Введение
1 Теоретические основы проблемы развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами обуви
1.1 Анализ исследований по проблеме необходимости развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста, в том числе в повседневной жизни
1.2 Изложение содержания формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметах обуви (в образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования для каждой возрастной группы)
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами обуви
2.1 Выявление необходимого объема математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах обуви
2.2 Описание методов развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по формированию представлений у ребенка о предметах обуви
2.3 Описание обучающих ситуаций на занятиях и в нерегламентированных видах деятельности детей, способствующих интеграции развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процесс работы по формированию представлений у ребенка о предметах обуви
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы обусловлена тем, что одной из важнейших предпосылок овладения элементарными математическими представлениями является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем математического словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова. В связи с этим практическая педагогика встает перед необходимостью более полного освещения вопросов о развитии математического словаря детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни. В ходе своего развития речь детей тесно связанна с характером их деятельности и общения. Развитие математического словаря осуществляется в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с людьми. В связи с обозначенной проблемой ее изучение определяется несколькими аспектами: необходимостью социализации ребёнка и его личностного развития; успешным решением образовательно – воспитательных задач на этапе дошкольного образования; специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития математического словаря в повседневной жизнедеятельности.
Вопросам развития математического словаря у детей дошкольного возраста посвящены работы следующих авторов: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, И.В. Житко, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. Эффективным средством развития математического словаря по данным этих авторов считаются различные виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.). Помимо этого огромным потенциалом для обогащения математического словаря обладают реальные условия жизнедеятельности ребенка и взаимодействие с предметами домашнего обихода. Однако в современной педагогической научной литературе отмечается недостаточно исследований, раскрывающих практические аспекты данной проблемы. Неразработанность проблемы развития математического словаря дошкольников не позволяет максимально полно и успешно решать эту задачу. В связи с этим была сформулирована следующая цель исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методы и подобрать соответствующие обучающие ситуации по развитию математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами обуви.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ОБУВИ
1.1 Анализ исследований по проблеме необходимости развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста, в том числе в повседневной жизни
Слово, является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет прежде всего, номинативную функцию. В процессе своего развития речь детей тесно связанна с характером их деятельности и общения.
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера [21, с. 45].
Одним из компонентов словаря являются различные понятия, связанные с усвоением знаний по отдельным образовательным областям. Одной из таких областей является математика.
Математический словарь представлен рядом понятий, характеризующих количественные, пространственные, временные и другие отношения. Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста действительно овладели базовыми математическими представлениями, важно, чтобы они были способны распознавать, понимать и применять широкий диапазон лексики. Одна из основных причин, по которой ребенок может испытывать трудности в этой ситуации, - это трудности с пониманием языка и словарного запаса. Иногда это проблема с новыми и незнакомыми словами, иногда это связано с тем, что знакомые слова могут иметь другое значение в математическом контексте [10, с. 8].
Обучение математике в старшем дошкольном возрасте способствует воспитанию у детей привычки полноценно, логично аргументировать происходящее в окружающем мире. Овладевая математическими знаниями, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, познают математические связи и отношения.
Усвоение математического словаря способствует развитию четкости, точности и логичности мысли, умения пользоваться символикой, раскрывать связи и отношения, обобщать и интерпретировать наблюдаемое.
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ОБУВИ
2.1 Выявление необходимого объема математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах обуви
Цель исследования – выявить необходимый объем математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах обуви.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №16 г. Пинска». В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В исследовании участвовали 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 5,5 лет до 6 лет 5 месяцев.
Организация исследования включала следующие этапы:
1. Подобрать комплекс заданий для исследования объем математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах обуви.
2. Выявить объем словаря по выбранным компонентам.
3. Проанализировать результаты исследования с использованием математической обработки (методы описательной статистики).
Обследование детей проводилось по диагностическим заданиям, предложенным И.В. Житко, Е.И. Щербаковой.
Результаты выполнения каждого задания оценивались по количественно-качественным критериям.
Диагностические задания для выявления необходимого объема математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах обуви:
1. Диагностическое задание «Больше или меньше», направленное на выявление объема словарного запаса по категории «множество». Детям предлагались картинки с изображением нескольких предметов обуви (множеств по 3, по 5, по 7, по 10). На двух картинках разное количество предметов обуви. Детям следует сравнить множества и сказать «большее количество», «меньшее количество», «одинаковое количество».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математический словарь представлен рядом понятий, характеризующих количественные, пространственные, временные и другие отношения. Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста действительно овладели базовыми математическими представлениями, важно, чтобы они были способны распознавать, понимать и применять широкий диапазон лексики. Необходимость развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста, в том числе в повседневной жизни связана подготовкой детей к дальнейшему обучению в школе. В связи с этим развитие математического словаря помогает усвоить такие базовые понятия как количество, число, множество, величины, меры, форма предмета и геометрические фигуры, представления о пространстве.
Анализ содержания образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования позволил выделить следующие направления формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметах обуви в каждой возрастной группе. Эти представления постепенно усложняются, обогащаются и дифференцируются. Закрепляются в повседневной жизнедеятельности детей. Сначала формируются базовые понятия о форме, цвете и величине. Затем эти понятия дифференцируются и предметы обуви классифицируются по различным основаниям.
В соответствии с поставленной целью было проведено исследование, направленное на выявление необходимого объема математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах обуви. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные показали сформированность математического словаря по категории «множество» у большинства детей, принимавших участие в исследовании. Дети правильно употребляют слова «большее количество», «меньшее количество», «одинаковое количество». У большинства детей, принимавших участие в исследовании, сформирован математический словарь по категории «величина». Дети правильно употребляли слова «длинный, короткий», «длиннее», «короче», «одинаковый»; по ширине «широкий», «узкий». Затруднения при ответах вызывало незнание антонимов. Меньшее количество ошибок прослеживалось у детей при подборе антонима к слову «длинный». По результатам диагностики большинство детей имеют достаточный уровень словарного запаса. предложенные задания выполнены правильно без помощи взрослого, дети правильно употребляют слова «правый» и «левый», «правая нога», «левая нога».
1. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников / А. В. Белошистая / Серия «Библиотека учителя». – Ростов н/Д : «Феникс», 2005. – 256 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2003. – 400 с.
3. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
4. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников в 2 частях. Ч.1. / Т. С. Будько. – Брест : БрГУ, 2006. – 46 с.
5. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Проспект, 2009. - 165 с.
6. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург : УрГПУ, 2017. – 289 с.
7. Горуно.вич, Л.Б. Рисуем, играем, размышляем : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Б. Гору.нович. – Мозырь: Нар. асвета, 1999. – 66 с.
8. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова и др. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 160 с.
9. Житко, И. В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 128 с.
10. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М. : Академия, 2016. –160 с.
11. Миронова, Р. М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей : учебно-методическое пособие / Р. М. Миронова. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 180 с.
12. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2008. – 180 с.
13. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 140 с.
14. Смоленцева, А. А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
15. Теория и методика развития речи детей: курс лекций / авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 88 с.
16. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций./ под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
17. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.
18. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания / Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by.
19.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
20. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития / Н. И. Фрейлах. – М. : ИД «Форум», Инфра-М, 2006. – 208 с.
21. Хакунова, Ф. П. Педагогические условия формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОО / Ф.П. Хакунова, А.Н. Аутлева // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 306-310.
22. Хасанова, Д. З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – 497 с.
23. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет / К. В. Шевелев. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
24. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – М. : «Академия», 2004. – 272с.