ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Степень разработанности проблемы. Обзор научной литературы по теме
1.2 Особенности технологии концертно-зрелищной деятельности
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРA ЭСТРАДЫ КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организационная структура и деятельность Государственного молодежного театра эстрады
2.2 Анализ концертно-зрелищной деятельности Государственного молодежного театра эстрады
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Современная социокультурная ситуация характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в социально-культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. В современных социально-культурных учреждениях следует добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям. Отсюда следует, что эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью социально-культурного учреждения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Степень разработанности проблемы. Обзор научной литературы по теме
Как отрасль научного знания и учебный предмет социально культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, собственной системой закономерностей, принципов и правил. В отличие от других направлений культурологии, социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум.
На сегодняшний день в научной литературе накоплен значительный фонд теоретических знаний, характеризующих сущность процесса культурной деятельности, а также технологии концертно-зрелищной деятельности. Изучением проблемы развития личности в пространстве культуры занимались М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Г.С. Батищев, В.А. Конев, Н.Б. Крылова, К. Леви-Строес, Ю.М. Лотман, Ю.А. Лукин, Б. Малиновский, Т.И. Ойзерман, С.И. Олифер и др.
Также в контексте данного исследования особы интерес представляют исследования социально-культурной деятельности таких авторов как: Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.А. Леванова, Э.И. Сокольникова, В.Я. Суртаев, В.В. Туев, М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Л.С. Жарков, М.Б. Зацепина, Г. Тульчинский, С.Н. Иконникова и др.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРA ЭСТРАДЫ КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организационная структура и деятельность Государственного молодежного театра эстрады
История Минского Молодежного театра эстрады началась относительно недавно – в 1997 году, когда в городе появился необычный театр, репертуар которого состоял в первую очередь из концертных программ различных жанров и направлений. Первый художественный руководитель театра, заслуженный артист Беларуси О. Тиунов изначально ориентировал свой творческий коллектив на то, чтобы программы были построены не только на классическом, но и на современном музыкальном материале.
Театр является театрально-зрелищной организацией культуры, основным видом деятельности которой является проведение театрально-концертных мероприятий. Молодежный театр эстрады относится к концертным организациям, что объясняется спецификой деятельности театра – все программы базируются на основе эстрадного жанра. Так, Молодежный театр эстрады является республиканским некоммерческим юридическим лицом – учреждением. Государственное учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
За свой не столь долгий творческий путь Молодежный театр эстрады успел полюбиться жителям столицы и превратиться в одно из любимых мест проведения досуга. На территории театра проводятся мероприятия для различных групп населения: детей, молодежи, взрослых, пожилых людей, что отражается в репертуаре организации. Населению предоставляется возможность посетить концерты, спектакли, проекты отечественных телеканалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было дано определение социокультурной деятельности, как социально ориентированной работы человека по выявлению, сохранению, распространению, освоению и трансляции культурных ценностей, накопленных определенным обществом, этносом, личностью. Такая деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека, или, как ее называют, досуговую. Были выделены также три основные функции концертно-зрелищной деятельности: отдых, развлечение, саморазвитие личности.
В ходе исследования были выявлены широкие возможности концертно-зрелищной деятельности, которые приобщают к духовным ценностям заложенным в осуществлении преемственности различных культур, реализуют нравственные и эстетические нормы культуры. В сфере досуга создаются, сохраняются и передаются из поколения в поколение образцы культурных традиций через разнообразные формы обучения, просвещения, воспитания, подключения индивидов, социальных групп к культурно-досуговой деятельности. Познавательно-развивающие возможности концертно-зрелищной деятельности зависят как от внешних условий досуговой сферы, так и от внутреннего богатства личности, разнообразия ее культурных запросов.
Таким образом, задачей организаторов концертно-зрелищной деятельности является максимальная реализация развивающих культурно-досуговых программ для населения.
В ходе работы была проанализирована деятельность и организационная структура Государственного молодежного театра эстрады. Было установлено, что организационная структура является линейно-функциональной.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2006.
2. Ариарский, М.Л. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М.Л. Ариарский. - СПб., 1999.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. – М. : Академия, 2012.
4. Брусов, С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования / С. Брусов. - Свердловск, 1991.
5. Бутенко, М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития : учеб. пособ. / М.Э. Бутенко. – СПб. : СПГУКИ, 2005.
6. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Организация и методика клубной работы / Д.М. Генкин. – М.. 1975.
7. Дюмазедье, Ж.Р. Планирование досуга и культурное развитие / сб. ст. Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага : «Обрис», 1966.
8. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2004.
9. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.) : теоретико-методологический и исторический аспекты \ Е.М. Клюско. - М. : МГУКИ, 1999.
10. Леонтьев, А.Н. Культура, поведение и мозг / А.Н, Леонтьев. – М., 1970.
11. Литовкин, Е.В. Генезис и этапы культурно-просветительной работы // вестник МГУКИ. № 4. / Е.В. Литовкин. – М., 2003.
12. Литовкин, Е.В. Социально-культурная деятельность в контексте современного исторического знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №1 / Е.В. Литовкин. – М, 2003.
13. Наумчик, В.Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности / В.Н. Наумчика. - Минск, 2004.
14. Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития / Вестник Омского университета, вып. 3 / В.Е, Новаторов. – Омск, 1999.
15. О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры : рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года.
16. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика : межвуз. сб. науч. ст ./ ред.-сост. В.В. Туев. – Кемерово : КемГАКИ, 2002.
17. Филатова, О.Г. Социология культуры: конспект лекций / О.Г. Филатова. - СПб. : Михайлов. - М., 2000.
18. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2007.