ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические исследования о значении изобразительной деятельности для развития детей дошкольного возраста
1.2 Методические подходы к организации изобразительной деятельности дошкольников в учреждениях дошкольного образования
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Анализ методов организации изобразительной деятельности педагогами в учреждениях дошкольного образования
2.2 Разработка рекомендаций педагогам учреждения дошкольного образования по использованию современных методических подходов к организации изобразительной деятельности дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Впечатления от жизни окружающих детей являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения устанавливается определенное отношение к изображенному ребенку, проясняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения обращения с различными материалами и развивают способность творчески использовать эти навыки в процессе представления объектов и явлений реальности.
Для формирования личности ребенка неоценимы различные художественные и творческие занятия: рисование, лепка, резьба и склейка бумажных фигурок, создание различных конструкций из натуральных материалов и т.д.
Методическая деятельность – это специфическое образное знание реальности. Как и любая когнитивная деятельность, любая когнитивная деятельность имеет большое значение для психического воспитания детей. Для того чтобы сделать процесс обучения детей изобразительному искусству более целенаправленным, всесторонним и эффективным, необходимо регулярно совершенствовать подготовку и мастерство педагогов, внедрять новые методы и формы – методическую работу.
Методическая работа рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на приобретение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методологической работы являются методисты, которые профессионально занимаются этим. Методическая работа является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет совместно с другими (например, педагогической, организационной и т.д.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические исследования о значении изобразительной деятельности для развития детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность очень важна для развития каждого ребенка. В процессе познания мира через природу, мир вокруг них, искусство, дети формируют свой эстетический вкус и понимание красоты. Но особое место в эстетическом развитии ребенка занимает его собственная художественная деятельность, которая играет важную роль в общем духовном развитии. Не менее важным является тот факт, что зрительная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики рук, памяти и воображения и направляет детей к размышлениям и анализу. В процессе занятий по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста сочетаются два вида деятельности: физическая и умственная. Более того, эта визуальная деятельность помогает сформировать целостный язык, обогащает словарный запас [6, с. 74].
Успешный процесс представления художественного образа требует не только тренировки восприятия и необходимых представлений о том, что представляется, но и обучения техническим навыкам и способностям. Часто мало внимания уделяется обучению технике изобразительного искусства. Дети не знают, как правильно держать и использовать инструмент, не знают элементарных приемов и методов движения руками. Все это, наряду с недостаточным знанием материалов, вызывает скованность, неуверенность, неточность и быструю усталость.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Анализ методов организации изобразительной деятельности педагогами в учреждениях дошкольного образования
Исследование было направлено на изучение методов организации изобразительной деятельности педагогами в учреждении дошкольного образования посредством изучения интереса у детей дошкольного возраста к процессу рисования и изобразительной деятельности в целом.
Исследование проводилось на базе …
Развитие художественно-творческих способностей у ребенка – из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия по рисованию, лепке и аппликации помогают детям видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность решает проблемы истории искусства, художественной литературы, когнитивного развития, эвристики, эмоционально-личностных и эстетических ценностей. Изобразительная деятельность является важной, неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, все дети любят художественно творчество. Изобразительная деятельность является одним из важнейших компонентов в развитии личности детей дошкольного возраста. При правильном, компетентном, совместном подходе педагогов и родителей, это будет способствовать гармоничному общему развитию ребенка и обогатит его представления о прекрасном, множестве положительных эмоций.
В учреждении дошкольного образования изобразительная деятельность включает такие виды деятельности, как рисование, моделирование, применение и проектирование. Каждое из этих занятий имеет свои способности представлять опыт ребенка в окружающем мире. Поэтому общие задачи графической деятельности уточняются в зависимости от специфики каждого типа, оригинальности материала и методов работы с ним. Применяемые воспитателем методы обучения направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с графическими материалами целенаправленным, полным и эффективным. Успех образования зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения поставленных целей, т.е. от методов обучения.
Исходя из проведенного анализа в данном учреждении дошкольного образования, можно сделать следующие выводы. В данном учреждении дошкольного образования в процессе организации и проведении занятий по изобразительной деятельности применяют в основном традиционные методы и наглядные пособия.
1. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка Р.Ф. Беляускайте // Психологическая диагностика. – 2004. – № 4. – С. 38-43
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2011. – 243 с.
3. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
4. Дубровская, Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет / Н.В. Дубровская. – Издательство «Детство-Пресс». – 2010. – 144 с.
5. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. – М.: Академический Проект, Мир, 2011. – 192 c.
6. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 120 c.
7. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие Программе воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Издание третье. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 214 с.
8. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
9. Кушнир, Г.В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Г.В. Кушнир. – М.: Сфера, 2010. – 435 c.
10. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2012. – 792 c.
11. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2001. – 276 с.
12. Погодина, С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников / С.В. Погодина. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
13. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М.: Дидакт, 2002. – 321 с.
14. Саллинен, Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы / Е.В. Саллинен. – М.: Каро, 2015. – 200 c.
15. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования / О.А. Соломенникова. – М., 2006. – 176 с.
16. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск :НИО; Аверсэв, 2019. – 416 с.
17. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2014. – 176 c.
18. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд–во «Институт практической психологии». – 1995. – 416 с.
19. Spivak, I.М., Lazurenko, S.B. Graphical visualization in the diagnosis and correction of emotional stress in children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013. – 3. – 30–5
20. Temmoeva, L.A., Shakova, Ch.Ch. Features of psychosomatic disorders in children. – Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. – 2007 – 6. – 27–31