепкой и надежной семье.
Основа личности закладывается в раннем возрасте, но именно старший школьный возраст сензитивен для формирования семейного идеала как высшей ценности, поэтому в этот период можно влиять на формирование образа успешной, счастливой, идеальной семьи, даже если в жизни старшего ученика есть негативный опыт.
В настоящее время существует множество факторов, оказывающих негативное влияние на формирование жизненных и семейных ценностей и традиций. Не секрет, что проблема семьи и ответственного родительства существует в нашем обществе. Дети, выросшие в неполных семьях, в неблагополучных и трудных жизненных ситуациях, не редкость, а часто являются нормой нашего времени. К сожалению, из-за утраты духовной близости между детьми и родителями подрастающее поколение теряет поведенческие нормы семейного воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейные традиции – это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, принимающих статус не писанного семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Семья дает ребенку главное – любовь, взаимовыручку, интимно–личностную связь и единство с родными. Это то, что не может дать никакой другой социальный институт. Только положительный пример родителей приобщает детей к тем или иным традициям.
Старший школьный возраст – это сензитивный период воспитания ценностного отношения к семье и семейным традициям, которое включает в себя определенные знания о семейных ценностях, личную заинтересованность в создании семейных отношений, стремление к идеалу поведения, демонстрирующего это ценностное отношение. Все это создает благоприятную основу для развития высокого уровня семейных ценностей. В старшем школьном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения. Система ценностных ориентаций у старшеклассников составляет основу отношений к себе самому, к другим людям, к окружающему миру и основу мировоззрения. Именно в это период, ценности, привитые в детстве ребенку семьей, проверяются на прочность.
Перед современными педагогами стоит ответственная задача. Они должны вести образовательный и воспитательный процесс таким образом, чтобы не только расширить представления о культуре, народных и семейных традициях у учащихся, но и закрепить на высоком уровне те ценности, что уже сформированы в их семьях, а также способствовать формированию именно тех ценностей и традиций, которые в дальнейшем дети захотят перенести в собственные семьи. Для успешного воспитания у старшеклассников ценностного отношения к семье и семейным традициям необходимы совокупность форм и методов воспитания. Выбор того или иного метода и формы воспитания зависит от целей, которые ставит себе педагог, от возрастных особенностей детей и от степени подготовленности класса.
По результатам эмпирического исследования установлено, что старшеклассники не до конца понимают значения семейных ценностей и традиций, не осознают их значимость. Старшеклассники редко проявляют заботу по отношению к младшим сестрам и братьям, а также к старшим взрослым, что может быть связанно с отсутствием такого опыта в своей семье. Также большинство старшеклассников имеет мало опыта культурного времяпровождения всей семьей и организации уюта в домашнем пространстве. Дети и продолжение рода как высшая семейная ценность не рассматривается старшеклассниками. При этом по категории «любовь» большинство старшеклассников склонны признавать любовь – важной и главной ценностью, на которой строиться семья.
1. Акутина, С.П. Теоретико-методологические основы воспитания духовных семейно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина. – М., 2012. – С. 8.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2014. – С. 244
3. Аронина, И.А. Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи / И.А. Аронина. – № 4. – 2006. – С. 108 – 111.
4. Баринова, Т. Семейные традиции как часть общечеловеческой культуры и социально-педагогическое явление / Т. Баринова // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 4. – С. 64 – 75.
5. Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. – М., 2013. – № 10. – С. 6–15.
6. Биктагирова, Г.Ф. Семейная педагогика: Краткий конспект лекций / Г.Ф. Биктагирова. – Казань, 2014. – С. 29
7. Богданова, И.В. О возрождении традиций семейного воспитания / И.В. Богданова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 3. – С. 18 – 20.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2016. – 464 с.
9. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие / С.В. Васильева – СПб, 2015. – С. 128
10. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников, – № 3, – 2012 г., С. 15 – 20.
11. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников, – 2003. – № 5. – С. 24 – 28.
12. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2011.– № 5. – С. 99–107.
13. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально–педагогическая работа. – 2011. – № 4. – С. 53–57
14. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников // Социологические исследования. – 2010. – № 8. – С. 118–122.
15. Дорохина, Н.А. Особенности воспитательного взаимодействия между родителями и старшими поколениями в семьях школьников / Н.А. Дорохина // Наука и школа. – 2009. – № 1. – С.60 – 61.
16. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
17. Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей школьного возраста / Т.И. Ерофеева. – М.: Педагогика, 2006. – 169 с.
18. Залевская, Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания / Н.А. Залевская, С.А. Есенина. – М.: Образование. – 2004. – № 6. – 16 – 24 с.
19. Иванова, Н.П. Воспитание в семье в контексте социальных изменений / Н.П. Иванова, И.А. Бабылева // Начальная школа. – 2004. – №3. – С. 6 –13.
20. Калачёва, И.И. Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развития / И.И. Калачёва. – Минск: Респ. Ин-т высш. шк., 2008. – 77 с.
21. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
22. Каратаева, Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей школьного возраста / Н.А. Каратаева. – Шадринск: Изд-во Шадринский гос. пед. институт, 2007. – 118 с.
23. Коробкова, В.В. Воспитательный потенциал семьи / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – 99 – 102 с.
24. Котельникова, Ю. Тренинг «Мы вместе» // Воспитание школьников, –№ 3, – 2011 г., С. 50 – 52.
25. Кузнецова, Л.В. Семья как воспитательная среда ребёнка / Л.В. Кузнецова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 12. – 84 – 89 с.
26. Кузьмина, И.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего школьного возраста / И.В. Кузьмина. – 2008. – № 4. – С. 10 – 16.
27. Лебедев, П.А. Семейное воспитание: хрестоматия: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 512 с.
28. Метлякова, Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования: учеб. – метод. пособие; Перм. гос. гуманит.–пед. ун–т. – Пермь, 2013. – 330 с.
29. Пеккин, И.В. Воспитание семейных ценностей в системе образования / И.В. Пеккин // Образование. – 2004. – № 12. – С. 3 – 8.
30. Пятковская, Т.А. Семья как фактор воспитания / Т.А. Пятковская// Родительское собрание. – 2003. – № 3. – С. 23 – 29.
31. Сатир В. Вы и ваша семья / В. Сатир. – М.: Апрель–Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 25 с.
32. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
33. Смагина, Л. Современная белорусская семья / Л. Смагина // Адукацыя і выхаванне. – 2007. – № 6. – 3–8 с.
34. Стяжкина, А.С. Создание традиций семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 14. – 51–55 с.
35. Урбанович, Л. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье // Воспитание школьников. – 2014. – №1.– С. 45–49
36. Федоренко, С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учебно-методическое пособие / С.С. Федоренко. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с.
37. Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений / Л.Д. Шнейдер. – М.: Апрель–пресс, 2014. – С. 512
38. Шумилин, Б.А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте / Б.А. Шумилин. – М., 2013, – С. 35