Глава 1. Теоретико-методологические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством творческих заданий
1.1 Комплексная характеристика воображения как психического процесса
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
1.3 Роль творческих заданий в развитии воображения детей дошкольного возраста
Список литературы
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития воображения детей дошкольного возраста посредством творческих заданий
1.1 Комплексная характеристика воображения как психического процесса
Человек как субъект деятельности не только воспринимает и осознает окружающий мир, но и изменяет его – преобразовывает действительность, создавая предметы, которых ранее не существовало. Человек не мог бы всего этого делать, если бы у него не было бы способности представлять себе результат своих действий. Чтобы преобразовывать окружающий мир, необходимо уметь преобразовывать его в своих мыслях, представлении.
По определению С.Л. Рубинштейна, воображение – это психический процесс преобразования представлений, которые отражают реальную действительность, а также создание на данной основе новых представлений [17, c. 263].
Процесс воображения характерен лишь для человека и относится к специфическим видам его психической активности. Как отмечают А.О. Слепцова и Н.В. Жилкина, воображаемый образ является своеобразной психической моделью продукта будущего, что способствует его предметному воплощению в реальную жизнь [19].
Продукт воображения может выступать в качестве:
– образа конечного результата реальной предметной деятельности;
– картины собственного поведения в условиях информационной неопределенности;
– образа ситуации, разрешающей актуальные для конкретного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем [16, с. 152].
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Период развития детей дошкольного возраста характеризуется формированием основных личностно-психологических особенностей, именно в это время создаются предпосылки для формирования социальных и нравственных качеств личности. Социальная ситуация развития – интересы ребенка находятся в мире взрослых.
Ребенок дошкольного возраста активно развивает зрительное и творческое мышление, невообразимую память и формирует основы логического мышления. Формируется «символическая функция сознания», которая создает возможность решать задачи «для себя» во внутреннем плане. Наличие внутренней поддержки, признаков наличия реальных предметов и дает возможность детям решать достаточно сложные задачи в своем сознании, что необходимо для успешной учебной деятельности в первых классах школы.
В период с 5 до 7 лет ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый человек действует не только как конкретный человек, но и как образ. Этот возраст характеризуется периодом, когда сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста и становится значимым лицом общения. Дети этого возраста начинают воспринимать и себя, и другого, сверстника, в целом человека, проявлять к нему личное отношение [1, с. 135].
Старший дошкольник стремится участвовать в жизни общества в целом, прием в школу более доступен в его восприятии как способ реализации этого стремления. Ребенок стремится всеми возможными способами продемонстрировать, что он уже взрослый, что он много знает и понимает и что он или она хочет постоянно участвовать во взрослых разговорах, выражать свое мнение и даже навязывать его другим [5, с. 213].
1.3 Роль творческих заданий в развитии воображения детей дошкольного возраста
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.
Периодизация психического развития, предложенная Л. С. Выготским, ставит воображение [6]) в центре психологических новообразований дошкольников.
Произвольность воображения проявляется в умении дошкольника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Кроме того, у детей постепенно формируется способность к выполнению действий, в том числе планирования в уме. Таким образом, рассматривая воображение как возможность осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в дошкольном возрасте.
С точки зрения Л. С. Выготского, воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано. Но чтобы соответствующим образом действовать, необходимо создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта.
Формировать творческую деятельность — значит формировать такие ее качества и приемы выполнения, которые ей присущи. Управление творческой деятельностью осуществляется через постановку соответствующих заданий, активизирующих проявление составляющих ее приемов выполнения [3].
1. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии. / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2018. – 361 с.
2. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анциферова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л. В. – 2 -е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
3. Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения / А. К. Артемов. – Самара: СГПУ, 1995. – 119 с.
4. Асеев, В. Г. Возрастная психология. / В.Г. Асеев. – Иркутск: Университет, 2009. – 289 с.
5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. / А.С. Белкин. Екатеринбург: Университет, 2012. – 328 с.
6. Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность/ М. Б. Беркинблит, А. В. Петровский. – М.: ИПЛ, 2008. – 136 с.
7. Богусловская, З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры/ З.М. Богусловская // Известия АПН РСФСР. – Вып. 64. – 2015. – №4. – С. 26-33
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2018. – 365 с.
9. Гашаров Н. Г., Махмудов М. Х. Дивергентные задачи как средство развития креативности мышления / Н. Г. Гашаров, М. Х. Махмудов // Начальная школа. – 2014. – № 2. — 68 с.
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин— СПб.: Питер, 2011. — 402 с.
11. Дыбина, О.В. Генезис исследования проблемы творчества / О.В. Дыбина // Известия РГПУ. – 2010. – № 1. – С. 327-333.
12. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко – М.: 1986. – 197 с.
13. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
14. Комский Д. М. Основы теории творчества / Д. М. Комский. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1993. – 77 с.
15. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С. 37–41.
16. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 562 с.
18. Савина, Е.А. Введение в психологию: курс лекций / Е.А. Савина. – М: «Прометей» МПГУ, 1998. – 252 с.
19. Слепцова, А.О. Фантазия как внеэтическое поле творческой деятельности / А.О. Слепцова // Вестник АГУ. – 2012. – № 1. – С. 11–16.
20. Ососова, Е. Г. Организация творческой деятельности в математическом образовании старших дошкольников / Е. Г. Ососова, Т. В. Федорова // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 138-141.
21. Эльконин, Д.Б. Возрастная психология. / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 289 с.