Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе
1.2 Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
1.3 Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Разработка методических рекомендаций по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением числа детей с имеющих общее недоразвитие речи. Этот тип расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста является одним из наиболее распространенных и представляет собой специфическое проявление языковых аномалий, при котором происходит нарушение формирования основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
У большинства детей дошкольного или младшего школьного возраста при общем нарушении речи в той или иной степени отмечается искажение слоговой структуры слова, которое признается ведущим, устойчивым в структуре речи. Нарушения, связанные с формированием слоговой структуры слов, препятствуют нормальному развитию устного языка: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словарного запаса, формированию грамматической структуры языка и дальнейшему изучению письменной речи.
В этой связи проблема коррекции слоговой структуры слова занимает важное место в современной речевой терапии и становится одной из самых актуальных. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка, процесса его социализации, поэтому распознавание и коррекция речевых нарушений должны осуществляться как можно раньше.
Проблема формирования слоговой структуры слова в младшем школьном возрасте отражена в работах многих ученых и педагогов-практиков: З.Е. Агранович, Н.Г. Алтуховой, С.Е. Большаковой, Н.Г. Борисенко, А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкиной, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкиной и др.
На сегодняшний день установлено, что у детей с нарушением слоговой структуры слова можно добиться достаточно высоких результатов при своевременно начатой коррекционной логопедической работе, комплексном воздействии специалистов учреждения образования, включении в образовательный процесс новых перспективных методов и приемов.
Объект исследования: речевое развития детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности формирования звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности формирования звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Глава 1. Теоретико-методологические основания логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе
Хорошо развитая и хорошо структурированная речь представляет собой определенную направленность взаимодействия человека и общества. Хорошо поставленная речь ребенка служит признаком высокого уровня формирования устной речи. Формирование у подрастающего поколения правильной речи является одной из главных проблем в логопедической терапии.
Термин «слоговая структура слова» обычно используется для обозначения расположения и взаимосвязи слогов в слове.
Слоговая структура слова - это способность чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова - это кинетическая артикуляционная программа; на освоение этой программы влияют компоненты, содержащиеся в самой слоговой структуре [21].
Слог – это минимальная звуковая единица речевого потока, которая образуется одним вздохом. Слово может состоять из различного количества слогов (односложный, двусложный, трехсложный, четырехсложный, многосложный) [8, с.245].
С точки зрения артикуляции слог - это минимальная единица произношения, т.е. такая последовательность речевых движений, которая формируется одиночным импульсом дыхания, одиночным импульсом напряжения мышцы (Л.В. Щерба) или в результате управляющей команды (Л.А. Чистович и др.).
Слог не может нести смысл, а является лишь результатом физиологической последовательности движений артикуляционных органов, дающей определенный акустический результат [17 с. 120].
Согласно акустическому подходу, слог - это волна увеличения и уменьшения звучности. В обоих подходах гласный, представляющий элемент слога, считается верхней частью слога, а согласные - его периферичсекими элементами.
Слоги бывают закрытыми (оканчиваются на согласную) и открытыми (оканчиваются на гласную). Самая распространенная слоговая модель в русском языке - согласный + гласный (СГ), то есть открытый слог. Как отмечает Л.В. Бондарко, речь - это соединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать разное количество согласных.
Глава 2. Эмпирическое исследование логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
Цель экспериментального исследования: выявить уровень сформированности слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ГУО …
Выборка исследования: Всего в исследовании приняли участие 17 детей с общим недоразвитием речи (1 «А» класс). Возраст испытуемых – 6-7 лет лет.
Для определения уровня сформированности слоговой структуры слова и звукопроизношения в исследовании младшим школьникам с ОНР предлагалось выполнить 2 задания, предложенные Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной:
– цель первого задания: выявить сформированность слоговой структуры слова;
– цель второго задания: оценить правильность повторения цепочки слогов.
Для оценки состояния фонематического восприятия включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2).
Задание 1. Детям предлагается повторять за логопедом слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.
