ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-РЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО УТИЛИЗАЦИИ МУСОРА
1.1 Теоретико-методические основы формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста
1.2 Эколого-ориентированная деятельность детей в формировании основ экологической культуры старших дошкольников по утилизации мусора
1.3 Инновационные подходы к определению содержания экологических представлений детей старшего дошкольного возраста об утилизации мусора
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-РЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО УТИЛИЗАЦИИ МУСОРА
1.1 Теоретико-методические основы формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста
В психолого-педагогических исследованиях теоретиков и практиков дошкольного образования доказана возможность освоения детьми различных по содержанию и характеру экологических знаний и представлений, которые входят в экологическую культуру ребенка дошкольника.
Важным компонентом экологической культуры является отношение к природе. Психологи C.Л. Рубинштейн, A.H. Леонтьев, B.H. Мясищев, C.Д. Дерябо, B.A. Левин и др. рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявления. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, в практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего [1, c.29].
1.2 Эколого-ориентированная деятельность детей в формировании основ экологической культуры старших дошкольников по утилизации мусора
Уровень загрязнения окружающей среды определяет экологическую безопасность. Вопрос экологической безопасности связан с основным правом человека жить в чистой окружающей среде. И такая среда должна быть в равной степени доступной для всех членов общества, для всех жителей Земли. Загрязнение окружающей среды является важнейшим показателем экологической проблемы.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Современное гражданство не может быть сформировано без соответствующих представлений ребенка о его личных отношениях с окружающей средой и зависимости его состояния от действий каждого человека. Как подчеркивает Г.A. Ягодин, экологическое образование – это «образование человека, гражданина, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая основы развития и жизни следующих поколений». Формирование такой позиции начинается с действий ребенка в его непосредственном окружении. Даже самые, казалось бы, незначительные действия – посадка деревьев, выращивание цветов, уборка мусора, осмотр территории вокруг детского сада и парка – формируют гражданскую позицию ребенка. А любовь к родине, как утверждал M. Пришвин, неразрывно связана с любовью к природе.
1.3 Инновационные подходы к определению содержания экологических представлений детей старшего дошкольного возраста об утилизации мусора
Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст.
Перед педагогами основной задачей выступает обучение дошкольника относиться, к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
1. Николаева, C.H. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. Пособие / C.H. Николаева. – 3-е изд. – M.: Академия, 2005. –165 c.
2. Глазачев С.H. Экологическая культурология / С. Н. Глазачев, B.И. Игнатова, C.Б. Игнатов, A.A. Марченко. – M.: Московский государственный гуманитарный университет им. M.A. Шолохова, 2008. – 332 c.
3. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников / Л. Каменева, H. Кондратьева, Л. Маневцова, Л. Терентьева. –СПб: Детство-Пресс, 2003. – 320 c.
4. Коломина, H.B. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / H.B. Коломина. – M.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 c.
5. Вернадский, B.И. Биосфера и ноосфера / B.И. Вернадский. – M.: Наука, 1989. – 261 c.
6. Игнатова, B.A. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: монография / B.A. Игнатова; под ред. B.И. Загвязинского. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. – 215 c.
7. Цветкова, И.B. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.B. Цветкова. – M.: Педагогическое общество России, 1999. – 176 c.
8. Зебзеева, B.A. Теория и методика экологического воспитания детей: учеб. пособие / B.A. Зебзеева. – M.: Сфера, 2009. – 288 c.
9. Бутенко, H.B. Роль воспитателя-эколога в формировании экологической культуры у старших дошкольников / H.B. Бутенко // Детский сад от A до Я, 2015. – № 3. – C. 37-40.
10. Николаева, C.H. Теория и методика экологического образования детей / C.H. Николаева. – M.: ACADEMA, 2013. – 336 c.
11. Суравегина, И.T. Как учить экологии / И.T. Суравегина, B.M. Сенкевич. – M.: Просвещение, 2005. – 96 c.
12. Ясвин, B.A. Психология отношения к природе / B.A. Ясвин. – M.: Смысл, 2010. – 456 c.
13. Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической безопасности на основе реализации долгосрочного проекта «Мусор» / H.T. Глухова, C.A. Бурда, C.A. Лапицкая [и др.] // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — C. 32-50. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/181/46600/.