При проведении пробы оценка складывается из двух критериев:
1) оценка слоговой структуры слова:
- четкое и правильное произношение (5 баллов);
- замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла);
- изменение структуры слогов в слове, например, замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов (3 балла);
- нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла);
2) оценка звуковой структуры слова:
- правильное произношение (5 баллов);
- повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 балла);
- повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 балла).
Заключение
Проанализировав теоретические источники информации мы пришли к выводу о том, что термин «слоговая структура слова» обычно используется для обозначения расположения и взаимосвязи слогов в слове. Слог – это минимальная звуковая единица речевого потока, которая образуется одним вздохом. Слово может состоять из различного количества слогов (односложный, двусложный, трехсложный, четырехсложный, многосложный). Слоговая структура слова - это относительное положение и соотношение слогов в слове. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе происходит поэтапно. Усвоение слогового состава слова детьми происходит интенсивно с раннего возраста и завершается в дошкольном возрасте. Усвоение звукового состава слова формируется позже усвоения слогового состава. Во время нормального развития любая структура проходит определенные стадии развития, прежде чем ребенок поймет нормативный механизм этой структуры.
При общем недоразвитии речи у детей отмечается недостаточное формирование всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, в которой нарушаются все ее элементы без исключения: фонетико-фонематическая сторона, словарный запас, грамматическая структура. При сложных формах этого нарушения, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова. Искажения слогового состава слова разнообразны у детей с общим недоразвитием речи. Задержка влияния слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется тем, что они очень стойкие. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова препятствуют нормальному развитию устной речи и затрудняют общение детей, а также, конечно, затрудняют анализ и синтез звука, а также поэтому мешают грамотности.
Нарушение слоговой структуры слов является основной трудностью в работе речевой и лингвистической терапии. Цель коррекции слоговой структуры слова – преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Работа по патологии речи должна идти по двум основным направлениям: направление – работа с невербальным материалом; направление – работа над словесным материалом – над материалом отдельных слов и над материалом слов, включенных в предложения, стихи, разъяснения, тексты, т.е. в контексте.
Цель экспериментального исследования: выявить уровень сформированности слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – СПб.: ДетствоПресс, 2001. – 48 c.
2. Андрейченко, Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография / Ред. Г.Г. Инфантовой и Н.А. Сениной. – М. : Флинта, 2003.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 245 с.
4. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.
5. Балакирева, А. С. Логопедия. Ринолалия / А.С. Балакирева. – М. : Издательство Секачёв, 2011.
6. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей дефектологов дошк. учреждений / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукация и воспитание, 2010. – 152 с.
7. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – М., 1977.
8. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –452 с.
9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во КДУ, 2007. – 336 с.
10. Гвоздев, А.Н. Современный русский язык. Фонетика и морфология (Теоретический курс): учебное пособие / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2000. – 432 с.
11. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – М. : Медгиз, 1962. – с 140151.
12. Китаева, Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у школьников с моторной алалией / Н.Н. Китаева // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. –2000. – № 1. – С. 6768.
13. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 512 с.
14. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
15. Коротовских, Т.В. Особенности звукослоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР II – III уровня / Т.В. Коротовских. – 2016. – № 1 (114). – С. 16.
16. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания / Н.В. Курдвановска, Л.С. Ванюкова. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
17. Левина, Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей / Р.Е. Левина. – М. : Просвещение, 1959. – № 4.
18. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина – М.: Аркти, 2005. – 224 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1968. – 367 с.
20. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 654 c.
21. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией [Электронный ресурс] / А.К. Маркова // Педагогическая библиотека [сайт] / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1961. – С. 59- 70. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0055/4-0055-1.shtml.
22. Нищева, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 120 с.
23. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – изд. 9е., перераб. и доп. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. — 445 с.
24. Правдина, О.В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектолог. факультетов педагогических институтов / О.В. Правдина. – 2е изд., доп. и перераб. – М. : «Просвещение», 1973. – 272 с.
25. Филичева, Т.Б. Обследование детей с ОНР и ФФНР: пособие для логопедов и студ. дефект. фак. пед. вузов в 5 книгах / Под ред. Л.С. Волковой. – М. : Владос, 2003.
26. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М. : Эксмо, 2015. – 320 с.
27. Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 560с. – 1 т.
28.